Лента
27 ноября 12:11
Все новости
Очередной виток реформы: в Перми резко повышают стоимость проезда
Федеральное агентство новостей  /  Сергей Воробьев

Масштабной реформе общественного транспорта и маршрутной сети Перми уже три года. Претензии и недовольства горожан в целом стали утихать, к изменениям начали привыкать, хотя вопросы оставались. И вот мэрия вышла с очередной инициативой, которая буквально «убила» горожан. В новом году власти планируют увеличить стоимость проезда.

В прогнозе администрации Перми по отрасли на ближайшие три года — кассовый разрыв вырастет с 2,6 млрд рублей в 2022 году до 3,3 млрд рублей в 2024 году. Его необходимо будет компенсировать из городского бюджета за счет снижения расходов на другие проекты.

В связи с этим городской департамент транспорта предложил поднять стоимость проезда до 37 рублей. Начальник ведомства Анатолий Путин на заседании комитета по экономическому развитию пояснил, что предыдущая методика установления тарифов на перевозки пассажиров, утвержденная в 2011 году, предполагала обеспечение дохода перевозчиков, частично или полностью покрывающего их затраты.

Нужно отметить, что уже в пятницу, 12 ноября, на заседании круглого стола дептранс представил методику с учетом поправок, и себестоимость поездки снизилась до 36 рублей.

По решению суда

По словам руководителя департамента, в связи с переходом на брутто-контракты, сегодня доход перевозчика обеспечен за счет городского бюджета, а объем финансирования привязан к количеству километров.

«Прежняя методика не позволяет рассчитать экономически обоснованный тариф. Кроме того, решением суда от 28 октября 2021 года отмечено несовершенство действующей методики в части отсутствия установления единого тарифа на все виды общественного транспорта», — пояснили ФАН в пермской мэрии.

Очередной виток реформы: в Перми резко повышают стоимость проезда
vk.com / Пермский трамвай/автобус
Ранее четвертый апелляционный суд общей юрисдикции вслед за краевым судом признал недействительным решение городской думы, которым был утвержден действующий тариф на проезд в столице Прикамья — 26 рублей (наличный расчет) и 24 рубля (оплата картой). Недействительными признаны п.1.1. и 1.2., которыми устанавливается одинаковый тариф на проезд в автобусе и трамвае. Суд определил, исходя из действующей методики, что цена должна быть разной, экономически обоснованной и отличаться почти в два раза, а значит, проезд в трамвае должен стоить не меньше 50 рублей.

В администрации Перми подчеркивали, что решение суда ускорит процесс рассмотрения новой методики. Проект был внесен в гордуму и предполагает утверждение экономически обоснованного тарифа.

При этом контрольно-счетная палата считает, что расходы на транспортную работу перевозчиков выше заложенных в бюджет на 2022 год. Если пересчитать тариф в соответствии с проектом и исключить расходы на содержание МУП «Гортранс», то стоимость проезда составит 29 рублей.

Прибыли — одни убытки

По словам перевозчиков — собеседников ФАН, цена автобуса за время, пока тарифы не менялись, выросла почти в 12 раз. При этом до недавнего времени самый длинный маршрут Екатеринбурга был равен самому короткому маршруту Перми благодаря количеству автобусов, находящихся в распоряжении перевозчиков.

«Для экономически обоснованного тарифа нужно взять старую, мое мнение, советскую методику формирования. Она была одна на всю страну, а не в каждом городе своя. Убытки отрасли все равно будут. Спросите у родителей, сколько стоил билет, когда я родился. И посмотрите на другую цифру — стоимость дизельного топлива в это время. Все поймете. Последний раз был в Стамбуле, там проезд стоил две лиры, как литр дизельного топлива. В Ганновере — два евро, как литр дизельного топлива. Сколько стоит дизельное топливо у нас? Все понятно», — рассказал в беседе с корреспондентом ФАН директор пермского филиала ООО «Автомиг» Игорь Сасунов.

Очередной виток реформы: в Перми резко повышают стоимость проезда
vk.com / ООО АВТОМИГ-ПЕРМЬ
Его коллега — генеральный директор ООО «Мега-групп» Валерий Ротманов — в интервью «Коммерсантъ» пояснил, что бизнес ничего не получит от повышения тарифа, а выиграет администрация.

«Там всегда считали, что перевозчики получают сверхприбыль. Сейчас, попробовав это самостоятельно, в мэрии, видимо, поняли, что сверхприбыли в отрасли нет», — сказал Ротманов.

Он отметил, что предложенный тариф — резкий скачок, и до реформы транспортной отрасли такого не было. И теперь убытки, которые пытается покрыть город из-за собственных просчетов, перекладываются на жителей.

Утвердите методику

Анатолий Путин отметил, что сам тариф будет вноситься отдельно, только после утверждения методики. Председатель комитета городской думы Перми по экономическому развитию Арсен Болквадзе попросил учесть мнения экспертов и КСП и исключить из расчета тарифа затраты на управление и контроль регулярных перевозок МКУ «Гортранс».

«Мы продолжаем удерживать один из самых низких в стране тарифов на общественный транспорт. В сравнении с другими городами-миллионниками Пермь старается развивать отрасль, закупать новые автобусы и трамваи, повышать их технический уровень», — уточнил Болквадзе.

Очередной виток реформы: в Перми резко повышают стоимость проезда
vk.com / ООО АВТОМИГ-ПЕРМЬ
Действительно, в краевой столице самый молодой автопарк, если сравнивать его с Екатеринбургом, Самарой, Омском, Краснодаром, Уфой, Нижним Новгородом, Владивостоком и Казанью. По новым трамваям Пермь уступает только Казани. При этом стоимость проезда во всех этих городах выше.

«У нас почти все вложенные в реформирование деньги — частные. Пермский край в развитие транспортной отрасли Перми не вложил ни копейки. Если мы посчитаем количество автобусов, сколько у нас приобретено, сколько миллиардов частных инвестиций вложено, точно могу вам сказать, никогда бы город и край таких денег в развитие отрасли не вложили. Показатель — трамваи, у нас они до сих пор не все новые. И это, не потому что край или город плохие, а потому что нет пока возможностей, — говорит Игорь Сасунов. — Второе — это качество обслуживания, которое, я считаю, поменялось значительно. Наконец, транспортная маршрутная сеть Перми огромная, и ее лишь слегка привели в нормативное состояние».

Кстати, безлимитный проездной на один месяц может подешеветь почти на 20%. Аналогично — квартальный и годовой проездные, а также для школьников и студентов. С начала 2022 года будет действовать бесплатный проезд для начальных классов. Таким образом, минимальная стоимость одной поездки для льготных категорий граждан может составить 1012 рублей.

«Разовая поездка должна стоить дороже — бюджету дороже обходятся билеты, купленные за наличные деньги. Выгоднее, когда человек покупает определенное количество поездок на месяц. Кроме того, это еще и борьба с безбилетниками и отказ от кондукторов, расходы на которых составляют 700 млн рублей в год», — сказал во время заседания исполняющий обязанности главы администрации Перми Эдуард Хайруллин.

Очередной виток реформы: в Перми резко повышают стоимость проезда
gorodperm.ru / Виталий Кокшаров
Депутат Сергей Медведев в свою очередь считает, что очередные изменения могут вызвать недовольства, поскольку люди уже привыкли платить банковской картой, а сейчас им навязывают проездные.

«Поднимется тариф — получим снижение пассажиропотока. Какие убытки город готов понести, какова их величина в верхней планке», — поинтересовался депутат Олег Бурдин.

Во время заседания комитета Анатолий Путин отметил, что каждый рубль повышения тарифа — плюс 140 миллионов в бюджет Перми.

По мнению директора транспортной компании «Дизель» Эдуарда Мирзамухаметова, повышение тарифа не единственный способ покрыть убытки. Необходимо увеличивать пассажиропоток, делать более удобные маршруты, улучшать логистику.

Не так все плохо

По итогам обсуждения комитет рекомендовал проект решения к рассмотрению на пленарном заседании городской думы Перми 16 ноября.

Необходимо отметить, что недовольство граждан, убытки, споры перевозчиков есть во всех городах, которые опробовали на себе все «прелести» транспортной реформы. Например, в Твери, которая была первой среди всех, уже полностью исчезли трамваи и троллейбусы. При этом масштабно обновился автобусный парк, но сохранилось дублирование маршрутов, некоторые из которых перестают ходить уже в 21:00.

Пожалуй, самое главное, что на обслуживание перевозок местные власти выделяют не намного меньше денег, чем пермские, при этом население Твери в два раза меньше, а площадь столицы Прикамья в пять раз больше.

Очередной виток реформы: в Перми резко повышают стоимость проезда
vk.com / ООО АВТОМИГ-ПЕРМЬ
В ряде других городов, в частности Новокузнецке, Ярославле, Екатеринбурге, проблемы похожи. Там так же, как и в Перми, начался передел рынка, зашли московские и питерские перевозчики, меняются тарифы и маршруты, отрасль убыточна.

Специалисты Российской академии транспорта уверены, что при схожей экономической модели организации пассажирских перевозок в Твери и Перми достигнуты разные результаты. Причина — подходы к формированию маршрутной сети. В столице Прикамья на старте она была существенно пересмотрена.

«Вместе с реализацией механизма бесплатной пересадки пассажиров современные технологии формирования маршрутной сети позволили более аргументировано определить необходимый класс подвижного состава, обеспечить минимальный интервал движения и оптимизировать затраты на выполнение транспортной работы», — говорят в организации.

В академии считают, что в Твери упор был сделан на обновление подвижного состава, который в итоге используется нерационально, что привело к более высоким тарифам для населения, большим интервалам движения на маршрутах и существенным расходам бюджетных средств.

Вернуться назад
Комментировать