Украина
Как катастрофа МН17 обрушила украинский авиарынок, объяснил киевский экономист
Весь мир
Сирия: часть боевиков сдалась правительственным войскам на юге Дамаске
Следующая новость
Загрузка...

    Как катастрофа МН17 обрушила украинский авиарынок, объяснил киевский экономист

    Как катастрофа МН17 обрушила украинский авиарынок, объяснил киевский экономист

    Первый заместитель министра инфраструктуры Украины в 2014—2016 годах Владимир Шульмейстер рассказал корреспонденту Федерального агентства новостей (ФАН) в Киеве о крахе транспортной системы Украины за последние три года. Одной из причин этого он считает последствия катастрофы над Украиной малайзийского Boeing-777 рейс MH17 летом 2014 года. По сути, катастрофа МН17 обрушила украинский авиарынок, считает эксперт.

    «За последние три года произошли колоссальные изменения в системе транспорта Украины, связанные с геополитикой, — рассказал Владимир Шульмейстер корреспонденту ФАН. — И это привело к очень серьезным изменениям в структуре транспортных коридоров через Украину, которые обеспечивают страну транзитными потоками. Это повлияло на все виды транспорта. Начнем с авиации. Если мы говорим про «Аэрорух» (Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух» — прим. ФАН), то в доходах «Аэроруха» доходы от транзита резко упали. В 2013 году эти доходы составляли 83%, на сегодня — это порядка 20%».

    "Это катастрофа рейса МН17, это закрытое небо над востоком"

    По словам бывшего замминистра Украины, этому есть несколько причин.

    «Первая причина — геополитическая, — отметил Владимир Шульмейстер. — Это катастрофа рейса МН17, это закрытое небо над востоком. В связи с этим большинство международных авиалиний перестроили свои маршруты и сегодня облетают Украину. «Аэрорух» делает все возможное, чтобы вернуть часть транзитов, и частично это удается. Вторая причина, которая сыграла против транзитов, — это увеличение количества внутренних перевозок, их количество за последние два-три года увеличивалось и продолжает расти. Но доходы «Аэроруха» однозначно сильно упали в связи с геополитической ситуацией».

    По словам собеседника ФАН, кризис последних лет коснулся и украинских железных дорог, которые лишились трети доходов от транзитных перевозок.

    «Далее «Укрзализниця» — за эти три года украинская железная дорога потеряла порядка 30% транзита, — отметил Шульмейстер. — Причем «Укрзализниця» — это двигатель транспортной системы Украины. Так исторически сложилось, что за 80% грузоперевозок на Украине отвечает «Укрзализниця», это очень большая доля, поэтому падение транзита на 30% привело к значительной потере грузопотока. Здесь есть несколько причин, одна из них — тоже геополитическая, но есть и другие причины. Они связаны с тем, что транзитный поток украинской железной дороги — это не только «Укрзализниця», это еще и морские и речные порты. «Укрзализниця» плюс порты, плюс портовые сборы — к сожалению, громоздкость этой структуры привела к проигрышу в конкуренции. Плюс процедуры, которые действуют в портах, не способствуют тому, чтобы этот транзитный потенциал Украины реализовывался в достаточной мере».

    Кризис последних лет коснулся и украинских железных дорог

    По словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Украины, за последние три года транзит через украинские порты упал примерно в 2,5 раза.

    «Это произошло по тем же самым причинам — из-за неэффективности и устарелой инфраструктуры портов, — считает Шульмейстер. — Больше всего пострадали такие порты как Черноморск, меньше пострадал порт Южный (под Одессой — прим. ФАН) по той причине, что Южный — это самый перспективный порт с точки зрения глубин, и там есть активный частный оператор, который пытается наращивать грузопоток через свои мощности».

    Плохо обстоят дела на Украине и с автомобильным транспортом, признал собеседник ФАН.

    «К сожалению, за последние три года было мало инвестиций в дороги, сейчас эта ситуация будет исправляться, и поэтому мы прогнозируем, что к автомобильному транспорту перейдет часть функций железной дороги, которая сегодня страдает, в том числе, в материально-техническом плане. Как вы знаете, есть недостаток вагонов, сейчас добавляется еще недостаток тяги. С первого января у нас будет защищенный дорожный фонд, который будет увеличиваться, в следующем году порядка 50-60 млрд гривен пойдет на ремонт автомобильных дорог. Надеемся, что эта сумма будет расти с каждым годом, соответственно, качество дорог будет улучшаться. Перспектив улучшения на железной дороге я пока не вижу по разным причинам, поэтому часть грузов будет, скорее всего, переходить с железнодорожного транспорта на автомобильный. Но по транзиту ситуация остается очень тяжелой и по автомобильному транспорту».

    За последние три года было мало инвестиций в дороги

    Причины этой ситуации, по мнению бывшего заместителя министра, в основном геополитические.

    «Транспортные коридоры, которые раньше шли через Украину, — это юг-север и восток-запад — сейчас трансформировались так, что осталось одно основное направление — запад-юг, — отметил Владимир Шульмейстер. —Именно поэтому мы в 2015 году настаивали, чтобы вместе со Всемирным банком пересмотреть программу строительства дорог. Всемирный банк выделил тогда 20 млн. долларов на проектирование транспортной артерии — автомагистрали, которая соединит Краковец и южные порты Украины. Чтобы закончить на позитиве, скажу, что Украина пытается принимать участие в «Шелковом пути», для этого был запущен — слышу смех, значит, будет дискуссия, — паром из Черноморска в Поти, далее по железной дороге Поти-Баку, Баку-Актау — еще один паром, а от Актау на Казахстан железнодорожный паром, который уже сегодня ходит три раза в неделю. И есть возможность этот маршрут расширять и наращивать, для этого единственное, что осталось сделать, — это заполнить железнодорожный паром товаром», — попытался на оптимистической ноте подвести итоги Владимир Шульмейстер.

    Автор: Петро Панч специально для ФАН Киев
    Читайте нас в Дзене