Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Николай Цискаридзе: «Балет — очень жестокое искусство»

Николай Цискаридзе: «Балет — очень жестокое искусство»

11:09  25 Сентября 2014
4291

Ректор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой Николай Цискаридзе

Ректор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой Николай Цискаридзе Очень скоро на сцене Эрмитажного театра дебютируют первоклассники Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Это первый набор при Николае Цискаридзе, ректоре легендарной Академии. Народный артист России лично присутствовал на репетиции первоклассников, контролируя готовность ребят к первому выходу на сцену. Дети 9-10 лет — это ребята, проучившиеся начальные классы в обычных школах, теперь они целиком посвятят себя искусству балета. Николай Цискаридзе на репетиции первоклассников Академии русского балета Николай Цискаридзе на репетиции первоклассников Академии русского балета После репетиции Николай Цискаридзе рассказал Федеральному агентству новостей о том, как происходил отбор и что теперь ждет ребят. - Что за этот месяц успели первоклашки? - Во-первых, дети знакомились со школой, которая имеет почти трехсотлетнюю историю. Во-вторых, с новыми порядками: здесь совершенно другие предметы, другой распорядок жизни. Это не просто обычная учеба в течение пяти часов — здесь ты занят целый день. Для многих это непривычно: лежать на полу, делать гимнастику. И потом новые педагоги, новый коллектив — все новые лица. Это непростое испытание для такого возраста. С одной стороны им интересно, а с другой - сложно, потому что привыкаешь за первые годы обучения к обычной школе. А здесь все заново приходиться осваивать. За этот месяц появляется новый лидер, отстающие, кто-то останется на этой позиции навсегда, а кто-то обязательно вырвется со временем вперед. - А те танцевальные элементы, которые они сегодня показывали, - для них это все в новинку? - Да, конечно. Для меня — это элементарные вещи. Все начинали с этого. Полонез — первый танец, который выучили наши первоклассники. Полонез был первым танцем на всех балах. В императорской России, его, как правило, открывал сам государь. Он шел в первой паре со своей мамой, вдовствующей императрицей — таково было правило не только при русском дворе, но и вообще в мире. Но русский двор доминировал, особенно в 19 веке, мы «продиктовали» свои правила всем европейским дворам. В советское время эта традиция осталась исключительно в хореографических училищах, потому что правила этикета "законсервировались" только здесь. Академия осталась верна традициям 19 века. Выпускной бал Академии в Екатерининском дворце в июне этого года так же был открыт полонезам. - Какие у вас впечатления от ребят после репетиции? - Когда я смотрел на вступительных экзаменах, у меня были одни впечатления от детей. Сегодня по их первым шагам мне уже ясно, кто из них затанцует, а кто нет. - Каков процент тех, кто останется танцевать? - Статистика всегда печальная. Танцуют два-три человека в лучшем случае. А вообще один. Это, к сожалению, очень жестокая и сложная профессия. Если музыкальные способности есть у достаточно большого количества людей, и то совсем не у многих, то танцевальная способность — это самая редкая способность, потому что координация уха и тела, слуха и движения - это редчайшая разновидность координации. По статистике половина учащихся, конечно, дойдет до выпуска. Но, к сожалению, есть способности, которые даются только от природы, и которым нельзя научить. Как написал великий Шварц в «Золушке»: «И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой». А Пушкин написал: «Душой исполненный полет». Как научишь душу? Это либо есть, либо нет. - А по какому принципу вы выделяете таких одаренных детей? - Не могу сказать, это наши семейные тайны. Потом, это объяснить невозможно, это понимают только профессионалы. Надо пройти весь этот путь: от юного ученика до солиста ведущих театров мира, чтобы увидеть это. - Как происходил отбор учеников при поступлении? - У нас критерии очень строгие и давнишние. Этим критериям почти уже третье столетие. В советские годы конкурс был гораздо больше. Мне не понятно, как педагоги в те времена выдерживали этот отбор. У нас было шестьдесят мест, данных государством для обучения. В этом году в июне было 184 человека на 60 мест. А потом еще у нас был добор в августе. Процент увеличился ровно вдвое по сравнению с другими годами. - Расскажите о грядущем выступлении в Эрмитаже. - Так как это детский праздник, мы покажем детям и их родителям то, чему они пришли учиться. Перед ними выступят выпускники Академии. Для Академии впервые выход первоклассников в этом году происходит на сцене Эрмитажного театра. Всегда это было на сцене Учебного театра Академии. Эрмитаж был выбран не только потому что он - сердце Петербурга и наш большой друг. Но и потому что первые классы, которые были созданы в 1738 году, располагались именно под Эрмитажным театром. Ныне это музейные помещения, но когда-то были комнатами Петра I, где были созданы первые классы — именно оттуда пошла история Академии. Поэтому я обратился к Михаилу Борисовичу Пиотровскому с просьбой разрешить проведение нашего мероприятия на сцене Эрмитажного театра. Наши первоклассники увидят концертную программу, в которой будут, как сейчас говорят, хиты мирового балета: «Спящая красавица» и «Русский танец» из «Лебединого озера» - то, чему они будут учиться в дальнейшем. Диана Колобаева

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics