Крымские татары: обида как способ выживания

Крымские татары: обида как способ выживания

24.09.2014 20:58
1635

Крым остался один на один со своей основной проблемой – взаимоотношениями с крымскими татарами

Крым присоединился к России. Но полуостров как был, так и остался один на один со своей основной проблемой – взаимоотношениями с крымскими татарами. Эта земля испокон веку переходила из рук в руки, и каждый новый владелец искренне верил, что она принадлежит именно ему. Думаю, выкрики «Крым наш!» начали звучать на полуострове на разных языках задолго до нашей эры. Но вернемся к татарам. Они убеждены, что Крым исстари был их землей, именно здесь возник их народ, поэтому они имеют все права на единоличное владение полуостровом. Если немного углубиться в историю, выясняется, что по подобным причинам на эти благодатные земли могут претендовать несколько десятков народностей.

Пятая колонна

В V–VI веках до н.э. на полуострове жили скифы (кстати, их столица располагалась на реке Салгир, под нынешним Симферополем), в V веке – греки, в III – сарматы. В Крыму «гостили» булгары, готы, гунны, черкесы. В IX веке н.э. полуостров принадлежал печенегам и русам. Именно с территории Крыма пошло крещение Руси Владимиром. Таврида была русской до XII века, пока в равнинный Крым не пришли половцы. К середине XIII века на полуостров пришли монголы и включили его в состав Золотой Орды. Татары как народ сформировались только к XIV веку. В 1475 году юг Крыма завоевала Османская империя, в это же время на полуострове начал распространяться ислам. В 1783 году Крым был аннексирован Россией. Интересно, что российское правительство приравняло все крымско-татарское духовенство и местную феодальную власть к российской аристократии с сохранением всех прав. Правда, это не дало никаких преимуществ простым татарским крестьянам: параллельно полуостров заселялся переселенцами из Центральной России и Малороссии. Интересна деятельность крымско-татарского народа во время Восточной войны 1853-1856 годов. Сразу после высадки французских, турецких и английских войск в Евпатории местное татарское население, предупрежденное турецкими агентами, организовало сбор транспортных средств, необходимых армии для наступления. Татары вообще оказывали интервентам активную помощь и содействие, за что и были вознаграждены разрешением на грабежи всех жителей полуострова немусульманской веры. «Источниками заработка» для татар также являлась выдача русских чиновников и казаков оккупантам, работа проводниками и разведчиками. Общая же численность официальных крымско-татарских боевых подразделений составляла не менее 10 тысяч человек. После победы русских войск властями было решено выселить татар из Евпаторийского и Перекопского уездов, отличившихся количеством предательств, в Мелитопольский уезд. Во время революции 17 года татары, судя по их действиям, продолжали руководствоваться принципом «вечно делаю не то, не тогда, не там, не с теми». Весной 1917 года в Симферополе был организован Мусисполком (общее собрание мусульман Крыма), были попытки захвата полноправной власти в Крыму, формирования вооруженных отрядов. Формально это было объявлением войны на два фронта: и против «белых», и против «красных», чтобы полностью забрать в свои руки Крым. В дальнейшем большевикам удалось пресечь эти действия. В 1921 году была создана Крымская АССР, в которой государственными языками были русский и крымско-татарский, а жители полуострова всех национальностей были полностью уравнены в правах между собой. Кстати, высшее руководство тоже состояло в основном из татар. Великая Отечественная война – вообще отдельная страница в истории крымских татар. По сей день на вырванных из контекста фактах пытаются сыграть политические лидеры. Ни для кого не секрет, что основная масса татар встретила немецких захватчиков как освободителей и оказывала им посильную помощь и поддержку. Нет, разумеется, были и те, кто не поддерживал нацистов и воевал против них, нередко под русскими фамилиями, но мы стараемся говорить о большинстве. 2 января 1942 года Гитлер официально разрешил призыв добровольцев из крымских татар. Готенланд официально «отбивало» для фюрера не менее 10 000 добровольцев, но реальное число предателей установить фактически невозможно: невозможно учесть всех татарских партизан, дезертиров, пособников среди мирного населения. После окончания войны правительство приняло решение о депортации. Это одна из основных причин современных стенаний татарского народа. А была ли альтернатива? Разумеется, согласно действующему тогда Уголовному кодексу РСФСР (статья 193-22), за переход на сторону врага – высшая мера с конфискацией имущества. Расстрел почти всего взрослого мужского населения означал бы, безусловно, гибель всего народа, так что одним татарам известно, за что они так ненавидят Сталина, если он спас их народ от полного исчезновения. Неисповедима благодарность человеческая…

Хуже татарина?

Переселению подверглось полностью все крымско-татарское население Крыма, вне зависимости от былых действий людей. Татары, поддерживающие власть Советов, воевавшие в Красной армии, были высланы вместе со всеми. Зато значительная часть богатых татар (нередко успевших нажить богатство во время войны) укрылись на Ближнем Востоке и в Турции. Но хочется развеять некоторые мифы – к примеру, о том, что отправка татар совершалась в максимальные сроки исключительно от садистских наклонностей большевиков. В действительности, с учетом зверств, учиненных татарами во время немецкой оккупации, это было необходимо, чтобы не допустить массовой межнациональной бойни. После освобождения Крыма русское население припомнило татарам все учиненные ими зверства. Участились случаи самосудов: население Крыма было недовольно мягким решением властей. Сохранились свидетельства о том, что крымчане помогали сотрудникам НКВД в выселении татар, были довольно агрессивно настроены по отношению к известным предателям, даже бросали камни в грузовики и обстреливали вагоны. Следующий, не менее распространенный миф, вызывающий слезы на глазах гуманистов, – высокая смертность в пути. Татары говорят о погибшей четверти переселенцев, тогда как подтвержденные цифры – 191 человек (из 150 000). В силу специфики ситуации каждый случай смертности обязательно документировался. Разумеется, это тоже немало, но если учесть, что эшелон был в пути минимум 15 дней и значительную часть татар составляли старики и дети, то это число немногим выше числа среднестатистической смертности. Более значительные потери народ понес уже на местах прибытия, но, думаю, они не идут ни в какое в сравнение с полным вымиранием народа. Также излюбленным мифом является заявление, что после депортации татарский народ жаждал возвращения на родину и с радостью единодушно отправился в дорогу. На самом же деле, после предложения о репортации многие не хотели покидать места, где уже успели обосноваться, оставлять благоустроенные дома и привычные земли, ставшие для многих родиной. Таких оказалось примерно 50% от общего количества поселенцев. Но радикально настроенные молодчики из числа татарских националистов заставляли людей переезжать, угрожая физической расправой над ними и их родственниками. Опровержение этого мифа нам предоставил представитель крымско-татарского народа Мансур, проживающий сегодня в Одессе: «Когда нам сказали, что можно вернуться в Крым, то многие не хотели уезжать. У многих уже были дома, семьи, земля обработана. Уже внуки появились у некоторых. Два поколения прошло. Чего уже ехать? Но особо ярые исламисты приходили к таким людям в дома, угрожали убить жен и детей, спалить дом или отрезать уши, если они откажутся возвращаться в Крым». Так что большой вопрос, кто был хуже для обычных татар – коммунисты или свои же братья-единоверцы с националистическими идеями…

Изображая жертву

После присоединения Крыма к России татарские радикалы планировали репатриировать на полуостров еще около 200 тысяч татарских семей из разных регионов для дестабилизации ситуации. Не знаю, чего надеялся добиться подобными действиями Меджлис, но то, что от действий своих властей простой татарский народ не видит ничего, кроме новых проблем и лишений, очевидно. Думаю, это очевидно и для самих татар: Меджлис поддерживают лишь около 20% от общего населения. А их лидеры просто готовы использовать любую шаткую ситуацию, чтобы захватить власть и земли Крыма. В девяностые, после развала Советского Союза, татары также совершали попытки захвата власти, пользуясь творящимся беспределом, их деяния в эти годы крымчане других национальностей до сих пор вспоминают с ужасом. Уже тогда они пытались найти точки соприкосновения с украинскими праворадикальными группировками для достижения общих целей и борьбы против русского народа. Тем не менее даже эти 20% представляют опасность для полуострова. Для сравнения, так как действия и цели обоих организаций очень похожи: лидер украинского «Правого сектора» Дмитрий Ярош на выборах набрал всего 1,5% голосов, однако действий его сторонников хватило для развязывания войны на Украине. Если действия подобных организаций, у которых все начинается с вполне здравых и правильных речей о пользе знания своей истории, религии, традиций, а заканчивается призывами уничтожать тех, кто не относится к «избранным народам», и освобождать «исконно свои» земли вовремя не пресекать, то результат очевиден, и соседнее государство – красочный тому пример. Опасность татарских русофобских и националистических организаций нельзя недооценивать. Русский патриотизм всегда и отличался от проявлений патриотизма других народов своей толерантной позицией. Он не требует отнимать права у одних и предоставлять их другим, он требует равных прав для всех. Те доводы, которые приводят татары для доказательства вины русских перед их народом, лопаются словно мыльные пузыри даже при минимальном знании истории. Насчет «исторической родины» - тоже просто смешно: почему те же греки не претендуют на крымские земли? (Хотя турки по договору двухсотлетней давности после присоединения Крыма к России пытались.) Испокон веку русские относились к «вечно обиженному татарскому народу» с сочувствием, неоднократно спасали от полного уничтожения… Но что в итоге? Особенно опасным в свете всего вышесказанного выглядит обещания президента России Владимира Путина в разговоре с Джемилевым предоставить татарам статус коренного народа Крыма. Получение такого статуса может дать некоторым из татар, страдающим комплексом национальной неполноценности, повод для притеснения других народов и расширит их возможности для спекуляции своим положением. Проблему с крымско-татарским народом решать необходимо, но необходимо решать ее обоюдно: пока татары не откажутся от вполне удобного положения вечной жертвы и будут, пользуясь этим, пытаться выбивать себе всяческие блага, земли и привилегии, никакого разговора о взаимопонимании живущих в Крыму народностей и быть не может. Сергей Захарченко

Алексей Громов
Посол США прибыл на консультации по Сирии, несмотря на протесты Ирана
Закрыть