Поиск
Лента новостей
Закрыть
Политика
Песков сообщил о подготовке встречи Путина и Эрдогана
Весь мир
Авария эсминца USS John S. McCain: надо делать правильные выводы
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Авария эсминца USS John S. McCain: надо делать правильные выводы

    12:01  22 Августа 2017
    2598

    Авария эсминца USS John S. McCain: надо делать правильные выводы

    Ранним утром 21 августа американский ракетный эсминец USS John S. McCain (DDG-56) угодил под таран танкера. Пять американских моряков получили ранения, а десять пропали без вести.

    «Эссен» и «Лиман»

    Увы, но мореплавание всегда сопровождалось авариями. Современная практика использования морского транспорта — не исключение. Разумеется, наибольший вклад в формирование статистики аварийности вносят гражданские суда. Но и военно-морской флот, с его повышенными требованиями как к квалификации экипажей, так и к техническим параметрам корабельных систем и устройств, тут тоже умудряется «давать угля». За примерами далеко ходить не будем, благо у России свой собственный ВМФ вполне себе имеется.

    16 октября 2016 года новейший фрегат «Адмирал Эссен», совершая швартовку в акватории Балтийской военно-морской базы, умудрился затянуть под винты рейдовую бочку, что привело к повреждению винто-рулевой группы фрегата. Последующий ремонт надолго отодвинул межфлотский переход «Эссена» с Балтийского на Черное море к месту постоянной службы в Севастополь. Вместо октября 2016-го фрегат смог начать межфлотский переход лишь в апреле 2017 года.

    Впрочем, тот апрель для нашего ВМФ тоже не обошелся без ЧП.

    27 апреля 2017 года в акватории Черного моря осуществлявший наблюдение за военно-морскими маневрами НАТО «Морской щит» средний разведывательный корабль «Лиман» столкнулся с шедшим под тоголезским флагом судном-скотовозом Youzarsif H. «Лиман» получил пробоину по правому борту ниже ватерлинии и затонул.

    К счастью, ни на «Эссене», ни на «Лимане» никто не погиб. Однако эти ЧП дали повод многим обывателям порассуждать о том, что российским военным морякам не хватает опыта. Мол, если бы наши корабли чаще выходили в море, то случаев, подобных тем, что имели место с «Эссеном» и «Лиманом», конечно же, удалось бы избежать.

    Что хочется сказать этим критикам? То, что логика их рассуждений не подтверждается фактами.

    Во-первых, не так уж и мало российские военные моряки плавают. Экипажи наших кораблей, участвующих в знаменитом «Сирийском экспрессе», вообще бьют рекорды по наплаванности. Во-вторых, давайте обратимся к реалиям флота, чьи корабли по умолчанию считаются куда более активно используемыми, чем единицы российского ВМФ. Речь идет, разумеется, о вымпелах United States Navy.

    Сигналы, «лишенные смысла»

    Опустим разнообразные «мелкие брызги» в виде «приложились о причал»/«потеряли якорь» и перейдем к более масштабным аварийным случаям за последние 4 месяца.

    9 мая 2017 года ракетный крейсер USS Lake Champlain (CG 57), входивший в состав авианосной ударной группы, осуществлял, говоря официальным языком Пентагона, «обычные операции в международных водах». Проще говоря, вместе с атомным авианосцем USS Carl Vinson (CVN 70) «сдерживал» Ким Чен Ына и его баллистические ракеты. Именно в этот судьбоносный момент американский ракетный крейсер в буквальном смысле слова встретился с траулером «Намъян-502», шедшим под южнокорейским флагом.

    К счастью столкновение произошло по касательной, так что оба плавсредства не пострадали, а поспешили разбежаться в разные стороны. При этом, по словам американцев, они якобы пытались предупредить рыбаков об их опасном маневрировании по радио и посредством ревуна. «Но, очевидно, радио на рыбацком судне не оказалось». А ревун, очевидно, не возымел действия, поскольку у рыбаков не оказалось ушей?..

    Неизвестно, повлекло ли случившееся какие-то оргвыводы для комсостава крейсера. С одной стороны, рыбаки — это вечная головная боль для военных моряков всех стран мира. Ибо рыбаки не дисциплинированы и шляются, где хотят. А поскольку, к тому же, периодически браконьерствуют, да еще и в чужих водах, то часто шляются без огней и с выключенными транспондерами.

    С другой стороны, сам факт того, что вахта крейсера, якобы неусыпно держащая под контролем каждый чих в северокорейских водах и воздушном пространстве, сумела прошляпить прущуюся на расстоянии плевка от борта двадцатиметровую шаланду, довольно любопытен. А если бы это оказались не рыбаки? Быстро же были забыты уроки эсминца USS Cole (DDG-67), атакованного катером со смертниками 12 октября 2000 года в Адене.

    Следующее ЧП произошло 17 июня 2017 года, когда ракетный эсминец USS Fitzgerald (DDG-62) в 50 морских милях от базы Йокосука столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под филиппинским флагом. Форштевень филиппинца буквально вонзился в командный пункт связи эсминца, а бульб пропорол борт в районе машинного отделения. Семеро американских моряков погибли, трое были ранены. Через подводную пробоину эсминец изрядно наглотался воды, но крепкая конструкция корпуса и умелые действия команды по борьбе за живучесть удержали USS Fitzgerald на плаву.

    С учетом того, что удар пришелся американскому кораблю в правый борт (кораблям положено расходиться левыми бортами), к командиру эсминца Брюсу Бенсону возникло множество вопросов. В середине августа по результатам расследования обстоятельств столкновения командир и два других офицера эсминца были безжалостно уволены из рядов US Navy с формулировкой «в связи с утратой доверия и уверенности в их способности управлять экипажем». Также подверглась тем или иным наказаниям вся ходовая вахта эсминца, находившаяся на постах в момент столкновения.

    В кулуарах Аннаполиса судачили о том, что радиометристы эсминца почему-то решили, что отметка ACX Crystal движется не к эсминцу, а от него. В то же время командир и вахтенный офицер эсминца не проявили ни малейшего интереса к предупреждающим сигналам филиппинского судна, посчитав их… «лишенными какого-либо смысла по отношению к кораблю US Navy».

    Таран в Малаккском проливе

    Прошло меньше недели после оглашения результатов расследования ЧП с USS Fitzgerald, когда новостные ленты СМИ украсились сообщением о ЧП с другим американским эсминцем.

    Отметившийся в начале августа «забегом» к спорному архипелагу Спратли, что вызвало бурю негативных эмоций в Китае, ракетный эсминец USS John S. McCain (DDG-56) 21 августа 2017 года в Малаккском проливе столкнулся с шедшим под либерийским флагом танкером Alnic MC. Судя по фотографиям, бульб танкера был, что называется, в ударе. И глубоко вонзился в левый борт эсминца ближе к корме под углом примерно в 45 градусов.

    Это могло произойти в двух случаях.

    Вариант №1 — танкер обгонял эсминец слева, а затем внезапно резко повернул вправо, где и встретился с USS John S. McCain (DDG-56). Вариант, честно говоря, так себе. Поскольку представить себе танкер, обгоняющий эсминец, довольно затруднительно.

    Вариант №2, который уже вовсю обсуждается на профильных форумах. Танкер и эсминец следовали параллельными курсами, когда названный в честь деда и отца известного сенатора Джона Маккейна корабль вдруг резко повернул влево. Попытка проскочить под носом у Alnic MC не увенчалась успехом… Команда танкера утверждает, что эсминец шел без огней и, отметим это особо, как и в случае с USS Fitzgerald, совершенно не реагировал на предупреждения гражданского судна об опасности столкновения.

    Читайте также: Вашингтон бьет по своим сторонникам в России: эксперты о визовых санкциях США

    Так или иначе, но столкновение обошлось эсминцу дорого. Бульб-таран танкера буквально выпотрошил кормовую часть USS John S. McCain, так что до военно-морской базы «Чанги» в Сингапуре американцы добрались с большим трудом. Мало того, в ходе инцидента пятеро военных моряков получили ранения, а десять пропали без вести.

    К поисково-спасательным работам были немедленно привлечены все находившиеся в районе столкновения сингапурские суда, американские конвертопланы и вертолеты с универсального десантного корабля USS America (LHA-6). Но на текущий момент поиски никаких результатов не принесли, что наводит на печальную мысль — числящиеся пропавшими без вести члены экипажа USS John S. McCain остались в затопленных кормовых отсеках эсминца.

    Авария эсминца USS John S. McCain: надо делать правильные выводы

    Крестик и трусы

    Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не сталкивается с авариями только тот, кто ничего не эксплуатирует. Не стоит удивляться, что используемая современным человеком сложнейшая техника попадает в аварийные ситуации. Другое дело, когда частота этих самых аварийных ситуаций, благодаря пресловутому человеческому фактору, резко возрастает…

    Три столкновения за 4 месяца (причем два последних случая — с человеческими жертвами) — не многовато ли для US Navy?

    Конечно, можно удариться в софистику и сослаться на то, что интенсивное использование корабельного состава логично увеличивает для последнего вероятность попасть в аварийную ситуацию. Но стоит ли тогда осуждающе цокать языком в сторону «Эссена» и «Лимана»? А то сразу вспоминается анекдот про крестик и трусы.

    Читайте также: Трамп за Штаты, Штаты против Трампа: Андрей Союстов о памятникопаде в США

    Закончим описание ЧП с USS John S. McCain комментарием бывшего первого заместителя главнокомандующего ВМФ России адмирала Игоря Касатонова: «Это уже второй случай столкновения недалеко от берега, когда все системы автоматизированного контроля обстановки должны выдавать данные. Конечно, это вопиющая халатность. Самое тяжелое, если это командирская аварийность. В этом плане стоит вопрос компетентности командиров американских кораблей».

    «Выводы [из этой ситуации] надо делать и нам», — добавил Касатонов.

    Все верно. Надо делать из случившегося правильные выводы. Всем.

    Похоже, что это прекрасно понимают не только в ВМФ России, но и в US Navy. Появилась информация, согласно которой начальник штаба Военно-морских сил США адмирал Джон Ричардсон проведет масштабную проверку боеготовности флота и его действий после уже второго за последние два месяца столкновения американского эсминца с гражданским судном.

    «Эта тенденция требует более решительных действий. Поэтому я приказал сделать паузу в проведении операций во всех наших флотах по всему миру», — сообщил Ричардсон в своем видеообращении в твиттере.

    Пожалуй, пауза в операциях американских флотов в Мировом океане действительно пойдет всем на пользу.

    Triangle Created with Sketch.
    Автор: Андрей Союстов
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях