Москву и Петербург пугает градостроительный вакуум

Москву и Петербург пугает градостроительный вакуум

10.09.2014 23:43
731

Строительство

Новость об упразднении Министерства регионального развития встревожила архитектурно-строительное сообщество мегаполисов. И раньше далеко не все специалисты понимали, в какое федеральное ведомство им нужно обращаться с тем или иным вопросом, а теперь всё стало еще запутаннее. Эксперты предупреждают, что последствия «безвластия» для больших городов могут быть плачевными. Напомним, 8 сентября президент России Владимир Путин поддержал предложение премьера Дмитрия Медведева об упразднении Минрегиона в целях оптимизации структуры правительства. Пока решено, что градостроительную ответственность, которую нес на своих плечах Минрегион, теперь разделят два других ведомства. Так, за экономическую политику и территориальное планирование ответит Министерство экономического развития, а за градостроительное зонирование - Министерство строительства. Однако эксперты предупреждают, что Минэкономразвития не заточено на работу с территориями. В качестве примера градостроительных ошибок специалисты указывают на Москву и Петербург.

Сосед создал проблему

У обоих городов есть трудности с ближайшими соседями – Московской и Ленинградской областями. Так, на сегодняшний день отсутствует законодательная основа для совместного территориального планирования Петербурга и Ленобласти, в связи с этим «подвисают» вопросы финансирования. К сегодняшнему дню почти все муниципальные образования области, примыкающие к Петербургу, имеют свой генплан, а у города схема территориального планирования отсутствует. Это приводит к серьезному дисбалансу в развитии двух субъектов Федерации, когда масштабная многоэтажная застройка на границе одного из регионов вызывает «непредвиденные» проблемы у соседа: перегрузку транспортных коммуникаций, дефицит социальной инфраструктуры. Для преодоления дисбаланса, уверены эксперты, нужна совместная работа Петербурга и Ленобласти. В первую очередь, необходимо совместными усилиями сохранить планировочные резервы в зоне интенсивной урбанизации. Идея не новая, но пока далекая от реализации.

По закону или по понятиям?

Одна из проблем, существующая как у Москвы, так и Петербурга – это недостаточно развитая нормативная база городского строительства. В 2005 году появился Градостроительный кодекс, «а воз и ныне там», грустно шутят эксперты. Так, до сих пор не ясно, что, с юридической точки зрения, подразумевают под собой региональные нормативы: нормативно-технический документ, необязательный к исполнению, или нормативно-правовой акт, где «шаг вправо и влево - уже побег»? «Градостроительный кодекс только обозначил позиции региональных нормативов, после чего началось мытарство, и продолжается оно до сих пор. Посмотрите на нашу градостроительную деятельность – все на уровне понятий. Что такое шаговая доступность? Это сколько? А если у меня шаг маленький? А что такое транспортная доступность? Это нигде не прописано», - подчеркивает начальник Управления научно-методического обоснования градостроительного развития Петербурга СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга» Светлана Ершова. К слову, в некоторых моментах москвичи завидуют Петербургу, но не без гордости демонстрируют свои градостроительные достижения, по части которых у петербуржцев пока – серьезные пробелы. «В Петербурге муниципальное образование – это единое пространство, в Москве таких пространств очень много», - в свою очередь сетует генеральный директор ГУП МО «НИиПИ градостроительства» Сергей Елизаров.

Уйти от скученности

Поскольку проблемы с застройщиками в Москве такие же, как и в любом другом мегаполисе, а решать их лучше буквально «всем миром», москвичам в этом плане приходилось гораздо труднее. Зато они наработали опыт, которым могут поделиться с другими регионами. В первую очередь, специалисты предлагают уменьшить плотность застройки на территории сельских населенных пунктов. Для Петербурга, в последние годы обросшего по периметру «сельскими» многоэтажными жилкомплексами, это звучит дико, но, как выяснилось, в столице оказалось единственно верным вариантом. А так, московские застройщики тоже нередко планировали строительство 17-этажных домов в селах близ Москвы, хотя данная территория позволяет возводить максимум трехэтажные здания. Что касается нормативов, то в Московской области было предложено для каждого муниципального образования вводить свои собственные правила. «Московская область – уникальный объект. Он занимает громадную территорию. У нас – 36 муниципальных районов и 7,1 млн населения. Мы живем в тесной связи с Москвой. Одна из причин этого явления – нехватка рабочих мест в области», - рассказывает Сергей Елизаров.

Платные коридоры и скоростные трамваи

Постоянная циркуляция людей между столицей и областью еще в советские времена создавала громадные пробки. Тогда было принято решение создать транспортно-коммуникационные коридоры, которые должны были ограничить и упорядочить автомобильный поток. «Между прочим, МКАД строилась буквально по живому из-за сроков, в которые необходимо было вписаться. Поэтому эксперты и чиновники ходили по сельским местностям и уговаривали людей согласиться построить близ их участков и домов автомагистраль», - вспоминает Елизаров. Проблему пробок власти Москвы и Московской области отчасти решили благодаря «коридорам», в том числе через железнодорожные переезды. Так, на границе столицы и области появилось около ста платных проездов над железной дорогой. Промчаться с ветерком и без заторов через такой виадук стоит в районе 50 рублей. Еще одним положительным московским примером стало активное использование трамваев как основного наземного скоростного транспорта в пределах города. В Петербурге до этого руки пока не дошли, хотя главы профильных комитетов Смольного обещают дать новую «модернизированнную» жизнь трамваям – хотя бы ради разгрузки исторического центра. ...Панику некоторых экспертов в связи упразднением Минрегиона, можно, конечно, считать бурей в стакане воды. Однако все вышеперечисленные проблемы ярко демонстрируют, что сама по себе градостроительная законодательная база в России заржавела. И когда ее начнут обновлять, вписав этот процесс в «наполеоновские планы» новых профильных ведомств, пока не известно. Александра Будер

Алексей Громов
Мощный взрыв прогремел в лагере для беженцев из Сирии на границе с Иорданом
Закрыть