Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Офшоры выталкивают из тени под угрозой тюрьмы и конфискаций

Офшоры выталкивают из тени под угрозой тюрьмы и конфискаций

11:53  10 Сентября 2014
711

Бухгалтерский отчет

Новое наступление властей на оффшорные компании должно подвигнуть их владельцев добровольно перейти в российскую юрисдикцию. Законодательная инициатива группы членов Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко, направленная на «деоффшоризацию» российской экономики, стала ответом законодателей на требование президента РФ.

Перекрытие «элитного» канала

Президент России Владимир Путин не раз поднимал тему противодействия оффшорным махинациям. Ещё в декабре 2011 года, будучи председателем правительства России, он обратил внимание на злоупотребления: «Вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». Затем, 13 декабря 2012 года, в послании Федеральному Собранию заявил, что «нужна целая система мер по деоффшоризации нашей экономики», и поручил правительству внести соответствующие комплексные предложения. Разработка эффективных, а не показных мер потребовала времени. Прижать этот «элитный» канал ухода от налогообложения непросто и экономически, и юридически, и политически. Необходимые меры разрабатывались профильными ведомствами – Минэкономразвития и Минфином, а также Верховным Судом РФ и РСПП. Один из законопроектов – о поправках в Налоговый кодекс РФ о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний, опубликован Минфином 18 марта 2014 года. Разрабатывая поправки, сенаторы руководствовались данными своих экспертов, согласно которым свыше 40% внешнеторгового оборота РФ производится через оффшорные компании, и таким способом за последние 20 лет от 800 млрд до 1 трлн долларов было выведено за пределы России. По расчётам экспертов крупнейшей международной организации «Объединение за налоговую справедливость», готовивших доклад Tax Justice Network, этот урон российскому государству в 1990-2010 годах составил 798 млрд долларов.

Комплексный удар

Последней каплей, по-видимому, стали западные санкции прошедшего лета, которые затруднили зарубежное кредитование крупных государственных корпораций России. А в числе персональных мишеней оказались в том числе инициаторы и разработчики «антиоффшорных» поправок в федеральное законодательство. Предлагаемые изменения Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» касаются самых разных аспектов деятельности оффшорных компаний, требуют различных ресурсов и сроков выполнения, к тому же неодинаково результативны. Зато направленный в Госдуму законопроект сенаторов нельзя упрекнуть в недостатке комплексности: разработчики постарались по максимуму закрыть лазейки для «непатриотичных» предпринимателей. Наиболее мягким можно считать требование к иностранным учредителям сообщать данные о российских бенефициарах регистрируемых компаний, вплоть до собственников даже 1% уставного капитала. Российским бенефициарам, в свою очередь, придётся раскрывать иностранных «дочек» и конечных собственников. Несмотря на осложнение отношений РФ с рядом западных стран, никто не отменял Конвенцию ООН от 15 ноября 2000 года «Против транснациональной организованной преступности», а также многостороннюю конвенцию ОЭСР/Совета Европы об административной помощи. И система обмена информацией об оффшорных компаниях всё-таки выстраивается. Кроме того, для этих целей может быть использован инструментарий оперативно-розыскных мероприятий.

Отлучение от госзакупок

Вторая группа поправок пресекает компаниям иностранных юрисдикций доступ к государственной поддержке – гарантиям, кредитам Внешэкономбанка, а также к участию в государственных поставках. Эти ужесточения государственной финансовой дисциплины не кажутся чрезмерными, если учитывать оценку экспертов, что около 30% участников госзакупок не брезгуют оффшорными схемами. Аналитики припоминают, как во время кризиса 2008-2009 годов государственная корпорация рефинансировала долги UC Rusal, зарегистрированной на острове Джерси, или ОАО «Альфа-банк», принадлежащий ABH Holdings Corp. с юрисдикцией Британских Виргинских островов. Проекты поправок в Федеральный закон от 17 мая 2007 года №82-ФЗ «О банке развития», касающиеся финансирования инвестиционных проектов развития инфраструктуры, устраняют эти лазейки для оффшорных компаний.

Сума и тюрьма

Третья группа предлагаемых нововведений устанавливает уголовную ответственность за злоупотребление оффшорными возможностями и использование подставных «отмывочных» компаний для легализации сокрытых от уплаты налогов средств. Поправки к Уголовный кодекс РФ предполагают не только реальные сроки лишения свободы – до 2 лет при ущербе государству больше 6 млн рублей, и до 6 лет – при ущербе свыше 30 млн рублей. Гораздо важнее, что поправки предусматривают конфискацию имущества, в одной из версий – не только юридических, но и виновных физических лиц. Пока эксперты спорят, насколько действенными окажутся новые меры борьбы с оффшорными злоупотреблениями, наиболее здравомыслящие предприниматели уже делают свой выбор. Например, торговая сеть «Седьмой континент», раньше принадлежавшая кипрской Pakva Investments Limited, перешла российскому ООО «Гиперцентр-5». А 100% акций нефтегазового подрядчика «Стройгазмонтаж», до середины июня находившиеся в собственности кипрской Milasi Engineering Ltd, теперь принадлежат известным жертвам западных санкций, российским предпринимателям Аркадию и Борису Ротенбергам. Павел Былевский

Алексей Громов
Новости партнеров