Поиск
Лента новостей
Закрыть
Украина
Басурин: В ДНР прибыли украинские силовики, подготовленные НАТО
Россия
Мастер диалога: совсем не детский писатель Анатолий Алексин
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Мастер диалога: совсем не детский писатель Анатолий Алексин

    10:43  2 Мая 2017
    1566

    Мастер диалога: совсем не детский писатель Анатолий Алексин

    Классик советской детской и юношеской литературы Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни в Люксембурге. Об этом сообщил российский журналист и писатель Дмитрий Лиханов.

    Анатолий Гоберман (фамилия Алексин была литературным псевдонимом) родился 3 августа 1924 года в Москве. Дебютировал стихами в газете «Пионерская правда», когда был подростком. Окончив Московский институт востоковедения, в 1950 году выпустил первый сборник повестей «Тридцать один день». Был членом редколлегии журнала «Юность». В 1993 году эмигрировал в Израиль. С 2011 года жил в Люксембурге.

    Детский писатель и литературный критик Ирина Лисова специально для Федерального агентства новостей рассказала, каким остался в истории российской детской литературы писатель.

    Совсем не детский писатель

    Автор нескольких десятков повестей, романов, рассказов для детей, и, как раньше было принято говорить, юношества, Анатолий Алексин, без сомнения оставил яркий след в нашей детской литературе.

    Однако сам себя он детским писателем не считал. В одном из своих многочисленных интервью он объяснял свою популярность «магией известности» и говорил, что просто пишет о «нерасторжимости детского и юношеского ми­ров».

    «Я когда-то писал для детей, и некоторые вещи были популярны: «Саша и Шура», «В стране вечных каникул» и другие… Я не детский писатель, я писатель, который пишет о нерасторжимости детского и юношеского миров — это главное в моем творчестве», — объяснял он.

    Слово «творчество», правда, терпеть не мог. В этом тоже сам признавался.
    Мастер диалога: совсем не детский писатель Анатолий Алексин

    Алексин был уверен в том, что дети не живут в отрыве от мира взрослых и постоянно сталкиваются, несмотря на игры и увлечения, свойственные возрасту, с жизнью взрослых.

    «Они прекрасно видят и разбираются во всех конфликтах, которые происходят в этом мире. Я не признаю бездетных произведений. Ну, рассказ еще может быть таким. Большой литературы без детей невозможно представить, невозможно представить себе произведений Толстого и Достоевского без детских образов», — рассказывал он.

    Диалог взрослого и ребенка

    И действительно, нет практически ни одного произведения Анатолия Алексина, где не встретился бы нам герой ребенок. «В стране вечных каникул», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте», «Третий в пятом ряду», «Позавчера и послезавтра», «Безумная Евдокия», — многим хорошо знакомы эти названия. И во всех этих текстах, так или иначе, затрагивается тема взаимоотношения детей и взрослых.

    Если отбросить некую идеологическую сторону, которую любило приписывать повестям и рассказам Алексина советское литературоведение (его тексты считались вполне идеологически выдержанными), то ценным в его произведениях становится авторское умение разглядеть ребенка не только в детской субкультуре — среди друзей и ровесников, но и во взаимодействии с миром взрослых.

    Автор ставил своих юных героев в непростые ситуации, когда наравне со взрослыми они должны были делать выбор. И это не случайно, ведь для Анатолия Алексина ребенок был равноправным участником общения. При этом писатель всегда наделял детей правом судить взрослых. Любое произведение Алексина таким образом становилось своеобразным диалогом взрослых и детей.

    Так, например, в рассказе «Неправда» — главный герой сталкивается с ложью отца, которые был его кумиром. Отец всегда называл маму, которая была совсем не маленького роста, «малышом». Главного героя это умиляло и восхищало. А потом он встретил случайно отца с другой женщиной. Она-то как раз и была маленького роста. И стало понятно, что папа называет маму так, потому что также зовет и эту женщину.

    Сегодня этот мелодраматический сюжет о разочаровании сына в отце и адюльтере кажется обыкновенным. Но тогда его даже отказывались печатать.

    Писатель – это язык
    Мастер диалога: совсем не детский писатель Анатолий Алексин

    Несмотря на то, что последний годы Анатолий Алексин прожил за границей, он считал себя русским писателем. Ведь именно на этом языке написаны все его повести и рассказы.

    «Я — русский писатель, и считаю себя навсегда русским пи­сателем. Писатель — это язык», — заявлял он не раз.

    И отмечал, что дело не в темах произведений, не в характерах, а в том, для кого они написаны.

    «Ведь писатель творит не для себя — достаточно было бы одного экземпляра. Он творил прежде всего для русского читателя, для России», — подчеркивал он.

    Автор: Ирина Лисова
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях