Поиск
Лента новостей
Закрыть
Общество
Память режиссера Натансона могут увековечить в Москве
Интервью
Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»

    16:09  27 Апреля 2017
    9455

    Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»

    Периодически русскоязычные, да и не только, СМИ в текстах, посвященных военной тематике, допускают удивительные ляпы.

    «Каспийский флот поднят по тревоге!» У России нет Каспийского флота, но есть Каспийская флотилия.

    «Большой десантный крейсер — БДК «Ямал». БДК — это не большой десантный крейсер, а большой десантный корабль.

    «На вооружении Росгвардии состоит автомат «Витязь». На вооружении Росгвардии нет автомата «Витязь». Более того, автомат «Витязь» вообще не существует в природе. Зато есть пистолет-пулемет «Витязь».

    Ну и, конечно, каноническое «боец нажал на курок — раздался выстрел». Вообще-то, чтобы раздался выстрел, следует нажимать не на курок, а на спусковой крючок…

    Увы, но журналисты, равно как и отдельные эксперты, пишущие на военные темы, регулярно страдают банальным незнанием матчасти. Что, само собой, резко уменьшает ценность генерируемой ими информации. Особенно печально, когда подобные «подвиги» совершают представители отечественных медиа.

    Для того, чтобы продемонстрировать, насколько могут различаться взгляды дилетанта и военного профессионала, мы обратились за помощью к генерал-лейтенанту Анатолию Сурцукову, закончившему Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и Военную академию Генерального штаба ВС РФ, участнику боевых действий в Афганистане, Таджикистане и Чечне.

    Важная деталь: Сурцуков освоил за свою летную практику 10 типов вертолетов, в том числе одним из первых — перспективные боевые вертолеты.

    Выдуманный «Крокодил»

    — Анатолий Васильевич, предлагаем построить нашу беседу следующим образом. Мы зачитываем вам отрывки из типичных для российских СМИ статей на близкую вам вертолетную тематику, а вы их комментируете.

    — Давайте попробуем.

    Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»

    — «Ми-24 отличается характерным обликом, благодаря которому получил прозвище «Крокодил».

    — Ни один летчик, особенно летавший или летающий на этом вертолете, никогда его так не называет. Это выдумка журналистов, которые хотят эффектно и броско преподнести материал.

    — «При его [Ми-24] создании было принято два оригинальных технических решения. Первое оказалось не слишком удачным: Ми-24 создавался на базе агрегатов транспортного Ми-8…»

    — Неправильное утверждение. Это общепринятая мировая практика, когда удачные элементы конструкции перекочевывают на последующие аппараты производства данного КБ.

    — «Вести же прицельный огонь из открытых дверей, как это практиковали американцы во Вьетнаме, не было возможности из-за скоростей, на которых действовал Ми-24».

    — Вели огонь, еще как вели. Для этого в Афгане специально назначали борттехников и стрелков. Конечно, точность оказывалась невелика. Но с учетом психологического воздействия на противника, смысл в подобных действиях вполне имелся.

    — «Из-за большой массы Ми-24 чаще всего взлетают с разбега, по-самолетному».

    — Вертолет Ми-24 создавался для европейского ТВД и для соответствующих условий эксплуатации. В Афганистане в условиях высокой температуры наружного воздуха, а также превышений над уровнем моря аэродромов и площадок, сильной запыленности, наконец, он «чувствовал» себя менее уютно, чем, к примеру, Ми-8МТ. К тому же, в Афгане все вертолеты предпочитали по возможности взлетать по-самолетному. Это было связано, в первую очередь, не с большой массой, а с попыткой избежать повышенного износа и преждевременного съема двигателей из-за пыли. Ну и со стремлением уменьшить нагрузку на них. В других условиях, там, где не было такой необходимости, основной способ взлета у всех вертолетов (кроме Ми-6) — это все-таки по-вертолетному.

    НАР и Женевские конвенции

    — «В Афганистане наиболее эффективными в борьбе с душманами показали себя не [авиационные] высокоточные боеприпасы».

    — Все зависело от типа цели. Если нужно было поразить позицию ПВО, которая видна экипажу, или в пещеру залепить, то лучше всего показал себя АУР «Штурм» с объемно-детонирующей боевой частью. Но, конечно, НАР применялись чаще. В силу того, что редко когда точно было известно конкретное расположение противника, и чаще всего это была живая сила.

    Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»

    — «Обычно [в Афганистане] Ми-24 на высокой скорости делал боевой заход, с расстояния 1200–1500 м давал залп НАР, «подметая» поле боя оперенными стальными стрелами, составлявшими начинку их боеголовок (до 2200 «гвоздей» в каждой ракете)…»

    — Речь, видимо, идет о НАР С-5С, начиненных множеством поражающих элементов против живой силы противника. Если они и применялись, то немного и в самом начале. Потом кто-то вспомнил про Женевские конвенции, и применение этого типа НАР запретили.

    — «Единственным преимуществом Ми-35 были ПТУР «Штурм» новейшей модификации с дальностью действия 7 км».

    — Это АУР «Атака». Ее дальность официально — 5,5 км. В некоторых случаях называют цифру в 6 км. На 7 км она, если и долетит, то уже без энергии, на излете, на издыхании. И то, если запустить ее с кабрирования.

    — «В декабре 1994 года во время Первой чеченской войны Ми-24 сбил ракетой Р-63 транспортный Ан-12, перевозивший оружие и деньги для боевиков».

    — Абсолютная неправда! Ни один вертолет группировки армейской авиации и других силовых ведомств не был оборудован пусковыми установками под АУР класса «воздух-воздух» во время чеченских кампаний. Утверждаю это достоверно, т.к. в то время уже занимал должность сначала заместителя, а потом начальника боевой подготовки армейской авиации. По долгу службы я взаимодействовал с авиацией всех других ведомств. Да, Ан-12 неопознанной принадлежности шарахался в районе населенного пункта Арсеной, что-то там сбрасывал, но никто его не поражал.

    Спорные утверждения

    — Это была подборка, посвященная Ми-24. Теперь настала очередь Ка-50. «Отличительной чертой машины является отсутствие хвостовой балки с длинным приводным валом, который невозможно защитить даже от пуль».

    — Вранье. Например, на Ми-28 за счет увеличения диаметра вала трансмиссии милевцы декларируют защиту от пуль калибра 12,7 мм.

    — «Вертолет соосной схемы [Ка-50] при равной мощности двигателя имеет на 1000 м больший потолок и на 5 м/с более высокую скороподъемность».

    Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»

    — Спорное утверждение. Если сравнить официальные ТТХ Ми-28 и Ка-50, то мы увидим, что высота потолка у них примерно одинакова. Скороподъемность — тоже. Если точнее, то динамический потолок у Ми-28 составляет 5750 м, скороподъемность максимальная в поступательном полете — 13,6 м/сек. У Ка-50, и Ка-52, соответственно, потолок динамический — 5500 м, скороподъемность в поступательном полете — 16 м/сек. Это официальные данные. По факту конкретные параметры зависят от множества факторов: температуры наружного воздуха, конкретного веса машины на данный момент, превышения над уровнем моря, степени изношенности двигателя, его регулировки и т.д. Ну и, конечно, включения противообледенительной системы, системы кондиционирования воздуха, пылезащитного устройства и прочего.

    Читайте также: Михаил Ремизов: Исход войны с терроризмом зависит от численности антисистемы

    — «К таким уникальным фигурам [доступным Ка-50] относится, к примеру, воронка: вертолет со скоростью до 180 км/ч описывает круги над целью, при этом его нос постоянно направлен в центр, что позволяет непрерывно вести прицельный огонь, одновременно уклоняясь от ответного огня».

    — Это делают и вертолеты одновинтовой схемы. В сети полно роликов, где Ми-8 крутится вокруг хвоста, выполняя фигуру «воронка». Я сам это делал в 1981 году. С точки зрения тактики боевого применения данный прием довольно сомнительный. Таким способом можно гонять лося или группу пастухов без вооружения. Почему? Потому что при данном приеме радиус воронки небольшой, расстояние до цели мало, и противник, вооруженный хотя бы рогаткой, сможет ответить и достать. Другое дело, что такой прием является демонстратором возможности вертолета быстро среагировать маневром на внезапно появившуюся по пути цель и совершить маневр для выхода в атаку.

    Мифическая сверхманевренность

    — «Ка-50 может с висения сделать рывок боком или даже задом. Он способен во всем диапазоне скоростей совершать плоский разворот на 180%, то есть развернуть фюзеляж со всем вооружением, не меняя направления полета. Все эти элементы вертолетной сверхманевренности отличают Ка-50 от других боевых вертолетов…»

    — Единственный маневр, который не могут позволить себе одновинтовые вертолеты, это плоский разворот. Все остальное перечисленное они могут делать с не меньшим успехом. По факту, соосная машина не делала бочки, а вот Ми-28, пилотируемый Гургеном Карапетяном, это делал.

    — «Для защиты летчика использовалось 300 кг брони, которая спасает его от выстрелов крупнокалиберного пулемета».

    — Касательно Ка-50, милевцы декларируют защиту в некоторых местах даже от снарядов 20-мм пушки. Например — лонжероны лопастей, кабина сбоку и т.д.

    Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»

    — «Что касается точности, несмотря на то, что гидропривод поворачивал пушку Ка-50 только на 11 градусов вместо 110 градусов у Ми-28, точность стрельбы у Ка-50 благодаря более жесткому размещению и уникальной поворотливости соосного вертолета в четыре раза превзошла меткость пушечного огня Ми-28 и в три раза — АН-64».

    — Интересно было бы узнать, каким образом получены такие данные? Кто это мог посчитать, особенно в сравнении с «Апачем»? Хотя, конечно, то, что пушка на Ка-50 бьет точнее, это бесспорно. При правильной юстировке квалифицированным персоналом, естественно.

    Читайте также: Вброс CNN о переброске самолетов ВВС Сирии к «Хмеймиму» похож на фейк — эксперт

    — «Есть у соосной схемы и недостатки. Помимо более высокой массы трансмиссии, это еще и угроза перехлеста винтов при энергичных вертикальных маневрах, без которых эксплуатация ударных вертолетов невозможна. По этой причине были потеряны два Ка-50. Первый раз это произошло 3 апреля 1985 года…// …Летчик-испытатель Евгений Ларюшин в этом полете погиб, пытаясь спасти машину».

    — Этого не было. Скоротечность развития аварийной ситуации, которая мгновенно переросла в катастрофическую, не позволила летчику даже понять, что происходит. Просто мгновение. Соударение и падение. Летчик был убит сразу, в воздухе, в результате ударов лопастей по кабине.

    Жестокое дилетантство

    — «Конструкторы увеличили расстояние между винтами, однако в 1998 году в полете вновь произошло соударение винтов с гибелью машины и летчика. В этот раз пилот ввел машину в такое резкое пике, что система управления перепутала тангаж с курсом и резко переложила индикатор крена на 180 градусов».

    — Никакого «индикатора крена»! В результате прецессии лопасти нижнего и верхнего винтов вымахнули навстречу друг другу. Соударение и мгновенная смерть.

    — «В обоих случаях катастрофы произошли по вине летчиков».

    Матчасть от генерал-лейтенанта Сурцукова: Пилоты не зовут Ми-24 «Крокодилом»

    — Это жестокое дилетантство журналистов! Жестокое потому, что марает память великих летчиков. Более подготовленных на Ка-50 пилотов не было и нет. Если уж такие асы попадают в такие режимы, то надо задавать вопросы конструкторам, а не хаять пилотов!

    — «Аварии вертолетов классической схемы от соударения винтов с хвостовой балкой в аналогичных ситуациях случаются ничуть не реже».

    — Гораздо чаще. Особенно, когда появились Ми-24.

    В качестве материала для разбора были использованы всего две статьи, позаимствованные из рунета. Причем, не самые худшие статьи. Вывод? Уважаемые медиа, учите матчасть! И не забывайте обращаться за консультациями к компетентным специалистам.

    Автор: Андрей Союстов
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Читайте также
    Закрыть