Поиск
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
В ДТП в Приморском крае погибли пенсионер и ребенок
Технологии
Подводные «Варшавянки» — быстро, недорого и с «Калибром»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Подводные «Варшавянки» — быстро, недорого и с «Калибром»

    12:11  27 Апреля 2017
    8150

    Проект 636.3 «Варшавянка» (кодификация НАТО — «Improved Kilo») — многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка. Является улучшенным вариантом предназначенной на экспорт ДЭПЛ проекта 877ЭКМ.

    Удар крылатыми ракетами по сирийской авиабазе «Шайрат», нанесенный США 7 апреля, привел к серьезному осложнению ситуации не только на Ближнем Востоке, но и в Восточном Средиземноморье. Иностранные СМИ заговорили о готовящейся переброске в регион новых российских средств ПВО и о возможном появлении в Средиземном море субмарин 4-ой отдельной бригады подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота.

    Такая информация вызвала серьезную озабоченность у западных военных аналитиков. И их можно понять. Ведь основу черноморской бригады подлодок составляют новейшие дизель-электрические подводные «калиброносцы» проекта 636.3…

    В силу объективных обстоятельств, подводная составляющая отечественного ВМФ к концу XX века превратилась в главную ударную силу флота. Среди более семи десятков находящихся в строю российских субмарин имеются не только атомные гиганты с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту, но и куда более скромные по размерам дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ).

    Последние многими непосвященными воспринимаются как нечто устаревшее и заведомо архаичное. Ведь всем хорошо известно, что в составе ВМФ США нет ни одной ДЭПЛ! Однако такое мнение глубоко ошибочно.

    Да, ДЭПЛ не обладают такой же фантастической автономностью, как атомные подводные лодки (АПЛ). Но у каждой медали, как известно, две стороны.

    Во-первых, постройка «дизелюх» обходится куда дешевле.

    Во-вторых, ДЭПЛ лишены главного источника шума на атомных подводных лодках — системы охлаждения реактора и турбозубчатых агрегатов. А это существенно улучшает такой ключевой для подводной лодки параметр, как скрытность. Причем улучшает настолько, что самые массовые в современном российском флоте ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» получили у иностранных специалистов красноречивое прозвище «Черная дыра».

    История «Черных дыр» началась в тот момент, когда советское военное руководство осознало три момента.

    Первый — новейшие технологии не отменяют по целому ряду факторов, включая экономический, целесообразность использования в прибрежных районах Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также в «закрытых» Балтийском и Черном морях именно ДЭПЛ, а не АПЛ.

    Второй — необходимости массовой и быстрой постройки в СССР для собственных нужд, нужд стран соцлагеря, а также на экспорт наиболее соответствуют, опять же, ДЭПЛ, а не АПЛ.

    Третий — все существующие в советском флоте ДЭПЛ второго поколения (т.е. 1960–1975 годов постройки) не имеют гарантированного превосходства над иностранными лодками аналогичного класса ни по скрытности, ни по мощности вооружения.

    На основании этих выводов конструкторскому бюро «Рубин» под руководством Юрия Кормилицына было выдано задание на разработку дизель-электрической подводной лодки третьего поколения, которая имела бы оптимальное сочетание небольших размеров, малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия, а также большие возможности для последующей модернизации.

    «Восемьсот семьдесят седьмая» стала первой отечественной ДЭПЛ, получившей идеально обтекаемый «альбакоровский», т.е. веретенообразный легкий корпус. Это позволило повысить скорость подводного хода и снизить шумность, правда, за счет некоторого ухудшения мореходности в надводном положении. Еще больше повысили скрытность лодки установка корабельных устройств на специальных амортизаторах.

    Специально для новых «дизелюх» были созданы боевая информационно-управляющая система (БИУС) МВУ-110 «Узел» и гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-400 «Рубикон».

    Подводные «Варшавянки» — быстро, недорого и с «Калибром»

    Комплекс вооружения «Палтуса» включал в себя 6 носовых 533-мм торпедных аппарата, оборудованных устройством автоматического заряжания 18 торпед или 24 донных мин, а также используемый в надводном положении для самообороны ЗРК «Стрела-3».

    Имея подводное водоизмещение 3040 тонн, ДЕПЛ проекта 877 могли погружаться на глубину 350 метров, развивали под водой ход до 19 узлов и имели автономность плавания в 45 суток.

    В декабре 1980 года первый «Палтус» вошел в строй. Его испытания полностью подтвердили все заложенные в проект характеристики и доказали, что «восемьсот семьдесят седьмые» являются самыми скрытными из числа всех отечественных и, скорее всего, почти всех (если не всех) иностранных субмарин.

    На Западе первые достоверные данные о появлении в ВМФ СССР новых ДЭПЛ появились только летом 1982 года. В США и других странах НАТО советская «Черная дыра» стала именоваться лодкой типа «Kilo».

    «Палтусы» превратились в настоящие «рабочие лошадки» российского подплава. Всего их было построено 53, причем 29 из них — для иностранных заказчиков. По мере необходимости проект модернизировался, что обеспечивало соответствие ТТХ лодок непрерывно растущим требованиям военных моряков.

    Последние лодки модернизированного проекта 877ЭКМ получили не только специальное оборудование для действий в тропиках, но и ракетный комплекс Club-S, что превратило эти субмарины в ударные.

    Отметим, что опыт создания на базе уже существующего проекта достаточно бюджетной боевой единицы со значительно расширенными боевыми возможностями забыт не был. В полной мере он оказался использован российскими кораблестроителями уже во втором десятилетии XXI века.

    Изначально предполагалось, что со временем «восемьсот семьдесят седьмые» будут в составе отечественного ВМФ заменены «дизелюхами» проекта 677 «Лада», также разработанного в ЦКБ «Рубин». Однако, по итогам постройки и опытной эксплуатации в 1997–2011 годах головной «Лады», Б-585 «Санкт-Петербург», проект 677 был признан, мягко говоря, «сырым». Две заложенные в 2005–06 годах следом за Б-585 «Лады» так и остались недостроенными.

    Тем временем морякам требовались новые ДЭПЛ. Чем дешевле и быстрее, тем лучше. Времени на «вылизывание» или перелицовку проекта 677 не было. По этой причине «Рубин» на основе экспортной версии проекта 877 создал ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка». Проект оказался настолько удачным, что за новыми ДЭПЛ сразу выстроилась очередь в виде заказчиков из Китая, Алжира, Вьетнама и Индии.

    В 2010 году на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге по доработанному проекту 636.3 состоялась закладка головной ДЭПЛ из числа шести, предназначавшихся для усиления давно хиреющего без новых боевых кораблей Краснознаменного Черноморского флота. Сам факт того, что за четыре года до «Русской весны» военное руководство России внезапно и в большой спешке озаботилось постройкой субмарин для КЧФ, довольно примечателен, но мы не будем играть в конспирологию…

    При всей паллиативности проекта 636.3, не стоит относиться к нему пренебрежительно. «Варшавянки» превосходят «Палтусы» по мощности дизель-генераторов, скорости полного подводного хода и дальности плавания в режиме работы дизелей под водой. Они имеют более современные БИУС и ГАК, а также гораздо меньший уровень подводного шума.

    НАТОвцы назвали «Варшавянку» «Improved Kilo», хотя адекватнее было бы использовать название «Ультрачерная супердыра» или что-нибудь в этом духе…

    Наконец, в дополнение к уже привычным на «Палтусах» торпедам и минам, «Варшавянки» получили четыре крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ». Кстати, именно ДЭПЛ проекта 636.3 Б-237 «Ростов-на-Дону» 8 декабря 2015 года отстрелялась «Калибром» по боевикам на территории Сирии, став тем самым первой отечественной субмариной, применившей свое оружие в боевых условиях после 1945 года.

    8 апреля 2017 года другая «Варшавянка», Б-265 «Краснодар», осуществила успешный запуск крылатой ракеты по надводной мишени на Балтике. Это событие наделало немало шума в Прибалтике и Скандинавии, одновременно напомнив многим «горячим головам» в Западной Европе, что в случае необходимости Россия может «откалибровать» не только игиловцев…

    Сочетание хорошо отработанных корпусных конструкций «Палтуса» и современных корабельных систем позволило отечественной промышленности в кратчайшие сроки освоить производство новых ДЭПЛ. За 2010–16 годы было построено шесть «Варшавянок» для Черноморского флота. После этого было объявлено о начале постройки еще такого же количества ДЭПЛ для Тихоокеанского флота.

    Будет ли после этого построена серия «Варшавянок» для Дважды Краснознаменного Балтийского флота, вопрос пока риторический. Дело в том, что, с одной стороны, подобное усиление ДКБФ в свете осложнения геополитической обстановки в регионе давно напрашивается. С другой стороны, ЦКБ «Рубин» уже готовит полноценную замену «Палтусам» и «Варшавянкам» в виде ДЭПЛ пятого поколения.

    В силу этого вряд ли имеет смысл тратить время и ресурсы на строительство еще полдюжины 636.3, если после окончания строительства тихоокеанских «Варшавянок» можно будет для Балтики сразу заложить новейшие ДЭПЛ пятого поколения.

    В СМИ просочилось название шифра нового проекта ДЭПЛ — «Калина». Судя по всему, эта ДЭПЛ создается как с оглядкой на ошибки, допущенные в проекте «Лада», так и с учетом успешных наработок по проектам «Палтус» и «Варшавянка».

    Принципиальной новинкой «Калины» станет ее оснащение воздухонезависимой энергетической установкой на основе электрохимического генератора. Это не только гарантирует «Калине» место среди самых малошумных субмарин мира, но и приблизит ее по автономности к атомаринам, позволив находиться под водой без всплытия на поверхность до 20 суток.

    В комплекс вооружения, аналогичный таковому у проекта 636.3, может быть введена разработанная ВПК «НПО машиностроения» гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Циркон».

    15 апреля СМИ опубликовали сообщение о том, что во время испытаний «Циркон» достиг восьми скоростей звука. Вооруженная подобными ракетами «Калина» превратится в настоящую «убийцу авианосцев» и по своему боевому потенциалу практически сравняется с многоцелевой АПЛ пятого поколения проекта «Хаски», чьим эскизным проектированием сейчас занимается Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».

    Автор: Андрей Союстов
    Включить уведомления в Вк
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Читайте также
    Закрыть