Поиск
Лента новостей
Закрыть
Общество
Стало известно, когда в Приморье придет корейский циклон
Россия
Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    12:47  18 Апреля 2017
    1451

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    В Евпатории после долгого организационного простоя администрация начала ремонт уникального архитектурного объекта — текие дервишей и прилегающей к нему мечети Шукурулла-эфенди. Последняя, будучи на три с лишним века моложе обители крымских суфиев, нуждается в срочном ремонте. Заместитель директора евпаторийского муниципального унитарного предприятия «Малый Иерусалим» Эльдар Велиев рассказал корреспондентам ФАН об уникальном историческом комплексе, чья малая площадь не умаляет, а, пожалуй, даже увеличивает его значение в рамках истории Евпатории и России.

    Текие дервишей — прибежище, или обитель — это национальный историко-архитектурный ансамбль, на территории которого находятся три разновременных сооружения:

    — Храм дервишей суфийского ордена, или тариката (пути) Мевлеви — памятник архитектуры XV века;

    — Руины мечети Джума-Джами (по реестру «Шукурулла-эфенди») — памятник архитектуры XVII века;

    — Бывшее здание медресе (по реестру «Чайный домик»), на первом этаже которого расположен музей этнографии.

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    Однако есть версия, гласящая, что текие дервишей было возведено на руинах византийского храма, поэтому фундамент небольшой постройки датируется не XV веком, а XII или вовсе VIII веком. О «византийском следе» в архитектурном облике обители дервишей свидетельствует планировка здания — в плане фундамент постройки был восьмиугольным.

    Мечеть Шукурулла-эфенди была пристроена к текие в самом конце XVIII века, а при сооружении минарета зодчими и строителями были использованы интересные технологии.

    Заместитель директора евпаторийского муниципального унитарного предприятия «Малый Иерусалим» Эльдар Велиев

    «Технический прием, примененный при строительстве минарета, породил одну из легенд, некогда популярных среди мусульман Крыма. Дело в том, что почти сразу после завершения строительства, мечеть пережила два землетрясения и пожар, — рассказывает Эльдар Велиев, — Жители Кезлева (тюркское название города до 1784 года) во время пожара сбежались, чтобы потушить мечеть, и увидели, что часть минарета покрыта яркими серебристыми потеками. Разумеется, в те времена люди были много религиознее нынешних, и решили, что это знамение: минарет, мол, плачет, сожалея о случившемся».

    Разумеется, все это имеет рациональное объяснение, секрет которого кроется в технологии строительства. Дело в том, что делая кладку по спирали, строители сверлили вертикальные отверстия, просверливали по три-четыре ряда кладки сверху-вниз. Технологический «шурф» получался около метра глубиной и примерно 7-8 сантиметров в диаметре. В отверстия заливался расплавленный свинец, который, застывая, играл роль арматуры. Разумеется, этот свинец, вследствие термического воздействия, расплавился во время пожара, создав эти загадочные потеки, мистифицированные народом.

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    Деньги пошли не на реставрацию, а на первоочередные противоаварийные работы. Основная задача, вопреки озвученным ранее наполеоновским планам — не давать объекту разрушаться дальше. Но объект, несомненно, интересный. Уникальна и сама мечеть. Особенно минарет мечети.

    Однако мечеть, разумеется, не главное здание в пределах небольшого архитектурного комплекса, некогда расположенного впритык к крепостной стене Кезлева. Главное — единственная на территории Европы обитель дервишей Мевлеви. Как правило, европейцам суфийский орден Мевлеви, чье создание было вдохновлено поэтом Джалаладдином Руми в середине XIII века, знаком под туристическим брендом «танцующих» или «вращающихся дервишей».

    На постсоветском пространстве аналогичных текие мевлевийского тариката не сохранилось. В конце XVIII века в Крыму действовало 22 текие, а на сегодняшний день сохранилась лишь одна — уникальный архитектурный памятник крымско-татарского народа. Всего же в мире подобного рода «текие» — считанные единицы. Самые известные — в египетском Каире и в турецкой Конье, куда едут многочисленные туристы, желающие приобщиться к поп-артовым «трендам» суфийской традиции, наглухо перечеркнутой Мустафой Кемалем Ататюрком еще в 30-х годах прошлого века. Дело в том, что суфизм, некогда разошедшийся по миру из пределов Османской и Персидской империй, стал утрачивать свое влияние на мусульман сразу после Перовой мировой войны.

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    Текие дервишей, часто именуемая в рамках исламской терминологии «дергях», «текке», «ханака» мевлевийского тариката до начала XX века существовала и в Крыму. На сегодняшний день здание самой текие, а также расположенная рядом мечеть Шукурулла-эфенди пребывают в печальном состоянии. Однако это не мешает историкам восстанавливать память о суфийских традициях.  

    «Ценность нашего храма возрастает по сравнению с иными суфийскими храмами во много раз, поскольку он на 70-75% такой же, каким был 500 лет назад», — с воодушевлением говорит мне Эльдар.

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    Почти сразу нам стало понятно, что такой неравнодушный и глубоко разбирающийся в теме экскурсовод послан нам самим провидением. С учетом всех блестящих вериг, навешанных апологетами «нью эйджа» на суфизм, даже среди историков и востоковедов трудно найти человека, предметно разбирающегося в истории тарикатов и не увязывающего ее с апелляциями манерных плясок Гурджиева и Блаватской к суфийской традиции. Дервишей можно было встретить на всем пространстве от Индии до Крыма, и от Центральной Азии до Африки. По территориальному принципу суфии делились на своеобразные «ордена», именуемые тарикатами.

    Эльдар Велиев несколько часов водил нас по малюсенькому дворику текие, специально пригласил музыканта-реконструктора, исполнившего несколько традиционных мелодий, звучащих во время церемонии «сама» (того самого кружения). Эльдар действительно увлечен историей суфизма, и говорить с ним о разнице воззрений представителей разных тарикатов и о крымской версии ислама времен ханства — одно удовольствие.

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    Мало кто помнит, что суфизм был одним из исламских течений, крайне популярных среди мусульман дореволюционной России. Прежде всего это касалось Крыма, Туркестана, Северного Кавказа. К примеру, фамилия нынешнего президента Чечни — не что иное, как свидетельство принадлежности его предков к суфийскому тарикату Кадирия. Что уж говорить о крымских ханах... Через одного — суфии, да еще и метавшиеся между тарикатами.

    «Основной этап противоаварийных работ начался не так давно недавно», — поясняет техническую и организационную сторону вопроса заместитель главы администрации Евпатории, начальник управления межнациональных отношений Эльмар Мамбетов.

    Османо-византийское наследие Крыма: в уникальную текие дервишей Мевлеви вдохнут новую жизнь

    Были восстановлены фундамент и стены. Кровлю начали покрывать черепицей-татаркой. И сейчас основная задача — отреставрировать минарет. Сейчас угол наклона минарета — примерно 7-8%, и он пребывает в аварийном состоянии. Предполагается, что мечеть будет действующей. В настоящий момент на ремонт выделено 25 миллионов 170 тысяч рублей.

    Пока Крым не воссоединился с Россией, экскурсантов было меньше, а весь комплекс значился как коммунальное предприятие. Теперь это муниципальное автономное учреждение.

    Экскурсионным объектом будет сама текие, а мечеть будет открыта для верующих. Этим вопросом, среди прочих, занимается и депутат Госдумы РФ Руслан Исмаилович Бальбек. Также этот вопрос стоит на контроле у главы Республики Сергея Аксенова

    Автор: Кирилл Оттер
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Читайте также
    Закрыть