«Объект 604»: первый в мире турбореактивный минный тральщик

12:18  17 Апреля 2017
3065

При взятии позиций условного противника или освобождении населенного пункта от террористов, как это было, к примеру, в сирийском Алеппо, войска нуждаются в различных средствах, которые позволяют проделывать проходы для техники и пехоты, на случай установки вражеских минно-взрывных заграждений. На сегодняшний день создано огромное количество разнообразных противоминных систем. Федеральное агентство новостей предлагает ознакомиться с одним из самых интересных методов удаления мин с пути наступающих войск — это турбореактивный минный тральщик «Объект 604».

Еще в начале 60-х годов прошлого века армия Советского Союза выразила желание получить на вооружение специализированную технику, которая была бы способна проделывать широкие проходы в минных полях противника. В свою очередь существующие катковые тралы и прочие системы не могли в полной мере соответствовать обновленным требованиям. В результате было принято решение создать совершенно новый образец бронетехники.

Разработка перспективного проекта была поручена омскому конструкторскому бюро ОКБ-174. Главным конструктором выступил А.А. Моров, а ведущим конструктором назначили А.А. Ляхова. Перспективный тральщик получил рабочее название «Объект 604». Кроме того, у него было альтернативное название, которое указывало на предназначение машины — «Турбореактивный минный тральщик», или ТМТ.

«Объект 604» должен был строиться на шасси среднего танка Т-55, который уже достаточно хорошо был освоен советской армией к тому времени. Более того, на тот момент он отличался достаточно высокими характеристиками. Предполагалось удалить все ненужные агрегаты с имеющегося шасси, после этого ТМТ должен был получить два турбореактивных двигателя типа Р11Ф-300. Планировалось, что двигатели будут оснащены специальным сопловым устройством, которое обеспечивает травление, а также выброс грунта вместе минами за пределы проделываемого прохода.

Советский

Принцип работы турбореактивного минного тральщика был достаточно прост. ТМТ, двигаясь по заминированному полю с включенными турбореактивными двигателями, должен был направлять на грунт реактивные струи, буквально сдувая его вместе с оставленными вражескими минами. Более того, мощность использованных двигателей, согласно расчетам, должна была избавлять как от легких противопехотных мин, так и от тяжелых противотанковых. Ширина прохода должна была составлять несколько метров.

В четвертом квартале 1963 года турбореактивный минный тральщик прошел полигонные испытания. Однако на вооружение машина так ни поступила.

Военный эксперт Юрий Лямин в беседе с корреспондентом ФАН отметил, что главная проблема состояла в расходах топлива при работе таких машин. Авиационные турбореактивные двигатели требуют большого количества авиационного керосина.

«Как результат такой тральщик требует частых заправок. Если же увеличивать баки с запасами топлива, то это значительно увеличивает габариты машины и делает ее более уязвимой. Основным стандартом, как у нас, так и в других странах, является использования взрывных зарядов, таких как, например, запускаемые с установок разминирования УР-77 или УР-83П, а также различных контактных и электромагнитных минных тралов, которые устанавливаются на специальные машины разграждения или на танки», — добавил Юрий Лямин.

Автор: Илья Муромский