Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Трактора вместо Рембрандта, или Зачем подставляют Эрмитаж

0 Оставить комментарий

Трактора вместо Рембрандта, или Зачем подставляют Эрмитаж

В попытке «переписывания истории» поспешили обвинить Министерство культуры, а также некоторые «другие ведомства» после появления в социальных сетях, а затем в СМИ информации, что в Государственном Эрмитаже якобы изъят сборник исторических документов о продажах эрмитажных сокровищ за границу в 20-30-е годы прошлого века.

Скандал начался после того, как эту информацию обнародовал на своей странице в Facebook старший научный сотрудник Эрмитажа Алексей Ларионов. По его словам, о сложившейся ситуации многие музейщики знают, но молчат.

«Пару недель назад у нас работала очередная проверочная комиссия, — пишет Ларионов. — Формально из Минкульта, но, говорят, там были, преимущественно, представители другого ведомства. По результатам проверки Эрмитажу предъявлена претензия, что музей на протяжении многих лет незаконно публиковал документы, относящиеся к числу «секретных».

По словам Ларионова, речь идет о серии сборников из материалов архива Эрмитажа, посвященных, в основном, распродажам музейного имущества в 1920-х — 1930-х годах. Эти сборники продавались только на территории самого Эрмитажа.

Трактора вместо Рембрандта, или Зачем подставляют Эрмитаж

По утверждению автора публикации, после проверки эти издания были изъяты из продажи, а на приведенные в них документы отныне нельзя ссылаться в других публикациях.

«Насколько я знаю, аналогичные спецоперации прошли также в некоторых московских музеях, — утверждает сотрудник Эрмитажа. — Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел».

При этом автор скандальной публикации признается, что сам об этой истории знает только понаслышке и в основном пользовался различными слухами, циркулирующими в музейной среде.

Часть пользователей Facebook усомнилась, что музейные сплетни могут являться серьезным источником информации, однако многие блогеры сразу же безоговорочно поверили автору.

Х. Аверкамп. «Сценка на льду»

«Имеет смысл запилить флешмоб в соцсетях, — предложил один из комментаторов. — С фотографиями проданного большевиками национального достояния — картин, наградного оружия, икон, ювелирных украшений».

Некоторые считающиеся либеральными издания поспешили заявить, что, видимо, имеет место спецоперация по «цензурированию» и «переписыванию» отечественной истории в попытке представить ее более бесконфликтной. Такие обвинения в адрес руководства Минкультуры звучали и раньше.

Чего добиваетесь?

Впрочем, Эрмитаж уже опроверг обнародованные Ларионовым обвинения, назвав его публикацию «некорректной».

«Не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой «комиссии» об изъятии книг из серии «Страницы истории Эрмитажа», — сообщили в пресс-службе музея.

В сообщении пресс-службы музея говорится, что в настоящее время в Эрмитаже «ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством».

Сандро Боттичелли «Поклонение Волхвов»

«Шум и крик, поднятый в интернет-СМИ после поспешной и совершенно неточной публикации в Facebook господина Ларионова, может привести к тому, что после всего этого тарарама книги действительно могут изъять, — пишет журналист Наталья Шкуренок. — Хотя сейчас их всего лишь запретили продавать (что правильно, поскольку на некоторых документах остался гриф «секретно»)».

По утверждению журналистки, все дело в том, что при публикации этих сборников несколько лет назад тогдашними юристами были допущены «некие огрехи, из-за которых часть опубликованных документов сохранила гриф секретности».

Трактора вместо Рембрандта

Из истории известно, что в ходе ускоренной индустриализации в СССР в конце 1920-х годов государству требовалось большое количество валюты, чтобы расплатиться за импортируемую с Запада технику и на оплату труда иностранных специалистов, которые строили первые советские заводы.

Именно тогда советским правительством было принято решение продать за границу часть национальных сокровищ — в частности, некоторые шедевры Государственного Эрмитажа. В числе проданных за границу шедевров были картины Рафаэля, Рембрандта, Боттичелли, Тициана, художественное серебро, коллекции старинных монет, византийские эмали.

Тьеполо «Пир Клеопатры»

Часть шедевров, проданных советским правительством в эти годы, скупил министр финансов США Эндрю Мэллон. Эти произведения впоследствии составили основную часть экспозиции вашингтонской Национальной галереи искусств.

Документы об этих продажах давно опубликованы и доступны, например, здесь.

Автор: Алексей Громов