Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Судьба Европы, печаль Киева: «Северный поток-2» будет непременно построен

0 Оставить комментарий

Судьба Европы, печаль Киева: «Северный поток-2» будет непременно построен

В европейской прессе и даже в некоторых правительствах Старого Света снова активизировалась дискуссия вокруг второй ветки «Северного потока».

В частности, не далее как вчера было объявлено, что власти Дании предлагают внести поправки в законодательство, которые позволили бы запретить строительство газопровода Nord Stream-2 через датские воды.

Не беспокойте Копенгаген

Копенгаген вынужден маскировать свою озабоченность национальной безопасностью за экологической проблематикой. Министр энергетики Дании Ларс Кристиан Лиллехольт так прямо и указал: к сожалению, мол, в настоящее время подобного рода проект можно остановить только по экологическим соображениям.

Тревога датчан понятна. Впрочем, сейчас это уже, что называется, «прошлогодний снег». Потому что нормативная база ЕС никак не позволяет датским властям запретить строительство российского газопровода — ни по экологическим основаниям, ни по каким-то прочим. И им придется с этим как-то жить.

Ранее правительства Швеции и Дании не единожды направляли в Еврокомиссию запросы о правовой оценке российского проекта. Однако, как отметили источники в самой Еврокомиссии, никаких оснований для рассмотрения вопроса блокировки у Брюсселя нет.

Но, тем не менее, понятно, что все это взбрыки не случайны.

Дело в том, что именно сейчас начался процесс выдачи разрешения на расширение трубопровода. Так, 18 апреля документы по подаче заявки будут представлены для общественного ознакомления и согласования ведомствам немецкой земли Мекленбург–Передняя Померания. По планам, разрешение будет почти со стопроцентной вероятностью получено до конца текущего года. Параллельно «Северный поток» стремится к получению разрешения в Швеции, Дании, Финляндии и России.

К середине следующего года все формальности должны быть улажены, и тогда прокладка газопровода начнется уже в «железе» — непосредственно по дну Балтики. А к концу 2019 года по новой ветке в Европу начнет поступать первый российский газ.

Пропускная способность газопровода тогда возрастет еще на 55 миллиардов кубометров газа в год, и потребности Северной Европы в трубопроводном газе будут, фактически, закрыты.

Судьба Европы, печаль Киева: «Северный поток-2» будет непременно построен

При всем богатстве выбора...

Но почему «Газпром», под чьим исключительным руководством сейчас работает «Северный поток», настолько уверен в получении разрешений? Может быть, дело в отлично проведенной предварительной правовой работе? Или причина — в полном соответствии работы концерна всем возможным европейским нормам?

Безусловно, это так. Но есть и более прозаическая причина.

Все просто. Политика иногда может побеждать экономику, но вот победить геологию ей пока что крайне затруднительно. Научный факт: производство своего собственного природного газа в Европе фундаментально сокращается.

В Северном море, например, его добыча существенно уменьшилась уже сейчас. А до 2025 года, согласно официальным прогнозам, по сравнению с 2015 годом, упадет еще на 41 миллиард кубов. Это очень и очень много.

Читайте также: Пять монет счастья: Роман Носиков об украинской перемоге «безвиза»

Есть проблемы и на юге Европы: там столь же объективно падает жизненно важная для этого региона алжирская добыча. Причина та же — истощение действующих месторождений и отсутствие новых.

Никакими политическими заклинаниями эту ситуацию не изменить. Возможности «зеленой» энергетики выглядят крайне привлекательно с точки зрения паблик рилейшнз, но совершенно бессмысленно с позиций экономики. Поэтому компенсировать выпадающие объемы традиционной добычи Европа может только за счет импорта.

Объемы такого необходимого импорта уже подсчитаны. Так, к 2020 году Старому Свету дополнительно потребуются 20 миллиардов кубометров газа. А к 2025 году всему ЕС, а также Швейцарии, понадобится еще на 21 миллиард кубов больше — всего около 381 млрд кубометров.

Получить эти «лишние» кубы можно либо на Ближнем Востоке (в виде СПГ), либо из Российской Федерации (и в виде СПГ, и в виде трубопроводного газа). Других вариантов нет.

Есть еще, конечно, американские «сланцы», вот только рассчитывать на них Европе не приходится. Во-первых, они банально дороже даже ближневосточного СПГ. Во-вторых, американцам куда выгоднее направлять их — если у них вообще руки дойдут до экспорта — на «премиальные» азиатские рынки, где потребность в природном газе также непрерывно растет, да еще быстрее, чем в Европе.

Ничего личного, только бизнес.

Судьба Европы, печаль Киева: «Северный поток-2» будет непременно построен

Почувствуйте разницу

Собственно говоря, весь смысл энергетических игр Америки вокруг той же Сирии в том и состоит, чтобы направить ближневосточный СПГ в Европу и заместить его выпадающие объемы на азиатских рынках своими «сланцами».

Но это пока не более чем иллюзии: вне зависимости от того, «кто кого заборет», война на Ближнем Востоке закончится нескоро. И о строительстве там газотранспортной инфраструктуры пока не стоит и мечтать.

А ведь есть еще и транзитные риски! Самым большим из которых является нынешний транзит российского газа через территорию Украины. Если переговоры между Москвой и Киевом о новом соглашении по транзиту провалятся (а «Газпром» недавно заявил о решении прекратить транзит), то Европа будет просто вынуждена получать российский газ по другим маршрутам.

Читайте также: Конфискация донецкого угля на Украине: петь «Ще не вмерлу» будут при свечах

Наконец, есть тут и сермяжная бизнес-составляющая. Затраты на транспортировку газа по «Северному потоку» составляют порядка 22–23 евро за тысячу кубов. В то же время «украинский маршрут» обходится европейцам в 28 евро за ту же 1000 кубометров.

И это притом, что доступ к OPAL у «Газпрома» временно ограничен «обеспечительным» решением европейского суда по иску польской компании-регулятора. При неминуемом — в ближайшее время — снятии ограничений и полной загрузке «Северного потока» затраты на транспортировку российского газа по дну Балтийского моря снизятся уже до 16 евро за одну тысячу кубов. И это без учета NordStream-2.

Разница между 16 и 28 евро очевидна уже не только европейскому бизнесу, но и Европейской комиссии, как бы она ни поддерживала украинское стремление «к свободе и демократии».

«Мы, европейцы, нуждаемся в диверсификации путей импорта российского газа. «Газпром» очень помог нам в конце зимы дополнительными поставками, — подчеркивает, к примеру, глава австрийской компании OMV Райнер Зееле. — И каждый новый газопровод увеличивает ликвидность на газовом рынке в Европе и потенциально снижает цены за счет возросшего предложения».

Именно поэтому NordStream-2 спокойно заказывает трубы и добивается использования необходимых судов для их прокладки. Украина с Польшей могут сколько угодно писать кляузы о негативном влиянии морских газопроводов на окружающую среду — в одобрениях от этих стран «Северный поток-2» не нуждается.

Поезд уже не просто ушел. Он проехал изрядную часть пути, и никто его движение из-за чьих-либо «политических устремлений» останавливать не собирается. Ибо ценности, безусловно, ценностями. Но европейцы всегда становятся отвратительно меркантильны, когда речь заходит о ценностях их собственного кошелька.

Автор: Дмитрий Лекух
Новости партнеров