Лента новостей
Поиск
loop
Экономика
Госрегулирование цен: Back in the USSR

Госрегулирование цен: Back in the USSR

10:21  29 Августа 2014
462

После введения эмбарго цены начали «кусаться»

После введения эмбарго цены начали «кусаться» Улучив благоприятный исторический момент, парламентская фракция КПРФ разработала и внесла на рассмотрение проект федерального закона, вводящего регулирование цен на продукты питания. Законодательная инициатива о государственном регулировании цен на продовольствие после исправления недоработок может помочь подъёму отечественного сельскохозяйственного производства. Защита продовольственной безопасности России Коммунистические векторы вошли в резонанс с текущей ситуацией, а исполнение предстало в классическом формате, свойственном «партии Геннадия Зюганова». Действительно, острая конфронтация с США и Евросоюзом, начавшаяся из-за событий на Украине, и «война санкций» сделали в нашей стране актуальным вопрос, как обеспечить национальную продовольственную безопасность. Сильное либерально-рыночное лобби в экономическом блоке правительства РФ и их рупоры в прессе спешат акцентировать внимание на трудности, сопутствующие решению этого вопроса. В противовес им среди представителей гражданского общества, которые готовы участвовать в решении обозначенных проблем, – КПРФ, к тому же имеющая фракцию в Государственной думе. Депутаты фракции, их эксперты, как и все члены этой партии, искренне хотят помочь решению «больного вопроса». Дело лишь в том, насколько их законодательная инициатива нуждается в коррекции, а также в том, как и когда она сможет быть использована федеральными органами исполнительной власти. Коммунисты за контроль и учет Что предлагает фракция КПРФ? Ввести «механизм государственного контроля за уровнем цен» - безусловно, да. «Новый курс» Владимира Путина «версия 2.0» прямо предполагает развитие государственного регулирования экономики, ориентированного на социальные потребности. Весь вопрос в том, в чём инициативы думских коммунистов идут дальше, а в чём недотягивают. А также в том, как принятие предлагаемого ими закона повлияет на деятельность федеральных органов исполнительной власти, в которых КПРФ представлена отнюдь не всегда. Наиболее очевидным и понятным всем людям, мыслящим без либерально-рыночных шор, является стержень законодательной инициативы КПРФ – необходимость для государства тщательно регулировать аграрный сектор. Это регулирование подразумевает не только ограничительные меры, но и стимулирующие, не показную, а действенную поддержку сельхозпроизводителя. Прецедентами при всём различии механизмов служит государственная поддержка производителей и потребителей сельхозпродукции во Франции, Швеции, Норвегии, Испании, Греции и в США, где порядок цен регулируется с 1933 года. Не может не вызвать массового энтузиазма идея дать право правительству России право устанавливать предельные размеры наценок на отдельные виды сельхозпродукции и продовольствия, включая товары первой необходимости. Местным органам власти, регионов и самоуправления также должны быть предоставлены соответствующие полномочия, чтобы они на своем уровне могли противодействовать своекорыстному произволу спекулянтов. Сомнения вызывает конкретика. Главный принцип, продвигаемый КПРФ, – государство должно иметь право устанавливать норму прибыли для всех, кто участвует в производстве и продаже продуктов. Для чего-то они устанавливают конкретные показатели, регулирующие размеры наценки, определяющей максимальную прибыль посредников и продавцов. Для переработчиков, посредников, оптовых и конечных продавцов – от 10% до 45%. Как рассчитываются затраты на перевозку, упаковку, хранение, реализацию продовольственной продукции? Не окажутся ли предлагаемые нормы непосильными для сферы торговли, не приведут ли к дефициту отдельных видов продовольствия? А может быть, напротив, рассчитанная «маржа» завышена, и надо более строго требовать с торговцев продовольствием? Старшие товарищи поправят Выводы из поставленных вопросов можно сделать следующие. Инициатива парламентской фракции КПРФ ввести государственное регулирование цен на продовольствие в целом правильная. Но нуждается в серьёзной конкретизации. Особенно в плане передачи оперативных полномочий органам исполнительной власти, федеральным, региональным и местным. В любом случае, государственный контроль над ценами – если и не очевидное добро, то наименьшее зло в сравнении с возможным разгулом спекулятивного произвола. И ещё одно очень важное замечание. Чиновники, конечно, могут не только скорректировать в лучшую сторону недочёты федерального закона, который может быть принят с подачи фракции КПРФ в Государственной думе РФ. Но исполнители потенциально способны исказить «до наоборот» исполнение закона. Надежда здесь исключительно на высшее политическое руководство России. Можно вспомнить и скрытную корректировку реализации явно антинародного закона о «монетизации льгот», после которой народные волнения, будто, сами собой улеглись. И недавнюю историю с массовыми протестами против «брутальной» реорганизации Российской академии наук. Будущее инициативы КПРФ узаконить государственное регулирование цен на продовольствие может оказаться столь же «нелинейным», несмотря на очевидные издержки, и с позитивными результатами. Павел Былевский

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics