В нашем неспокойном мире, в котором происходят военные конфликты и теракты, гуманитарное право, защищающее мирное население, становится особенно важным. Функцию защиты мирного населения во время конфликтов выполняет Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, основанное еще в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и волонтеров по всему миру.
В нашей стране в рамках этого движения действует Российский Красный Крест (РКК) — общественная благотворительная организация, которая является участником Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Кроме того в России действует еще одно подразделение Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Это так называемый Международный комитет Красного Креста (МККК), который позиционирует себя как гуманитарная организация, которая предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах и при внутренних беспорядках.
Согласно собственному уставу, МККК является ассоциацией, деятельность которой определяется Гражданским кодексом Швейцарии, а возглавлять ее могут только швейцарские граждане.
На международной арене МККК признается субъектом международного права, способным поддерживать отношения и заключать договоры с государствами и межправительственными организациями. Юридическая основа деятельности МККК — Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и дополняющие их протоколы 1977 года.
То, что в нашей стране «иностранный агент» МККК, фактически, подменил собой Российский Красный Крест (РКК), вызывает серьезное беспокойство у первого заместителя председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Геннадия Онищенко. Этим беспокойством Онищенко поделился с Федеральным агентством новостей.
Донбасс в огне
В начале разговора Геннадий Онищенко напомнил о событиях в Донбассе летом 2014 года.
«События на Украине и прежде всего в Донецкой и Луганской народных республиках вот уже три года не сходят со страниц газет, — напомнил депутат. — Боевые действия там то обостряются, то на время затихают. Но мне, как человеку, который много занимается вопросами здравоохранения, до сих пор непонятно отсутствие одной очень важной детали в тех оценках событий в Донбассе, которые сегодня звучат с разных сторон».
По словам первого зампреда комитета Госдумы, в первую очередь это касается термина «АТО» («антитеррористическая операция»), которым активно пользуется официальный Киев.
«Марионеточная украинская власть называет Донбасс «зоной АТО», и это почему-то не вызывает никаких возражений со стороны российских официальных структур, которые давно должны были оспорить это лживое определение, — отметил Онищенко. — На мой взгляд, если оценивать конфликт в Донбассе с точки зрения международного гуманитарного права, мы должны оценивать его как вооруженный конфликт немеждународного характера. Потому что по всем признакам сегодня в Донбассе идет не антитеррористическая операция и не борьба с международным терроризмом. Там действует регулярная армия, и, согласно протоколам Женевской конвенции 1949 года и особо дополнительного протокола 1977 года, этот конфликт должен расцениваться как вооруженный конфликт немеждународного характера. То есть, говоря понятным языком, — это гражданская война, которая, к сожалению, идет внутри братской соседней Украины».
По словам собеседника ФАН, главная причина, по которой эта оценка так и не дана, это беззубая позиция Российского Красного Креста.
«Такая известная общепризнанная организация, как Российский Красный Крест, в нашей стране практически утратила весь свой авторитет, — посетовал Геннадий Онищенко. — Хотя ранее, всегда, во все периоды существования советского государства и до него Российский Красный Крест всегда был одной из главных международных организаций, которая всегда стояла на страже интересов мирного населения, которое больше всего страдает в военных конфликтах».
По словам Геннадия Онищенко, Россия продолжает исправно платить взносы в Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца. И именно через него Российский Красный Крест получает деньги на свое содержание.
«Однако напомню историю трехлетней давности, — отметил Геннадий Онищенко. — Три года назад из-за военных действий с территории Донбасса в Россию хлынули беженцы, которых, и это не раз подчеркивало Министерство по чрезвычайным ситуациям, было более миллиона человек. Беженцы сначала жили в лагерях на территории Ростовской области, затем они были организованно переведены в другие субъекты Российской Федерации. И ни тогда, ни сейчас Российский Красный Крест нигде не высказывал своей позиции по этому вопросу. И сегодня эта организация абсолютно не владеет ситуацией с беженцами с Донбасса, оказавшимися в России. Они даже не спросят — а в каких условиях эти беженцы находятся в нашей стране? Имеют ли они работу, получают ли пособия, имеют ли какие-то возможности, чтобы учить детей, получать помощь по линии здравоохранения, и т.д.».
Иностранный агент действует
Обратил Геннадий Онищенко внимание и на фактического конкурента Российского Красного Креста — другую организацию, входящую в структуру Международного Красного Креста и Красного Полумесяца.
«Есть еще одно очень серьезное обстоятельство, — отметил собеседник ФАН. — В 1991 году, с подачи приснопамятного господина Гайдара, в нашей стране полностью легализовался так называемый Международный комитет Красного Креста (МККК), который на самом деле является частной общественной организацией Швейцарии. Причем в руководстве МККК могут быть только швейцарцы. Но, тем не менее, эта организация, наряду с Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца, имеет на территории нашей страны дипломатический статус».
«Ну, мы люди терпимые, мы готовы сотрудничать со всеми международными организациями, — подчеркнул Онищенко. — Но при этом утрачивается самое главное, как мне кажется, о чем мы вообще не говорим, и что нигде не звучит ни со стороны российского МИД, ни со стороны Российского Красного Креста. А эта функция должна всегда присутствовать, она является важнейшей, может быть, даже более важной, чем медико-социальная программа, которую выполняет Красный Крест. Это функция международного гуманитарного права».
По словам Геннадия Онищенко, функция международного гуманитарного права — это, прежде всего, распространение гуманитарных знаний о правах человека, о которых должен быть осведомлен каждый гражданин не только во время войн и конфликтов, но и в мирной жизни, а, тем более, в ситуациях, связанных с терроризмом.
«Сегодня в нашей стране Международный комитет Красного Креста (МККК) является главным идеологом международного гуманитарного права. МККК имеет все преимущества в формировании международного правового поля при возникновении международных вооруженных конфликтов, и эта организация активно этим пользуется», — отметил Геннадий Онищенко.
Приоритет России
По словам депутата, парадокс состоит в том, что саму философию международного гуманитарного права еще в конце XIX века сформулировал россиянин — Федор Федорович Мартенс — юрист, правовед, философ, гуманитарий.
«Сегодня существует международная премия Мартенса, но ее учредителем также выступают не российские организации, а все тот же швейцарский Международный комитет Красного Креста. Получается, что нас сегодня и на этой площадке представляет швейцарская частная общественная организация», — отметил Онищенко.
«До каких пор наш Российский Красный Крест, который живет за счет средств нашей страны, будет продолжать проводить эту безликую, безответственную антигосударственную политику? — задал вопрос Онищенко. — Именно поэтому, когда нас на основании различных фальшивок обвиняют, что якобы в Сирии российские ВКС разбомбили какой-то госпиталь, мы сегодня абсолютно не слышим никаких оценок со стороны Российского Красного Креста. Мы слышим только объяснения, которое дают наши Минобороны и МИД, а Российский Красный Крест остается в стороне».
По словам первого зампреда комитета Госдумы, Российскому Красному Кресту пора перестать вести себя так беззубо, фактически, без боя капитулируя перед своим швейцарским «партнером».
«Мне кажется, в той обстановке, которая сегодня складывается, и, как мы видим, к сожалению, она имеет тенденцию к обострению, наш Российский Красный Крест должен принципиально изменить свои подходы и выполнить свою функцию, вспомнив, под какими документами наша страна подписалась сначала в 1949-м, а потом в 1977 году. Думаю, что председателю Российского Красного Креста — госпоже Раисе Лукутцовой — пора бы вспомнить о великом предназначении Красного Креста, в формировании идеологии которого Россия занимала всегда очень видное и в какой-то мере решающее место», — отметил Геннадий Онищенко.