Жители провинции рискуют остаться "бесправными"

16:04  28 Августа 2014  /обновлено: 1:15  28 Октября 2015
478

Жители провинциальных городов могут лишиться возможности получить права на управление автомобилем. Из-за вступивших 12 августа новых требований к программе обучения и оснащения автошкол, многие из них приостановили набор и не исключают возможности своей ликвидации. С 12 августа вступили в силу новые требования к автошколам. Согласно приказу министерства образования и науки все автошколы должны иметь автодром площадью не менее 2,4 тыс. кв. м, оборудованный светофором, дорожными знаками, а также пешеходным переходом. Кроме того, в классах для теоретических занятий должны быть установлены интерактивные доски и мультимедийное оборудование.

 Непосильное бремя

Все началось со звонка моей знакомой из небольшого городка в Ленинградской области. «Представляешь, говорят, что у нас закроется автошкола. А я как раз осенью собиралась пойти учиться. А мне там сказали, что набора пока нет, и когда будет - не известно», - возмущалась она в телефонную трубку. Понять негодование женщины несложно: до ближайшего районного центра Кингисеппа, где есть еще несколько автошкол, - минут 40 на автобусе. На машине, конечно, быстрей будет, но как на авто без прав-то? Впрочем, и там над автошколами нависла угроза закрытия. Дело в том, что теперь автошколе необходимо получить в ГИБДД соответствующую лицензию. Для этого необходимо привести автодром и учебные классы в соответствие с новыми правилами. Что для руководства школы является непосильным в финансовом плане бременем. «Мы же совсем небольшая автошкола, выпускаем около 80 учеников в год. Для того, чтобы оборудовать классы, мне необходимо сразу вложить примерно 150 тысяч рублей. А если говорить об автодроме, то даже если мы сложимся с коллегами из Кингисеппа, чтобы оборудовать общий автодром, то у нас все равно не хватит средств», - пояснил владелец ивангородской автошколы Василий Каприянчук.

 Бессмысленные требования

Впрочем, ситуация в Ленинградской области не уникальна. Так, генеральный директор автошколы «Автомир» в Нижнем Новгороде Светлана Малышева считает, что «выживут» лишь крупные автошколы в больших городах, либо их филиалы. «Останутся только крупные автошколы, которые могли это предвидеть и имели средства, чтобы предпринять меры», - сказала она. Малышева отметила, что многие требования затратны и бессмысленны. Например, по новым требованиям в автошколе обязательно должен быть прицеп, однако обучаться езде с ним ученик может по собственному желанию. «Если кому-то хочется учится ездить с прицепом, так пусть он и идет в школу, где это есть. Получается, я должна буду купить этот прицеп, но не факт, что вообще будут желающие», - возмущается она. Такой же бессмысленностью женщина считает и оборудование автодрома светофорами. «На площадке должны быть нерегулируемый и регулируемый перекрестки со светофорами. Но это же глупость, на автодроме он никогда не будет загружен, там просто нет других автомобилей. Тогда в чем смысл?», - поясняет Малышева, добавляя, что именно из-за этих нововведений и установлен размер площадки в 24 гектара, до которых «Автомиру» не хватает 300 метров. Сейчас в нижегородской автошколе нет учеников, и когда они появятся (и появятся ли вообще) - неизвестно. Мало того, некоторые из руководителей автошкол даже толком не знают, каким требованиям необходимо соответствовать. «Мы даже толком не знаем, что там теперь за требования. Даже не знаем, сколько в итоге должно длиться обучение - три месяца или шесть. Никакой информации у нас нет. Сейчас мы находимся в подвешенном состоянии», - говорит руководитель учебной части одной из липецких автошкол Мария Литвинова.

 Решение проблемы?

Все эти изменения задумывались как метод борьбы с недобросовестными автошколами, однако законом не было предусмотрено никакого переходного периода, чтобы школы имели время привести свою базу в соответствие. Впрочем, в Ленинградской области решением этого вопроса занялись на самом высоком уровне. «Да мы знаем об этой об этой проблеме. И я считаю, что решение правильное, но, на мой взгляд, несколько поспешное. В последнее время было очень много нареканий на качество подготовки водителей небольшими частными школами. И говорилось, что необходимо это все укрупнить, чтобы работали крупные школы. Но нужен был переходный период, нельзя было так сразу все обрезать, потому что многие люди , которые планировали получить права в ближайшее время,  могут столкнутся с трудностями», - сказал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Он отметил, что правительство области уже провело ряд переговоров с ДОСААФ с тем, чтобы открыть филиалы их автошкол в небольших городах области. «И второй вариант, мы сейчас смотрим крупные компании, чтобы их запустить к нам в Ленинградскую область. Чтобы финансовое бремя ложилось не на каждое маленькое юрлицо, а чтобы это были отделения крупных школ. Это будет выход из ситуации», - пояснил Дрозденко. При этом он уверен, что монополистов в этой сфере не будет, поскольку крупные частные компании смогут конкурировать со школами ДОСААФ. Впрочем, руководители пока еще существующих автошкол уверены, что теперь права обычным людям обойдутся на порядок дороже. «Конечно, на рынок придут крупные школы, которым теперь дали «зеленый свет» и практически убрали конкурентов. И они смогут диктовать свои цены, все равно людям некуда деваться. Сейчас сложно сказать, насколько вырастут расценки,  все зависит от региона», - считает заместитель руководителя камышинской автошколы Семен Справцов. Кроме того, он сомневается, что крупные компании смогут охватить все небольшие города, жители которых станут заложниками этого закона. Любовь Лепшина

Автор: Алексей Громов