Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Категория
Единый учебник истории: проверка Крымом для «историков-либералов»

Единый учебник истории: проверка Крымом для «историков-либералов»

10:57  28 Августа 2014  /обновлено: 1:17  28 Октября 2015
739

Единый учебник истории появится нескоро

Единый учебник истории появится нескоро Отказ руководства Минобрнауки РФ от давнего проекта, «единого учебника истории России», о котором заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов, - это отступление тех, кто продолжает продвигать либерально-западнические и «перестроечные» оценки прошлого нашей страны. Сдача позиций произошла после того, как президент России Владимир Путин поручил включить в учебный курс истории сведения о роли Крыма, в судьбе Российской империи, СССР и современной России. История – служанка политики? Баталии вокруг преподавания истории, в особенности в школе, а затем и вузе, понятны. История – одна из самых идеологических наук, которую недаром называют «политикой, спроецированной на прошлое». Повороты в истории требуют обновления массового исторического самосознания народа. Достаточно вспомнить роль в дискредитации в общественном сознании истории России, в первую очередь периода СССР, которую сыграли «историки-публицисты» времён горбачёвской «перестройки». Напротив, «новый курс» Владимира Путина на новую, высокотехнологичную индустриализацию и последовательное отстаивание национальных интересов обострил внимание к примерам успешного решения подобных задач в прошлом нашей страны. Новая концепция преподавания отечественной истории и школах и вузах стала необходимой, как важнейший фактор общественного сознания, - для перехода к мобилизационному типу развития общества. Задача выработки нового позитивного единого подхода до поры до времени решалась неспешно. Официальная историческая наука, а тем более механизмы подготовка учебников истории для системы государственного образования – довольно инерционные сферы, отягощенные обилием бюрократических процедур. В них действуют те же самые тенденции, ведётся борьба различных, порой враждебно противоположных течений, как и в обществе в целом. Борьба время от времени вырывается наружу и становится публичной, но чаще всего в виде дискуссий о второстепенных вопросах и в виде «решения процедурных вопросов» на разных этапах выполнения проекта. Учебник без двойных толкований 19 февраля 2013 года президент России Владимир Путин констатировал, что востребован учебник истории, лишенный внутренних противоречий и двойных толкований. В духе современных международных механизмов формирования нормативной базы, было решено разработать «единый историко-культурный стандарт» для подготовки «единого учебника» отечественной истории. Работа была начата учеными из академических институтов и вузов, с привлечением экспертов и широких кругов общественности. Разработчики неспешно старались наиболее объективно представить «трудные вопросы» отечественной истории, преимущественно XX – начала XXI века. В октябре 2013 года Российское историческое общество утвердило единый историко-культурный стандарт. Политический кризис на Украине, который обострился к концу 2013 года и к настоящему времени перерос в гражданскую войну, вызвал необходимость ускорить и чётко определить черты новой исторической концепции «от противного». Как можно оболванить народ тенденциозным преподаванием истории, было давно известно на примере гитлеровской Германии, но стало ещё более угрожающе очевидно после развязывания киевскими властями полномасштабной войны против жителей Новороссии. На необходимость внести коррективы в новый учебно-методический комплекс по отечественной истории Владимир Путин указал разработчикам 16 января 2014 года. И уже 2 июня, после встречи с активистами «Общероссийского народного фронта» президент России настойчиво напомнил о необходимости включить в новую концепцию истории «сведения о роли Крыма, в том числе города Севастополя, в судьбе Российской империи, СССР и современной России». Работа над новыми учебниками должна быть завершена уже к апрелю 2015 года, и изучать по ним отечественную историю российские школы начнут в 2015/2016 учебному году. Крым как «лакмусовая бумажка» Именно оценка воссоединения Крыма с Россией и гражданской войны на юго-востоке Украины сейчас – самая краеугольная проблема, решение которой определяет политический водораздел. Зарубежные санкции против российских государственных, общественных деятелей и предпринимателей вводились именно в связи с их позицией в этом остром вопрос. Отношение к нему стало «лакмусовой бумажкой» и для историков. Тех, кому хотелось бы, чтобы в «едином учебнике» истории преобладали либерально-западнические трактовки прошлого страны, было неприемлемо требование публично выразить свою трактовку разносторонней помощи, оказываемой Россией Крыму и Донецкой и Луганской народным республикам. Оценишь позитивно – того и глядишь, попадёшь под зарубежные санкции, откажут в визе в США или в страну Евросоюза, а то и ещё что-нибудь похуже произойдет. Повторишь негатив тенденциозной зарубежной пропаганды – того гляди, осложнишь себе карьеру. Дело не только в своекорыстных мотивах: особенность научной интеллигенции, пусть и занимающей высокие должности, в том, что, как правило, она искренне исповедует те взгляды, которые проповедует и отстаивает. Появление единого учебника истории с трактовками, как настаивает Владимир Путин, последних событий в Крыму и на Украине, становящихся на наших глазах историей, морально невыносимо для «историков-либералов» и означало бы их тяжёлое поражение в многолетней аппаратной борьбе. Именно такими мотивами может объясняться маневр Минобрнауки РФ с отказом от «единого учебника истории России». Политические аспекты проявились, как это чаще всего происходит, в организационно-процедурной плоскости: полномочия обновлять учебники истории для системы государственного образования делегированы шести издательствам. Издатели поставят задачи перед авторами и проконтролируют выполнение. Авторы напишут «линейку учебников», соответствующих «культурно-историческому стандарту». По результатам экспертизы Минобразования РФ, Российской академии образования и Российской академии наук органы федеральной государственной власти и руководство регионов вынесут окончательный вердикт, после которого проведут государственные закупки самой удачной «продукции» для учебных заведений. Павел Былевский

Алексей Громов
Закрыть