Украина
Делай как грузины: ВМСУ уже не мечтают о корветах и начинают клянчить катера
Политика
Путин на встрече с Меркель заявил о желании продолжить диалог с немецким бизнесом
Следующая новость
Загрузка...

    Делай как грузины: ВМСУ уже не мечтают о корветах и начинают клянчить катера

    Делай как грузины: ВМСУ уже не мечтают о корветах и начинают клянчить катера

    На днях в эфире Одесского 7-го канала первый заместитель командующего военно-морских сил Украины контр-адмирал Андрей Тарасов поведал о дальнейших перспективах ВМСУ.

    Озвученная Тарасовым информация разительно отличалась от той ослепительной картины, которую еще пару лет тому назад рисовал командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук. В частности, последний обещал, что в самое ближайшее время украинский флот превратится в мощное оперативно-стратегическое объединение, насчитывающее не менее 66 боеспособных кораблей и судов обеспечения, а также целых две малые подводные лодки.

    Когда возможности отстают от «хотелок»

    На деле за минувшие после обещаний Гайдука годы ВМСУ сумели пополнить свой корабельный состав пятью подаренными США надувными моторными лодками и, с массой оговорок «принятыми в казну» двумя речными бронекатерами проекта 58155 «Гюрза-М» с экипажем в 5 человек каждый.

    Для ВМСУ, чье ядро после весны 2014 года составляют фрегат (лишенный ударного оружия и нуждающийся в капитальном ремонте), корвет (имеющий проблемы с ГТУ), ракетный катер (без ракет), средний десантный корабль (вместимостью аж 180 морских пехотинцев), рейдовый тральщик и артиллерийский катер (общая численность экипажа на обоих — чуть больше 20 человек), вышеописанное пополнение явилось слабым утешением. Но на большее Украина в ее современном состоянии просто не способна.

    Еще одним доказательством того, что реальные возможности украинского ВПК отстают от адмиральских «хотелок» минимум на порядок, стала история украинских корветов проекта 58250. Головной из них, «Владимир Великий», строится в Николаеве на «Черноморском судостроительном заводе» еще с 2011 года. Результат работ — лишенный носа и кормы фрагмент корпуса, который время от времени перемещают по зарастающему лопухами цеху.

    Именно несостоятельность украинского кораблестроения де-факто и признал в своем выступлении 8 марта Андрей Тарасов. В прогнозах контр-адмирала уже отсутствовали украинские корветы и фрегаты. Характерно, что о возможностях обретения иностранных кораблей подобных классов, чем также перманентно бредили Гайдук и Ко, Тарасов тоже не упомянул.

    Надо полагать, в ВМСУ наконец-то смогли сложить «дважды два» и понять, что даже если какая-то страна НАТО и расщедрится на передачу Украине своих старых боевых кораблей, то, во-первых, Ненька не сможет их поддерживать в боеготовом состоянии, а во-вторых, в ВМСУ просто не найдется необходимого количества компетентных специалистов для укомплектования экипажей крупных единиц морской зоны.

    Исходя из этого, volens nolens, ВМСУ могли рассчитывать только на пополнение своего состава катерами отечественной или иностранной постройки. Собственно, именно об этом контр-адмирал Тарасов украинцам и объявил.

    Делай как грузины: ВМСУ уже не мечтают о корветах и начинают клянчить катера

    Суета вокруг американского секонд-хенда

    По словам Тарасова, ВМСУ рассчитывают в ближайшие год-два получить от Киевского судостроительного предприятия «Ленинская кузница» (владельцем которого является — какое совпадение! — президент Украины Петр Порошенко) порядка четырех речных бронекатеров проекта 58155 «Гюрза-М» и двух десантно-штурмовых катеров проекта 58181 «Кентавр». Судя по опубликованной информации, украинские «Кентавры» будут являться аналогами российских патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и проекта 02510 «БК-16».

    Помимо катеров made in Ukraine, ВМСУ не перестает надеяться на иностранную помощь. Правда, украинские амбиции в этом вопросе тоже поуменьшились. Андрей Тарасов сообщил, что «на финишную прямую» вышли переговоры о передаче американцами аж двух катеров… Нет, не новых. И нет, не ракетных. Патрульных катеров типа «Айленд» (Island), выведенных после длительного использования из состава сил береговой охраны США.

    Строившиеся в 1985–1992 годах в Локпорте (штат Луизиана) катера типа «Айленд» имеют водоизмещение 168 т и длину 34 м. Дизельная энергетическая установка мощностью 6200 л.с. обеспечивает катерам ход до 29,5 уз. Экипаж катера — 16 человек. Вооружение — 25-мм автоматическая пушка Mk 38 Mod 0 Bushmaster и пара 12,7-мм пулеметов М2НВ. В данный момент, в связи с износом корпусов и механизмов, «Айленды» в береговой охране США постепенно заменяются более современными «патрульниками».

    Читайте также: Легендарный Севастополь — потрясающий, но не украинский

    Надо сказать, что «Айленды» американцами на Черное море уже отправлялись. 30 сентября 2016 года в Балтиморе береговой охране Грузии были переданы два «Айленда» — WPB 1340 Jefferson Island и WPB 1345 Staten Island 1991 года постройки. Новые владельцы переименовали катера в «Очамчиру» и «Диоскурию». При этом грузины получили катера полностью разоруженными, а также лишенными РЛС. Грузинские экипажи, перед тем как начать обживаться на американских подарках, должны были пройти десятинедельный курс подготовки.

    Если грузины получили американские катера, почему бы такие же катера не получить и ВМСУ? Балтимор, фанфары, гимн, и на кормовых флагштоках двух разоруженных «Айлендов» взлетают украинские флаги — это вполне реальная картина. После положенного для экипажей курса подготовки новые единицы флота отправятся в красавицу-Одессу, где вооружатся парой пулеметов ДШК и какой-нибудь советской 23-мм «спаркой» ЗУ-23-2.

    Попутно волонтеры насобирают денег, чтобы, как это было с флагманом ВМСУ фрегатом «Сагайдачный», прикупить коммерческие РЛС Furuno… Таким образом, где-то через 4–5 месяцев Андрей Тарасов сможет отправить бывшие американские катера на первое патрулирование.

    Если учесть ранее заявленный американцами для грузин срок обучения экипажей, приплюсовать к этому время на согласования, транспортировку катеров из США на Украину, установку вооружения и РЛС, то раньше выпихнуть в море «Айленды» у контр-адмирала просто не получится.

    Делай как грузины: ВМСУ уже не мечтают о корветах и начинают клянчить катера

    По грузинскому сценарию

    Впрочем, есть вероятность того, что даже получив старые американские катера и их вооружив, украинцы будут остерегаться выходить на них в открытое море. Дело в том, что выведенные по состоянию на начало марта 2017 года из состава береговой охраны США «Айленды» имеют для отставки весьма серьезную причину. Они списаны не просто так, а в связи с появлением трещин в корпусе из-за усталости металла.

    Этого уже никаким капитальным ремонтом не исправишь. Так что у ВМСУ имеется выбор. Либо, если американцы, конечно, разрешат, сразу брать то, что есть — и потом молиться, чтобы корпуса катеров на волне не разломились. Либо ждать, пока американцы не выведут из состава своей береговой охраны «Айленды», находящиеся в более приличном техническом состоянии. Что соответствующим образом отдаляет тот прекрасный момент, когда ВМСУ получит столь желанные катера.

    Читайте также: Фрегат «Сагайдачный» как зеркало предсмертной агонии ВМСУ

    При этом в любом случае речи о каком-то качественном усилении в ближайшее время ВМСУ не идет. Напротив, боеспособность военного флота Украины — в связи с устареванием или износом большей части вымпелов и неспособностью украинского ВПК обеспечить своевременный и полномасштабный их ремонт — постоянно падает. Таким образом, хочет того Киев или нет, но реальность все больше и больше подталкивает военное руководство страны к действиям по грузинскому сценарию.

    Напомним, что лишившись в результате Пятидневной войны 2008 года большей части единиц своих ВМС, грузины не стали тратить время на грезы о национальном гранд-флите, а деньги — на содержание адмиралов без кораблей. Вместо этого они упразднили свои военно-морские силы, а личные состав и оставшуюся от флота матчасть передали в береговую охрану.

    Надо полагать, что со временем нечто подобное ожидает и ВМСУ. Другое дело, что у украинцев пока не хватает смелости это признать. Хотя озвученное Андреем Тарасовым желание Украины заполучить пару списанных американских патрульных катеров подобно тому, как это уже сделала Грузия, намекает, что ВМСУ уже начали активно перенимать грузинский опыт…

    Автор: Андрей Союстов