Поиск
Лента новостей
Закрыть
Новости Сирии
Сирия: российские военные доставили гумпомощь в провинции Хама и Эс-Сувейда
Общество
Креационизм vs дарвинизм. Грядет ли новый «обезьяний процесс»?
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Креационизм vs дарвинизм. Грядет ли новый «обезьяний процесс»?

    15:01  22 Августа 2014  /обновлено: 1:38  28 Октября 2015
    272

    Чарльз Дарвин

    Чарльз Дарвин, 1880 год В России может вновь развернуться, казалось бы, уже несколько поутихшая дискуссия на тему преподавания в школах теории Дарвина. Дело в том, что на состоявшемся в Татарстане республиканском педсовете мэр Казани Ильсур Метшин выступил со смелым заявлением о том, что пора бы уже в школах отказаться от материализма.

    Новый «обезьяний процесс»?

    «В школах надо прекратить преподавать теорию Дарвина», - заявил казанский градоначальник, которому претит, что его дети будут думать, что «все люди произошли от обезьяны, а не от воли Всевышнего». «К моему удивлению я узнал, что до сих пор в школах детям преподают теорию Дарвина. Я лично читал в научной литературе, что выдающимися учеными давно доказано, что одинаковых клеток у обезьяны и человека нет. Почему мы продолжаем обманывать детей? Я бы не хотел, чтобы мои дети думали о том, что все мы произошли от обезьяны, а не от воли Всевышнего», – заявил Ильсур Метшин 21 августа на традиционной республиканской августовской конференции работников образования. Казанский градоначальник предложил учителям задуматься, чему же мы учим детей и поднять этот вопрос на федеральном уровне. Информация о заявлении Метшина сначала появилась на официальном сайте мэрии Казани, однако потом исчезла, оставшись только в кэше  Google. В пресс-службе казанского мэра Федеральному агентству новостей по этому поводу комментарий получить не удалось.

    Дарвин и сломанные копья

    На самом деле дискуссия о запрете преподавания в школах теории Дарвина (давно уже видоизмененной и осовремененной), мягко говоря, не нова, хотя время от времени и разгорается снова. И если в Америке так называемые «обезьяньи процессы» - давно уже просто страница истории, то в России, где православие всё больше отвоевывает утраченные после революции 1917 года позиции, время от времени вспыхивают подобного рода дискуссии, иногда весьма бурные. Самым шумным было так называемое «дело Шрайбер» - когда в 2006 году петербургская школьница Маша Шрайбер вместе со своим отцом судились с Министерством образования России и комитетом по образованию Петербурга. Истцы требовали избавить Марию от необходимости изучать на уроках биологии современную теорию происхождения видов, поскольку это якобы «безальтернативное навязывание теории Дарвина». Шум тогда был поднят большой, школьную программу в угоду семье Шрайберов менять не стали, суд они проиграли, но зато попиарились на славу. Девушка потом покинула Россию и, по данным СМИ, продолжила грызть гранит науки за рубежом. В связи с этим делом высказались многие известные люди, в том числе тогдашний патриарх Алексий Второй, который заявил о недопустимости навязывания школьникам теории происхождения человека от обезьяны. «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть так считает, но не навязывает это другим», - заявил тогдашний глава РПЦ. Кроме того Алексий предложил ввести преподавание в школах Закона Божьего, что, по мнению предстоятеля, никак не нарушило бы закрепленной в Конституции светскости Российского государства. Последним, кто всерьез требовал отмены преподавания теории Дарвина в школе, был известный петербургский депутат Виталий Милонов, автор многих нетривиальных инициатив, большинство которых так и не были приняты.

    Дарвинизм vs креационизм

    Сегодня даже приверженцы православия и религиозные деятели других конфессий предпочитают не настаивать на решительном вмешательстве в школьную программу в угоду идеям креационизма. Так глава родительского комитета одного из подразделений православного объединения «Народный собор» Николай Замыслов считает, что даже при приоритете религиозной концепции происхождения человека, из школьной программы ничего исключать не надо, чтобы оставить детям свободу выбора. «Нет, не надо убирать теорию Дарвина, пусть она остается, - заявил Замыслов корреспонденту Федерального агентства новостей. - Пусть дети выбирают тоже. Вот есть православная вера и другие веры, которые говорят о том, что человека сотворил Бог. Но кроме того наряду с этим есть и теория Дарвина». При этом член «Народного собора» не боится конкуренции со стороны атеистов и представителей других конфессий, по его мнению, все точки зрения имеют право на существование. «Я считаю, что теория божественного происхождения человека и вообще мира – она на первом месте должна стоять, - отметил Николай Замыслов. - Кроме того необходимо подать также теорию Дарвина, как один из вариантов человеческой науки. Но ничего не надо убирать». По мнению общественника, поскольку атеизм тоже имеет право на существование, теория Дарвина подходит большому количеству людей, придерживающихся атеистических взглядов. «Если для атеистов приемлемей теория Дарвина, - ну если вы хотите в это верить, и считаете, что это надо преподавать в школе, - то, конечно, право выбора должно быть, - считает Замыслов. - Кроме теории Дарвина есть еще теория перевоплощения, например. Тоже можно преподать, что в прошлой жизни человек был, допустим, поросенком, а сейчас он человек. Ну почему бы и нет, господи, то есть, варианты должны быть представлены».

    Религии не место в школе

    Теорию Дарвина имеет смысл преподавать только в контексте истории науки, заявил Федеральному агентству новостей председатель Исламского комитета России публицист Гейдар Джемаль. «Преподавать теорию Дарвина можно, как теорию науки, потому что она действительно сейчас не разделяется учеными, - заявил Джемаль. - Была такая любопытная попытка в 19 веке что-то объяснить, но она достаточно наивна и используется сейчас в основном в малообразованных кругах, как некая дубинка, как некий аргумент против религиозной концепции мира. Но с точки зрения научной идеологии она, конечно, является реликтом и не соответствует больше современным научным взглядам на происхождение видов, происхождение человека». При этом глава Исламского комитета уверен, что религиозное воспитание нужно, но общеобразовательным школам вмешиваться в этот процесс не следует, поскольку эффект может быть обратным – увеличится число атеистов. «В принципе школа имеет другие задачи, - отметил Джемаль. - Религия должна преподаваться в специальных центрах. Как правило, когда она преподается в массовом порядке, она вызывает отторжение у учеников. История царской России хорошо очень об этом говорит, потому что там был очень широко распространен скепсис и атеизм, несмотря на обязательный предмет «Богословие», «Закон Божий» во всех школах, гимназиях. Тем не менее, огромное большинство людей в начале 20-го века утратили всякую связь с церковью».

    Ожившая Библия

    P.S. Некоторое время назад корреспондент Федерального агентства новостей побывал в московском Центре толерантности – музее, посвященном культуре и религии евреев. Перед началом осмотра экспозиции там показывают интерактивный фильм: на пяти огромных экранах перед зрителями разворачивается библейская история о сотворении мира и обо всех дальнейших перипетиях человечества, начиная Адама и Евы. Дети в восторге: во время Всемирного потопа на них льется вода, а во время «Казней египетских» «настоящие» насекомые прыгают на лицо и чуть ли не впиваются в ноги… Елена Янкелевич

    Автор: Алексей Громов
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях