ФАН-ТВ
«Мягкая сила» Путина и реальность миллиона контейнеров двигают евразийскую интеграцию. ФАН-ТВ
Технологии
В США разработали передвижной комплекс для борьбы с дронами
Следующая новость
Загрузка...

    «Мягкая сила» Путина и реальность миллиона контейнеров двигают евразийскую интеграцию. ФАН-ТВ

    В Москве представили ежегодный доклад Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации. В этом году он был сделан на тему «Евразийская интеграция: современные вызовы и новые горизонты». О достижениях и перспективах в области стратегических инфраструктурных проектов и научно-образовательного сотрудничества журналистам рассказали Первый вице-президент компании «Российские железные дороги» Александр Мишарин и ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. В Совете Федерации побывал корреспондент ФАН-ТВ.

    Поезд Москва – Пекин и другие проекы России и Китая

    Александр Мишарин рассказал о сотрудничестве России и Китая в сфере железных дорог и смежных областях: «Мы начали разработку проекта поезда Москва – Пекин, в соответствии с подписанным меморандумом с нашими китайскими коллегами. Вы видите, что сокращение срока доставки для пассажирских – со 130 часов до 32-х (это даже меньше, чем двое суток) – в 4 раза, и грузов – двое суток. Это говорит о том, что те разработки и те условия, которые заложены в проект, сегодня реальны. Причем, здесь еще посчитано количество мостов и искусственных сооружений: это результат обоснования инвестиций, которые выполнены вместе с нашими китайскими коллегами. Мы пошли дальше: мы приступили к разработке технологий создания новых поездов для скоростей 250-300 км/ч, они больше похожи сейчас на багажные или крытые вагоны. Учитывая, что они требуют донастройки технологии: это уже не стандартный контейнер, это контейнер типа авиационного или с дополнительными технологиями, которые использует Китай. Мы считаем все три направления. Мы считаем, что сегодня Россия имеет уникальный шанс завязать на себя всю или большую часть транспортных потоков».

    «Экономика начала оживать»

    Мишарин озвучил ряд цифр по итогам деятельности РЖД в 2016 году: «Мы провели большую реструктуризацию в прошлом году. Объемы перевозок, несмотря на все тенденции, в прошлом году увеличились на 0,6 %. Стабильно выросли пассажирские перевозки и сообщение. Это очень важно, и мы, конечно, имеем уникальные показания в январе, которые еще надо осмыслить. У нас погрузка выросла на 6,7 %, грузовой оборот на 10,1 %, транзит на 27%.

    Конечно, это всплески, но и в феврале мы видим порядка 5,5 % роста, и это говорит о том, что экономика начала оживать. И те меры, которые мы предпринимали по стимулированию нашей грузовой политики, дали первый результат. Но останавливаться здесь нельзя, проблем и задач много».

    «Мягкая сила» Путина и реальность миллиона контейнеров двигают евразийскую интеграцию. ФАН-ТВ

    Динамика перевозок между Европой и Азией растет

    После этого вице-президент РЖД сказал несколько слов об интеграции евразийского пространства – «с точки зрения транспортной системы и, в первую очередь, железной дороги».

    «Всё очевиднее становится тенденция усиления хозяйственных и торговых связей на евразийском континенте. В прошлом году объем общей торговли превысил 700 млрд. Мы видим, что к 2020 году он превысит один триллион долларов. И конечно, это вызывает дополнительные стимулы в транспортной системе континента, и Россия должна и может существенно повлиять на эти тенденции и быть одним из лидеров в этой сфере. Мы делаем в этом направлении не только шаги, но и определенную работу. У нас есть ряд крупных проектов, таких как развитие БАМа и Транссиба, развитие наших портов, что очень важно, чтобы сохранить возможность развития промышленности и дать возможность развития экспорта и импорта. Сегодня мы обеспечиваем перевозки в полном объеме и в ближайшее время, например, по БАМу и Транссибу, пропускная способность увеличится более, чем в 60 млн тонн. Есть принципиальные проекты, связанные с развитием Северного широтного хода, что существенно увеличивает конкуренцию в части добычи углеводородов. Всё это дает нам возможность прогнозировать, наряду с такими крупными проектами, как создание операторской транспортно-логистической компании, которая осуществляет поставки. 

    Мы сегодня видим, что динамика транзитных перевозок между Европой и Азией имеет явно положительный характер: миллион контейнеров, которые можно провезти через Россию, – это уже реальность. Но это существующие технологии. Изменение номенклатуры грузов и экономики в целом в мире ставят нам дополнительно ряд задач. В первую очередь, рост электронной торговли. В прошлом году ее объем приблизился к двум триллионам долларов. В 2020 году прогноз – превышение четырех триллионов долларов. Это грузы с высокой стоимостью, больше 20-ти долларов за килограмм, которые критичны к условиям перевозки и срокам доставки. Проведенные исследования в европейских странах показывают, что 70% грузополучателей готовы ждать груз в течение 3-5 суток, и только 10% не хотят. Значит, мы должны обеспечить такую технологию, которая позволяет реализовать эту задачу. Конечно, это возможно с созданием высокоскоростной железнодорожной транспортной системы, к которой мы приступили».

    Смотрите также: В МГИМО видят 12 ситуаций, способных повлиять на Россию в 2017 году. ФАН-ТВ

    Информационная и культурная евразийская интеграция

    Ректор МГУ Виктор Садовничий также выразил свое мнение относительно современных экономических трендов: «Вообще, евразийская интеграция сегодня невозможна без создания, поддержания единого интеграционного пространства. Для этого есть новые технологические возможности, и прежде всего, развитие сети Интернет, новых видов информационных услуг. И вот, при растущем доступе к Интернету необходимо понимать и помнить, что насущным остается вопрос: к каким услугам, к какой информации люди получают доступ? Поэтому актуальной задачей становится разработка единой для евразийского пространства информационной политики, которая обеспечивает реализацию, которая обеспечивает реализацию гуманитарных задач, экономических и интеграционных процессов.  

    «Мягкая сила» Путина и реальность миллиона контейнеров двигают евразийскую интеграцию. ФАН-ТВ

    Особое внимание нужно уделить следующим направлениям. Во-первых, это повышение доступности знаний, произведений искусств, культуры в новой информационной среде, а это достигается целенаправленными и согласованными действиями по поводу перевода в цифровой формат произведений литературы, искусства, науки. Причем особую роль здесь должен сыграть русскоязычный сегмент Сети. Во-вторых, речь идет об укрупнении межкультурного взаимодействия путем сотрудничества по созданию информационных продуктов на языках стран-членов ЕврАзЭС и их распространения как внутри пространства, так и за его пределами. И третье – нам кажется, что необходимо поддерживать создание такой мультиязыковой цифровой культурной информационной среды евразийской интеграции, что не отменяет как бы согласованную в рамках ЕврАзЭС поддержку русского языка – как языка, объединяющего евразийское информационное пространство.

    В рамках создания единого информационного пространства особую роль должны сыграть образовательные проекты в области гуманитарных наук на русском языке. Тем самым может быть создано новое поколение гуманитарной интеллигенции стран-членов  ЕврАзЭС, которое способно формировать дружественную информационную и культурную политику. Такие программы должны быть нацелены на подготовку писателей, художников, музыкантов, актеров, журналистов. Наиболее перспективным представляется создание магистерских программ на русском языке в рамках работы российских университетов для студентов творческих специальностей, которые уже получили степень бакалавра в своих странах».

    Важнейший меморандум 23-х стран

    «Важным фактором евразийской интеграции в научно-образовательной сфере является Евразийская ассоциация университетов. Она давно и плодотворно работает, объединяет более ста университетов стран нашего содружества. 12 апреля 2016 на заседании Совета  Евразийской ассоциации университетов (съезд проходил в Московском университете) был подписан меморандум о создании Евразийского сетевого университета. Его учредителями выступили около 23 стран: Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан и другие. Деятельность этого университета в настоящее время реализуется в форме подготовки совместных образовательных программ магистратуры по подготовке специалистов для обеспечения потребностей рынка  ЕврАзЭС. 

    Кроме того, мы сильно начали развивать еще один проект: мы создали за последние несколько месяцев 10 центров Ломоносова в разных странах мира. В них ведется работа по распространению русского языка и культуры, создаются различные центры. И, на наш взгляд, это та самая «мягкая сила», которая работает на укрепление имиджа нашей страны и, конечно, на поддержание русского языка. Это как бы такой параллельный наш ход с Институтами Конфуция, которые успешно развиваются в КНР». 

    Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите здесь.

    Автор: Анастасия Алексеева; Борис Гришин