Украина
Русский путь батьки Хмеля. Колонка Руслана Мармазова
Украина
Азаров прокомментировал очередное доказательство «профессионализма» украинской армии
Следующая новость
Загрузка...

    Русский путь батьки Хмеля. Колонка Руслана Мармазова

    Богдан Хмельницкий

    18 января отмечается годовщина события однозначного в советские времена и крайне противоречивого, если окунуться в бурление современных материалов. Речь о Переяславской Раде 1654 года. Не юбилей, конечно, а скорее дежурный повод — 363 года. Но в нынешних условиях о таких исторических вехах говорить не столько нужно, сколько должно, без привязки к нулям и пятеркам.

    Зарубка на древе истории

    Раньше все было понятно: воссоединение Украины с Россией, навеки вместе и все такое прочее. Теперь же спектр мнений безумно широк и насыщен взаимоисключающими трактовками. Да и отношение к ключевым фигурам тех отчаянных, страшных и героических времен, включая и гетмана Богдана Хмельницкого, поплыло, утратило однозначность.

    Вы не в курсе, киевский кружок крушителей памятников еще не засобирался валить монумент на Софийской площади? С этих станется. Как минимум, Хмельницкий на советском ордене был изображен. Вдруг этого хватит для декоммунизации? Жалко будет. Великолепный памятник, произведение искусства и элегантная зарубка на стволе исторической памяти.

    памятник Богдану Хмельницкому

    А я, знаете, не очень-то хочу прямо сейчас вдаваться в детали и толкования безнадежно диссертабельной темы. Зато о Хмельницком думается и размышляется очень даже с удовольствием и интересом. Не только о нем, понятно, но о нем в первую очередь.

    Сложно ему было. Невероятно тяжело! Какой могучей надо быть личностью, какой характер кованный иметь, чтобы не просто собрать войско, способное заставить считаться с собой всех претендентов на обширные территории и ресурсы, так еще и оценить расстановку сил, выстроить отношения так, чтобы повернуть исторический процесс в новое русло.

    Нет, дорогие современники, Богдан Михайлович был как минимум матер и незауряден, хитер и ловок, велик, в общем. Потому и участники всех сторон дискуссии норовят считать его своим. Кстати, видимо потому на памятник никто посягнуть и не посмел.

    Всего одного решение

    Мудрость же гетманская была сведена к тому, чтобы правильно увидеть единственный, верный путь движения. При всей удали молодецкой и дерзкой отваге группировки, известной как Запорожское войско, быть самостоятельным игроком в лютой военно-политической обстановке XVII века она не могла. То есть логика и элементарный инстинкт самосохранения подсказывали необходимость искать сильного покровителя.

    Благо, в ту пору выбор определялся почти сплошь географией. Кто ближе, к тому и присматривайся. И совсем хорошо, что ни Хмельницкому, ни его полевым командирам не было нужды брать в расчет американский фактор. До принятия декларации о независимости США оставалось 122 года.

    Из возможных вариантов один (или два, если считать крымского хана сколько-то самостоятельной фигурой, а не вассалом турецкого султана) был совершенно диким. «Басурмане!» — так не толерантно, зато очень искренне оценивали казаки южных, с позволения сказать, партнеров. Ситуативно могли пойти с ними на соглашение, конечно. Но кратковременное и вызванное общими целями совершить набег. Глобально же цели и задачи турок и крымских татар были очевидны. Связать с ними судьбу? Никогда! Все усугублялось религиозным вопросом, что вполне понятно.

    Отголоски долгих лет кровавого соседства, резни, угонов в плен, между прочим, и по сей момент можно обнаружить в нашей повседневной жизни. В виде ночной страшилки. Ведь когда дети спать не хотят, а уставшие родители нет-нет, да и пуганут их бабайкой. Это абстрактное, уютное чудовище для домашнего пользования, но явно восточного происхождения. А в Крыму, даже сейчас, какая-нибудь татарская мама вполне может урезонить расшалившегося потомка, мол, если не уймется, его казак заберет. Не милиционер, заметьте, не просто чужой дядька, а казак. Что обозначает — русский.

    Евроинтеграция XVII века и Тишайший русский царь

    Да-да, именно русский. И Богдан Хмельницкий, и его казаки все, естественно, были русскими людьми, из южной ветви триединого большого народа. Вариант отправиться под флаги польского короля для них был столь же неприемлем, как и версия с мусульманскими наставниками и покровителями.

    Собственно, весь сыр бор разгорелся, а потом и привел к той самой знаменитой Переяславской Раде. Это произошло как раз из за произвола польской шляхты. Жутко же паны бесчинствовали! Уверен, об этом знают все, а не только обладатели аттестатов зрелости советского образца. Даже те, кто учился в уже упростившейся образовательной системе 90-х годов, тоже не смогли пройти мимо этого факта. Слишком уж он вопиющий. Гениальное литературное воплощение эпохи в гоголевском «Тарасе Бульбе» точно знакомо каждому. Хотя бы по фильму, но лучше по книге.

    Наверное, можно говорить, что перестань казаки Хмельницкого биться с польскими оккупантами, смирись они с западными магнатами, прими ксендзов и кровопийцев-арендаторов — это была бы некая версия европейской интеграции. С поправкой на время. Разве нет?

    Но одна маленькая деталь. Где Польша — там католицизм. Могли ли с этим спокойно жить казаки? Они воспринимали свою миссию защитников православия как высшую честь и награду. Отсюда и единственный выбор: отправляться под руку православного царя. Отсюда и Переяславская Рада, где украинского не было и ничего быть не могло в силу отсутствия искусственно созданного территориального формирования с соответствующим названием. Просто одна часть русских людей приняла подданство русского царя. Закономерный ход.

    Впрочем, это сказка скоро сказывается. И учебники истории просто читаются. Тогда-то первое посольство отправилось к царю, тогда-то второе, бояре приехали, присяга прозвучала. А процесс-то шел годы! Заметьте, средства коммуникации поскромнее нынешних были. А всякие политические хитросплетения, поди, даже и позаковыристей современных случались.

    Царю, скажем, Алексею Михайловичу Романову, принципиальное решение принимать пришлось. Это же только нам, потомкам не всегда благодарным и часто нерадивым, ложно кажется, что самодержцы только и ждали, чтобы кто-то к ним в казну запросился.

    Алексей Михайлович (Романов)

    Тоже, небось, бояре нудные попадались и с двойным дном, со своими замыслами бубнели в ухо: «Зачем, царь-батюшка, нам казаки, да земли эти? Мало ли у нас уже есть? Так еще Богдашка Хмельницкий смутьян, говорят, редкостный… Да и с поляками переругаемся до скончания веков… А поляки — это сила! И  потянет ли государство такую обузу? Ну мало ли, что они православные и за русский люд бьются… Может позже? Даст Бог, сынок твой Петруша в императоры выбьется, реформ наделает, вот тогда пусть и решает такие вопросы… Тебе ли, Тишайшему, да в такую бучу лезть».

    А царь поразмыслил и, с Божьей помощью, решил иначе. И принял под свое покровительство новых подданных. Начался совершенно новый виток истории. Которая и сегодня актуальна, телевизор включите, она там бурлит и пенится. Хотя хватает желающих ее перекроить под корявые лекала, так еще и чужие. Хмельницкий свой путь выбрал. Русский царь слово сказал. Уж как потомки с их наследием обойдутся, к им, потомкам-то, вопрос. К нам с вами, в смысле.

    Автор: Руслан Мармазов