Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Денег нет, но Киев держится: решится ли «Нафтогаз» на кражу российского газа

0 Оставить комментарий

Денег нет, но Киев держится: решится ли «Нафтогаз» на кражу российского газа

Глава «Газпрома» Алексей Миллер уверен: заявление «Нафтогаза» об отказе закупать российский газ свидетельствует о возможных рисках транзита топлива по территории Украины. Что это за риски и что делать в этой связи России? Разбиралось Федеральное агентство новостей.

В середине недели руководство украинской компании высказалось в стиле «Киев не будет покупать газ у «Газпрома» до конца зимы». Непонятно, на что рассчитывает Украина и как собирается пройти непростую зиму, но газа в подземных хранилищах немного, здесь украинцы обновили исторический минимум. Платить Киев пока не хочет, но без российского газа никогда не обходился. Все это создает возможность для незаконного отъема российского газа, проходящего транзитом через его территорию. Именно об этих рисках завуалированно сказал Миллер.

«Риски действительно большие. Тем более, что Миллер об этом не понаслышке знает, газовые войны все еще свежи в памяти. К этому отъему готовы и в Европе, и в России, да и на самой Украине, поэтому транзит через украинскую трубу последовательно прекращается. У Киева другого шанса нет: платить он не хочет и не может. Своего газа у него нет, подземные хранилища тоже не заполнены до конца — потому Миллер констатирует очевидное и не более. Другой вопрос, как себя поведет Европа, но скорее всего в Брюсселе будут делать вид, что ничего не происходит. А по факту их разборки с Киевом — вопрос отдельный, «Газпрома» не касающийся», — комментирует независимый аналитик по нефти и газу Дмитрий Адамидов.

В конце лета нарастить транзит российского газа через свою территорию предложила Белоруссия. Это поможет оттянуть часть поставок от украинской трубы. Реализуются и другие газовые проекты с участием России. В любом случае, транзитный контракт с Украиной действует до конца 2019 года, после чего Россия прервет все отношения в этом направлении. 

По словам того же Миллера, спрос на российский газ на европейском рынке сейчас очень высок, в сутки поставляется рекордные 614 миллионов кубометров. Что оказывает дополнительную нагрузку на газотранспортную систему Украины.

«Раньше не Украине пытались выкрутиться с помощью реверсных поставок с Запада на Восток, подстраиваясь под избыточное предложение Европы. Но для таких поставок нужны деньги и потом это ведь тот же самый российский газ, который сначала продан в Словению, а потом продан Словенией Украине. Газу просто неоткуда больше взяться. Газотранспортная система может и выдержала бы российские поставки, но другая проблема: ее надо реконструировать, а у Киева нет денег и желания этого делать. Сейчас строится вторая нитка «Северного потока» и труба доживает последние годы: через три-четыре года она просто будет не нужна. Пока же Украина просто позаимствует европейский газ и все — то, что они всегда делали с российским», — продолжает эксперт ФАН.

Читайте по теме: Киев меняет газ на дрова: чем закончатся переговоры «Нафтогаза» и «Газпрома»

Камень преткновения в российско-газовых переговорах сейчас — вопрос цены. «Нафтогаз» выпрашивает у «Газпрома» очередную скидку и хочет подписать дополнительное соглашение. В предыдущие годы это соглашение позволяло Киеву пользоваться российским газом в режиме предоплаты. Но сейчас Киев хочет забрать газ чуть ли не даром, а деньги отдать потом. Что Москву, понятное дело, не устраивает.

«Может, Киев опять будет вымогать деньги, чтобы Европа дала им новый кредит. Это вопрос политиканства, лишенный здравого смысла. Они ограничили уже все, что можно, подняли тарифы. Если зима будет холодной, то люди могут замерзать и Киев может на этом спекулировать. Москва и Киев будут общаться и дальше, но все переговоры сведутся к вопросу «Кто даст денег Киеву?». У Украины такие компромиссы идут в одну сторону, она шантажирует и побирается. Россия в каких-то объемах иногда идет навстречу, когда есть угроза заморозки газотранспортной системы», — добавляет Адамидов. 

Автор: Дмитрий Пятов