Украина
Гибридная война против русской культуры. Колонка Олега Денежки
Весь мир
Ватикан разрешил не беречь девственность «невестам Христа»
Следующая новость
Загрузка...

    Гибридная война против русской культуры. Колонка Олега Денежки

    Гибридная война против русской культуры. Колонка Олега Денежки

    Во вторник, 6 декабря, в Одессе произошел очередной инцидент с участием украинских националистов. Группа лиц, из числа членов одесских отделений «Свободы» и запрещенного в России «Правого сектора»1, угрозами заставила уйти с Привокзальной площади ветеранов-афганцев, которые собирали деньги на нужды своей организации, исполняя советские песни. Российских танков в Донбассе не нашли, зато нашли музыку в Одессе.

    Надо сказать, то, что делали в этот день афганцы не было никакой акцией и вообще было привычным зрелищем для одесситов. Члены одесской организации ветеранов афганской войны частенько ставили палатку, и именно на Привокзальной площади, для сбора средств. И всегда пели песни своей молодости. Как правило, советские, времен Великой Отечественной войны.

    Что же «возбудило» патриотов именно в этот раз? Формально они возмутились фактом, что, мол, 6 декабря отмечается День воинской славы украинской армии, а тут, понимаешь, звучат советские песни, да еще на русском языке. А нужно на государственном. Причем догадайтесь, на каком языке эти претензии были озвучены? Вопрос риторический.

    Обескураженный таким требованием ветеран-афганец, скажем, весьма почтенного возраста объяснил, что служил он в советской, а не украинской армии. Предъявил военный билет советского образца с отметкой о прохождении службы в составе ограниченного контингента в ДРА. А затем заметил, что других песен он не знает, не может петь по-украински вообще. Потому что является одесситом в пятом поколении. А тут говорят по-русски. Не в меру ретивые патриоты великодушно разрешили ему петь песни на том языке, что знает, но у себя на кухне. Демократия восторжествовала.

    Конечно же, такой «овеянный воинской славой» праздник ВСУ, которой никто не видел, никто не знает, достоин наверное патриотической истерики. Но это вряд ли. Причина, как мне кажется, в другом. В событиях последних недель, а именно в песенном флэшмобе, прокатившемся буквально волной по городам восточной Украины, России и Донбасса.

    Идея «гибридной войны» просто стрижет мозги «свидомых» патриотов не хуже газонокосилки. Долго путаясь в определениях, а что же это такое, но сходясь во мнении, что это война без войны, правоверные украинцы включают в этот концепт все новые элементы. Российские телеканалы, «неправильные книги», деятелей российской культуры. Теперь вот песни.

     

    Кстати, в этот же день «свободовцы» продолжили героическую борьбу с «русским миром», но уже войной с одесским театром, а именно: сорвали заседание Управлением культуры и туризма Одесской ОГА, где должен был рассматриваться вопрос о назначении на должность руководителя Одесского академического русского театра друга «сепаратиста» Александра Копайгоры. Воевать с музыкой, театром и книгами гораздо проще, чем с жителями Донбасса, которые и ответить могут. Да и отвечают. Но вернемся к песням.

    Флэшмоб, в ходе которого люди, в основном на вокзалах, исполняют песни советских времен, длится уже не первую неделю. Начавшись на Украине, он перекинулся в Россию, причем с несколько ошибочной, на мой взгляд, формулировкой: «Вы поете наши песни, а мы споем ваши». Вот эта дефиниция «наши-ваши» совершенно неуместна, ибо предполагает, что советские песни автоматически только российские, и ничего из украинского народного тут не поют, а на Украине песни исключительно фольклорного толка. Это неверно. Все это наши, общие песни и есть.

    Но дело не в этом. На мой взгляд, акция вышла весьма удачной. Для украинских патриотов она оказалась полной неожиданностью. Им казалось, что пусть им «вломили не по-детски» в Донбассе, пусть в стране нищета и развал промышленности, причем такие, что вожделенный «безвиз» перестал вообще кого-либо волновать, так как даже в соседний город съездить не на что, зато удалось установить на Украине режим молчаливой покорности.

    Патриоты некоторое время пребывали в удовлетворении, что удалось запугать всех и вся, когда при одном только произнесенном вопросе — «ты сепаратист?» — люди бледнеют и начинают заикаться. Диктатура страха, о которых писали в свое время отцы основатели современной украинской государственности Донцов и Бандера установлена и торжествует.

    А оказалось, что все не так. Люди молчат, но это вовсе не значит, что одобряют или соглашаются с этой диктатурой. Запугать, это еще не победить. «Свидомые» поняли, что сидят на бочке с порохом, и достаточно только поднести огонь, как земля под ними запылает. Столько лет украинизации, три года настоящей диктатуры, а люди все те же. И мысли у них не изменились.

    Гибридная война против русской культуры. Колонка Олега Денежки

    И растет уже третье поколение, советского времени не знавшее, но оказывается, знающее советскую культуру. Неужели — генетика? А главное: предъявить этому флэшмобу нечего. Никаких лозунгов, плакатов, заявлений. Стоят люди — и поют. Что тут будешь делать?

    Поначалу украинские националисты просто онемели от неожиданности. Пару недель в среде патриотов царило молчание на фоне невнятного ворчания в соцсетях. И вот ответ найден. Все как всегда: воевать. Святая вера украинских националистов в то, что достаточно заткнуть людям рот, как все «будет хорошо», поражает. Она заставляет завидовать даже страуса, с его жалким «голову в песок». Голову то они куда-нибудь засунут. Но снаружи останется нечто, куда очень удобно будет дать хорошего «пендаля».

    Но на самом дели истоки этого панического, почти мистического страха перед чужим языком, культурой и историей кроются в том простом факте, что противопоставить этому украинским националистам просто нечего. И вовсе не потому, что русская и советская культурная среда, созданная столетиями существования русского государства, представляет из себя нечто просто магически могущественное. Несомненно, есть чем гордиться. Несомненно, то, что усиленно уничтожалось на Украине 25 лет, но в результате стало только сильнее и устойчивее, заслуживает уважения. Но панического страха?

    Гибридная война против русской культуры. Колонка Олега Денежки

    Замечу, завоеватели прошлого, такие как Александр Великий, Цезарь, Атилла, Чингиз Хан, приходя с мечом в соседние страны, никогда не боялись ни языка, ни культуры, ни даже религии завоеванных ими народов. Более того, персидский язык был одним из языков международного общения в античном мире, а элементы персидской культуры, органично вплелись в греческую, а позже и римскую. Римляне и подавно всегда заимствовали все лучшее от завоеванных народов. К примеру, греческий язык был языком богемы и имел весьма высокий статус.

    Атилла и вовсе пошел войной на Рим не для того, чтобы его уничтожить, а для того, чтобы им стать. Сам Атилла говорил и на латыни и по-гречески. В племени гуннов он всячески культивировал среди элиты римские обычаи. О Петре I, который распространил уклад московской Немецкой слободы чуть ли не на всю страну, и говорить нечего. Не говоря уже о том, что в момент перехода наполеоновскими батальонами Немана в России царил просто культ Бонапарта и всего французского. Что не помешало казакам Платова войти в Париж.

    Гибридная война против русской культуры. Колонка Олега Денежки

    Украинские националисты боятся русской культуры, потому что своей просто нет. То есть абсолютно. От слова совсем. Они боятся советских песен, потому что даже то, что у них есть украинского, это скорее фольклор времен Российской империи. Большая часть культурного наследия — это УССР. Поэтому все, что им остается, — это создать вакуум. Разогнать и запретить. Что они и делают.

    Вот это и есть — «гибридная война».

    1 Организация запрещена на территории РФ.

    Автор: Олег Денежка