Флешмоб на Заречной улице: что стоит за хоровой эстафетой в украинских городах

Флешмоб на Заречной улице: что стоит за хоровой эстафетой в украинских городах

28.11.2016 18:25
2894

Флэшмоб на Заречной улице: что стоит за хоровой эстафетой в украинских городах

На выходных москвичи приняли музыкальную эстафету, начатую на Украине, и исполнили песню «Распрягайте, хлопцы, коней» на Киевском вокзале. Зачинателями песенного флешмоба стали запорожцы, которые 16 ноября исполнили на вокзале «Запорожье-1» заглавную песню из кинофильма «Весна на Заречной улице». Чуть позднее аналогичные песенные флешмобы прошли и в других городах юго-востока Украины: в Харькове спели песню «Старый клен» из «Девчат», а в Одессе хором выдали «Смуглянку» из картины «В бой идут одни старики».

Поздравление «Запорожстали» как вопрос без ответа

16 ноября 2016 года запорожский комбинат «Запорожсталь» отмечал свой отнюдь не юбилейный, 83-й день рождения. Строительство комбината было начато 22 января 1931 года по решению Высшего совета народного хозяйства СССР, а уже 16 ноября 1933 года дала первую выплавку чугуна его доменная печь №1 — что и считается теперь официальным днем основания «Запорожстали».

Акция «домашнего» запорожского телеканала TV-5, проведенная в честь годовщины, должна была, по замыслу ее организаторов, оказаться не более чем «подарком к празднику» для родного комбината. В 2015 году к руководству каналом TV-5, в результате смены собственника, пришли те же самые владельцы, которым сегодня принадлежит «Запорожсталь», — группа «Метинвест» Рината Ахметова.

Однако, как оказалось, такое дежурное поздравление затронуло гораздо более глубинные слои общественного бессознательного, нежели корпоративная гордость владельцев или работников комбината. Запорожскую акцию смотрели и комментировали из Киева и Москвы, Череповца и Уфы, Одессы и Львова, Симферополя и Владивостока. Был ли в этом расчет журналистов TV5 и бессменного генерального директора канала запорожца Максима Оноприенко, мы так и не узнаем — однако факт остается фактом: региональная новость и любительское начинание приобрели масштаб всеобщего социального явления.

«Запорожсталь» и другие промышленные гиганты современной Украины отсылают нас к сюжетам, когда единая страна строила новое будущее, поднимая совершенно иную реальность в виде заводов, фабрик, самолетов Чкалова и теплоходов героических челюскинцев. Единожды пропетая песня того периода вызвала к жизни особый пласт умонастроений, нехарактерный для сегодняшней украинской реальности, в которой нет места ни подвигу, ни настоящей любви, ни великим свершениям, ни образу идеального будущего. Невольно задев струны коллективного бессознательного, запорожский флешмоб поставил простой вопрос: «Камо грядеши?» — на который у современной Украины нет никакого внятного ответа.

Флэшмоб на Заречной улице: что стоит за хоровой эстафетой в украинских городах

Когда гордиться нечем

Говорят, что мироощущение любого писателя формируется в его детстве. Если почитать классику советской фантастики, романы Аркадия и Бориса Стругацких, то в их знаменитой коммунистической утопии можно найти узнаваемые черты сталинского СССР 1930-х годов: и время трудовых побед, промышленного освоения Сибири и Крайнего Севера, и новую педагогику Макаренко, и вездесущий Комитет галактической безопасности, который в своей оригинальной аббревиатуре копирует известную аббревиатуру советской спецслужбы (Стругацких даже попросили изменить название Комитета на «космический контроль», что и дало нам теперь уже привычный КОМКОН).

А вот самоощущение нации формируется двумя событиями — национальной травмой и национальной же победой. Без национальной травмы, будь то революция или гражданская война, невозможно сформировать полноценную гражданскую нацию, а завершающей стадией этого процесса всегда должна быть национальная победа. «Итальянцы» родились в XIX веке в процессе освобождения Северной Италии от австрийцев, современные «немцы» родились как соединение пруссаков, баварцев, саксонцев и прочих вариантов средневековых немецких общностей после победы над австрийцами при Садове. Был свой путь формирования и у советской нации: через две национальные травмы, Революции 1917 года и Гражданской войны, и объединяющую победу в Великой Отечественной войне. Травма создала советский народ и породила тот самый феномен «мира Полудня» СССР 1930-х годов, а победа дала стране космический и атомный проекты и превратила конструкт «советского народа» в мировой цивилизационный проект.

Читайте также: Фильм Оливера Стоуна «Украина в огне»: чего не может вынести киевская цензура

Ничего подобного у современной Украины нет. Травма Евромайдана, «Крымской весны» и восстания в Донбассе никак не конвертирована для гипотетической украинской гражданской нации в реалии национальной победы. Иловайск и Дебальцево, «киборгов» и «Небесную сотню» можно превратить в страдание и боль, но никак не в национальный триумф. Гордиться котлами, расстрелами в спину невинных демонстрантов или бомбежками собственных восставших городов никак не получается — все-таки, при наличии весомого «инфернального» сектора, который в России обычно называют «майданутыми», большая часть украинского населения социально здорова и понимает разницу между Добром и Злом. Даже несмотря на повальные чистки, массированную пропаганду и пристальное внимание к вопросу цивилизационного выбора граждан (именуемого «сепаратизмом») со стороны СБУ.

Флэшмоб на Заречной улице: что стоит за хоровой эстафетой в украинских городах

Гражданская акция или провокация?

Безусловно, проведение столь неоднозначных массовых акций, как «советско-песенные» флешмобы, сразу вызвало к жизни конспирологические версии: мол, все произошедшее — не более чем очередная попытка выявить «неблагонадежных» граждан Украины, после чего с ними будет вестись работа силами «свидомого» актива националистических организаций и уже упомянутого СБУ. Однако данная трактовка происходящего упирается в один вопрос: готова ли «свидомая» Украина применять силовые методы в такой чувствительной сфере, как цивилизационная идентификация?

Речь идет о силовом воздействии на глубинные основы самопонимания, для чего требуется не просто «перепрошить совковое сознание поющих сепаратистов», но и предложить им нечто иное. В конце концов, за публичное исполнение советской любовной лирики на современной Украине посадить невозможно — в том числе и по причине тотального отсутствия альтернативной, украинской лирики: «а что петь-то будем, товарищи?». Та же ситуация, кстати, складывается и с «украинской наукой», «украинской культурой» и даже с «украинским шансоном»: ни один из этих феноменов не может заменить те пласты русского, русскоязычного и советского прошлого, которые и составляют подлинную суть Украины, в отличие от картонного «козацко-бандеровско-руховского» лубка.

Читайте также: Министр генетики: почему украинец Нищук требует сгноить культуру «советских недочеловеков»

Даже если украинская власть будет действовать последовательно и решительно, то в «неблагонадежных» и «сепаратистов» ей придется записать практически все население современной Украины: никакие критерии не помогут отделить семена от плевел. Живые ростки настоящей культуры будут постоянно пробиваться сквозь наспех укатанный асфальт суррогатов типа «героев Небесной сотни», «ветеранов АТО» и «активистов революции гидности».

С другой стороны, надо признать, что «песни города не берут». Современное «молчаливое большинство» украинских граждан пока что верит в «светлое европейское будущее» и «безвиз», в скорую «победу над Россией» и «Украину понад усе». Но, как уже было сказано, у Украины нет своего Бисмарка или Гарибальди, Боливара или Вашингтона, Сталина или де Голля.

Поэтому — «песни поднимают города». Такие песни есть у русских и советских людей, но их нет у современной Украины. А вот когда эти города падут под гнетом внутренних проблем — уже вопрос будущего.

Михаил Большаков
Охлобыстин нашел в Раде виновных в смерти журналистов на Украине
Закрыть