Астрономы полвека назад впервые обнаружили пульсары

28.11.2016 12:20

Астрономы полвека назад впервые обнаружили пульсары

Кембридж, 28 ноября. Ровно 49 лет назад был открыт новый класс небесных объектов. Речь идет о пульсарах.

Английский физик Энтони Хьюиш работал в Кембриджском университете, в Кавендишской лаборатории, где наблюдал и изучал теоретически мерцание космических источников радиоизлучения, это он в 1965 году стал главным инициатором строительства радиотелескопа Interplanetary Scintillation Array, входящего в состав кембриджской обсерватории Mullard Radio Astronomy Observatory (MRAO). Участвовавшая в работе аспирантка Джоселин Белл во время наблюдений заметила сигналы, которые сначала приняла за помехи, сообщает «Индикатор».

Полученные от радиоаппаратуры сигналы поступали на ленту самописца, компьютерные программы для обработки таких данных не применялись, всю работу выполняли сотрудники. Приходивший из космоса сигнал по характеристикам не походил на известные астрономам объекты. Сигнал имел очень маленький период колебаний – 1,33 секунды. Сейчас установлено, что источником сигналов стали быстро вращающиеся нейтронные звезды.

Подобные объекты стали называть пульсарами. К середине 2012 года обнаружено уже более двух тысяч таких звезд. Они различаются по диапазону излучения и по периоду пульсаций. «За определяющую роль в открытии пульсаров» Хьюиш получил Нобелевскую премию по физике 1974 года, разделив награду с радиоастрономом Мартином Райлом.

Таисия Григорьева