Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

24.11.2016 14:18
3422

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

24 ноября -- дата официальной премьеры художественного фильма Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Как нетрудно догадаться, картина посвящена подвигу бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, совершенному 16 ноября 1941 года на подступах к Москве.

С того самого момента, как стало известно о желании Шальопы снять фильм про панфиловцев, вокруг этой идеи в России развернулись ожесточенные споры. Обыватели в принципе не верили в то, что после затяжной эпохи военно-исторического «трэша» в стилистике «Штрафбата», «Сволочей» и «Утомленных солнцем 2» отечественный кинематограф способен на создание достойной экранизации событий Великой Отечественной. Историки же недоумевали, почему из всего колоссального наследства той войны режиссер выбрал в качестве темы для фильма довольно противоречивую историю о «подвиге Двадцати восьми».

Информация к размышлению

Растиражированная в послевоенное время история о том, как у разъезда Дубосеково в ходе четырехчасового боя 28 героев-панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым ценой своей жизни уничтожили 18 танков противника и тем самым серьезно задержали продвижение вермахта к Москве, кулуарно была поставлена под сомнение уже в 1947 году. Именно тогда Военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован добровольно сдавшийся немцам и подавшийся в 1942-м в полицейские Иван Добробабин, который... числился в списке 28 панфиловцев, за подвиг у Дубосекова посмертно получивших звание Героев Советского Союза.

Павший герой, внезапно воскресший в образе пособника немцев, подтолкнул Главную военную прокуратуру СССР к расследованию обстоятельств боя 16 ноября 1941 года. Итогом расследования стал вывод: «Установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого».

Подчеркнем, сомнений в том, что личный состав 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка панфиловской дивизии, угодивший 16 ноября 1941 года под удар немцев, в массе своей дрался героически, ни у кого не было. Претензии возникли к родившемуся стараниями военных журналистов списку 28 героев.

В составе 4-й роты 16 ноября 1941 года сражалось отнюдь не 28 человек, а намного больше. И погибло из состава роты не 28 человек, а намного больше. Так почему героями были объявлены именно 28, и почему именно эти 28? Почему сообщалось, что все они героически погибли 16 ноября, если на деле это было не так? Почему декларировалось, что немцы не смогли 16 ноября преодолеть рубеж обороны панфиловцев, хотя они его преодолели?..

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

Потому что тогда, в ноябре 1941 года, на основе героических действий всей 316-й дивизии на скорую руку был создан пропагандистский миф, в котором нашлось место лишь для 28 героев. Миф, в котором усомнились лишь тогда, когда он уже по объективным причинам, вместе с приписываемой Клочкову фразой «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», стал культовым. В итоге, практически до самого конца существования СССР на официальном уровне трогать этот миф всячески избегали.

Лишь в 1990 году главный военный прокурор генерал-лейтенант юстиции Александр Катусев решился публично написать правду о случившемся: «Массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода».

Позже, в результате стараний ряда отечественных энтузиастов от военной истории, миф о «подвиге Двадцати восьми» продолжал закономерно превращаться в хронику героических боевых действий всей 316-й стрелковой (впоследствии 8-й гвардейской) дивизии Ивана Панфилова. Внутри российского исторического сообщества эта тенденция была хорошо известна. Подавляющее же большинство остальных граждан страны либо по инерции верило в официальную советскую версию событий 16 ноября 1941 года, либо вообще относилось к этой теме индифферентно.

Так продолжалось до тех пор, пока не появился Андрей Шальопа, заявивший, что хочет снять правдивый фильм о Великой Отечественной войне под названием… «28 панфиловцев». И треснул мир напополам.

Обыватели сразу принялись дискутировать о том, насколько в принципе возможно в нашей стране снять что-то, имея за душой лишь один сценарий. Историки-профессионалы и историки-любители вступили между собой в яростный спор о том, насколько корректен, с исторической точки зрения, режиссерский выбор темы для нового фильма о Великой войне. Сам Шальопа всячески давал понять, что фильм, конечно, будет о подвиге панфиловцев, но не «тех», а других. Так что все, мол, корректно. Почему же тогда в названии фильма значится именно 28 панфиловцев, а не 27 или 29? Для интриги. Откуда возьмутся деньги на съемки фильма? Ну, есть некоторые идеи…

Шальопа начал сбор средств на фильм с помощью краудфандинга, в чем немало преуспел. По мере того как проект продвигался, «28 панфиловцев» не только приобретали все больше противников и сторонников, но и получили грант Министерства культуры РФ, а также поддержку Министерства культуры Казахстана и компании Gaijin Entertainment, разработчика исторической военной онлайн-игры War Thunder.

По закоулкам страны еще гуляло эхо эмоциональной цитаты министра культуры РФ Владимира Мединского о том, что 28 панфиловцев — это «святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, — мрази конченые», когда начались предпремьерные показы фильма. Окончательную ясность в оценку кинокартины они не внесли.

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

Вот несколько примеров отзывов о фильме.

Владимир Яшин: «Честно говоря, фильм превзошел все мои ожидания. Это Кино с большой буквы, Кино про войну, про то, какой она была, а не про то, как видит художник, не про то как из пушек рикошетом в Сталинграде стреляют по голливудским законам физики, не про танки с парусами и немцев, гадящих из самолета, не про кишки и мясо, не про суперменов, а про простых мужиков, благодаря которым мы живем. Отличные съемки, отличный монтаж, очень впечатляет. Смотрится на одном дыхании».

Алексей Завьялов: «Это исключительно правильное кино про подвиг предков. Идеологически — стопроцентное попадание. С технологической точки зрения, все сделано также очень грамотно. Фильм буквально «вылизан» как по видео, так и по звуку. Художественный эффект присутствует в полной мере. Зацепило с первых кадров, держало до финальных титров меня, дочь, жену, сестру, весь зал. Исторически точно».

Алексей Пругло: «Очень странно показаны наши бойцы. Это не люди 41-го. Это попаданцы из будущего. Это армия-победительница 45-го... Это даже не герои. Они типажи без страха и упрека из пропагандистских советских фильмов. Им не страшно от слова «совсем»… Немцы в фильме не немцы, а немецко-фашистские захватчики. И они не люди, а функция. В фильме есть красивая картинка, а самого фильма я не заметил».

А вот мнение историка Анатолия Воронина, автора книги «Москва 1941», на днях выходящей из печати: «Суть фильма «28 панфиловцев» можно выразить двумя словами: Слабоумие и Отвага. Слабоумием награждены солдаты вермахта, Отвагой — РККА. Дальше все ясно, вермахт тупо прет во весь рост на отважных советских солдат, которые истребляют противника разными способами. Похоже на компьютерную игру на самом простом уровне, в которой много патронов и туповатых врагов, которые медленно ползают в перекрестье прицела… Цель немецких танков только в том, чтобы подойти как можно ближе к окопу и быть подбитыми. Пару раз за фильм встречается один «умный» танк, который, пользуясь пушкой, поражает «сорокопятку», пулеметный расчет и еще стреляет из пулемета. Правда, в итоге оказывается, что снаряды у немцев плохие и осколков не дают, два взрыва буквально в метре от бойца-панфиловца не причиняют тому никакого урона. А тот, кого прошили насквозь очередью, поднимается с ППШ и умирает не раньше, чем закончится диск. Наверное, такие фильмы уровня индийского боевика кому-то нужны, но называть его образцом для фильма о войне я не рискну».

Что случилось под Дубосековым?

Чтобы разобраться в том, что собой представляет фильм «28 панфиловцев», Федеральное агентство новостей обратилось за помощью к человеку, хорошо знакомому как с военной историей, так и с военно-историческим кинематографом. На наши вопросы согласился ответить главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский:

— Снежный покров, испятнанный черными подпалинами от разрывов. Накатывающийся лязг траков немецких панцеров. Побелевшие от напряжения пальцы, стискивающие винтовку. Москва за нами!.. Все эти зрительные образы понятны, но реальные события выходят далеко за рамки этого видеоряда. Григорий Юрьевич, что на самом деле произошло 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково?

— Из тех материалов, которые сейчас доступны, включая, кстати, и немецкую аэрофотосъемку района боя 1075-го стрелкового полка, у меня сложилось следующее мнение. После небольшой передышки немцы продолжили воплощать в жизнь операцию «Тайфун», то есть наступать на Москву. Утром 16 ноября они прощупали позиции 316-й стрелковой дивизии разведкой боем, после чего немецкая 2-я танковая дивизия занялась панфиловцами всерьез. В итоге, потеряв несколько танков (но никак не 18), немцы сбили бойцов Капрова с занимаемых ими позиций и вынудили остатки полка отступить. В общем, как говорит наш известный специалист по Великой Отечественной Алексей Исаев, немцы свою боевую задачу дня выполнили. В ходе боя 1075-й полк понес существенные потери, что признает в своих показаниях и сам полковник Капров.

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

— Ну да, по Капрову из 120–140 человек л/с той же 4-й роты 2-го батальона уцелели лишь 20–25 бойцов.

— Ни на аэрофотосъемке, ни в одном военном донесении за 1941–1942 год — ни в нашем, ни в немецком — нет никаких следов четырехчасового боя, в котором 28 красноармейцев уничтожили бы 18 немецких танков. Это заставляет серьезно сомневаться в правдивости до сих пор многими декларируемой версии про «28 павших героев». Но это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что полк Капрова, как и вся дивизия Панфилова, 16 ноября 41-го до конца исполнили свой воинский долг.

— Выходит, подвиг панфиловцев был?

— А вы поставьте себя на место красноармейцев Капрова. Вас накрывают огнем. На вас идут танки. А у вас не на роту, а на весь батальон — 4 противотанковых ружья. Ружья, а не орудия. Я вот, например, не уверен, что сам в такой ситуации был бы способен воевать… Конечно, подвиг был. Заметьте, даже будучи сбитым танковыми группами со своих позиций и потеряв до четырех сотен человек только убитыми, 1075-й полк не побежал. Он продолжал действовать, как, впрочем, и вся панфиловская дивизия, уже 17 ноября награжденная Орденом Красного Знамени.

— А еще через день, насколько помню, 316-я стрелковая дивизия стала 8-й гвардейской стрелковой. Правда, 18 ноября от осколков мины погиб генерал-майор Панфилов…

— Потери были, конечно, тяжелые. Но их ценой постепенно «стачивался» наступательный потенциал вермахта. Потом началось советское контрнаступление под Москвой, окончательно похоронившее немецкий «Тайфун».

Лубок не нужен

— Давайте теперь поговорим о фильме «28 панфиловцев». Судя по названию, он снят по следам классической советской версии о «28 павших героях»?

— Даже если исходно у автора сценария и была такая идея, в итоговом варианте фильм постарались отвязать от истории, придуманной литсекретарем Кривицким и компанией. Это, несомненно, «плюс». Совсем отстраниться от мифа, впрочем, не удалось. Это «минус».

— Как вы вообще относитесь к тому, что у нас многие до сих пор защищают версию Кривицкого и Ко?

— Отрицательно. Почему вреден миф, даже если он красивый? Миф: некая группа обороняется и гибнет, но враг не проходит. Москва спасена. Реальность: после момента гибели группы враг, не снижая темпа, наступает еще неделю и его с трудом останавливают буквально у ворот Москвы.

Читайте также: Фильм Оливера Стоуна «Украина в огне»: чего не может вынести киевская цензура

Последствия: мифотворец, крякнув как чайка, улетает и оставляет тет-а-тет с реальностью историка и публику, из которой кто поумнее не довольствуется мифом и спрашивает: «Как же так? Если врага остановили под Дубосековым, то как он оказался у стен Москвы?» И историк начинает долгие и нудные объяснения. Над ним летает веселый мифотворец и стрижет купоны с той части публики, которая вопросов не задает.

— С вашей точки зрения, нужен ли современной России фильм «28 панфиловцев» в том виде, в котором он сейчас выходит на экраны?

— Исходно, когда озвучивалась информация, что Андрей Шальопа будет экранизировать обстоятельства боя 16 ноября 41-го именно в классической советской официальной трактовке, я был против съемок такого фильма. Зачем нам еще один фильм-лубок? У нас таких фильмов и без «Панфиловцев», увы, хватает. Когда же стало известно, что съемочная группа пытается дистанцироваться от творчества Кривицкого и Ко, или делает вид, что пытается, я решил принципиально дистанцироваться от проведения каких-то исторических параллелей…

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

— Насколько, в таком случае, является обоснованным выбор названия «28 панфиловцев»?

— Данный выбор, по моему личному мнению, обоснован тем, что для определенных людей такое название является брендом. Чтобы снимать кино, нужны деньги. Далеко не все люди интересуются военной историей за пределами материала школьных учебников истории. Миф про 28 панфиловцев у нас с советских времен накрепко вколочен в головы. Добавим к этому наблюдающийся взлет патриотизма в нашей стране и поймем, что в таких условиях проект «28 панфиловцев» оказывается более востребованным, чем, допустим, проект «Панфиловцы». Идея, что называется, плавала на поверхности…

Читайте также: Карать фейкоплетов: Роман Носиков о том, что нужно делать с дезинформаторами

Под «28 панфиловцев» проще всего было получить народные деньги, а уж под народные деньги еще проще было добыть деньги государственные. Должен заметить, что, с моей точки зрения, история сбора средств на съемки фильма, история раскрутки фильма, даже история использования черного пиара в целях продвижения проекта — все это применительно к картине «28 панфиловцев» было организовано блестяще.

— Ну да, посмотреть фильм считают необходимым не только сторонники создания картины, но и противники. Действительно, отличный результат.

— Создатели фильма честно заслужили те сборы, которые они сейчас получат. Ребята все хорошо продумали и все правильно сделали. С коммерческой точки зрения, разумеется.

— Кстати, «28 панфиловцев» — это действительно первый российский фильм, снятый на народные средства, как это утверждается во многих источниках?

— Если покопаться в интернете или в памяти, то выяснится, что это не так. Первым фильмом, снятым у нас на специально собранные для этого деньги, стала вторая часть картины, подарившей нам Никиту Джигурду. Я про фильм Евгения Матвеева «Любить по-русски».

Все можно сделать лучше

— Выбор для фильма названия-бренда — не говорит ли о том, что творцы руководствовались в своих действиях исключительно погоней за финансовой выгодой?

— Нет, конечно. Я более чем уверен, что создатели «28 панфиловцев» — патриоты и если бы у них была возможность изыскать средства на съемку картины каким-то иным способом, они не стали бы использовать этот миф и название, справедливо вызывающие у историков массу негатива. Надеюсь, что после «28 панфиловцев» впредь так и будет. Тем более что, на мой взгляд, Андрей Шальопа убедительно доказал — технически он может снять отличный блокбастер.

— Что значит «технически может»?

— Шальопа продемонстрировал, что способен создавать очень красивое war movie. Аутентичная техника, аутентичное оружие, аутентичная форма… С технической и изобразительной точек зрения, «28 панфиловцев» — это сейчас абсолютный эталон того, каким должно быть российское военно-историческое кино. Если из него исключить логику военных действий и художественную составляющую.

— Поясните, пожалуйста, свою мысль.

— Если вы хотите увидеть на экране красивую картинку, сопровождаемую качественным звуком, то в «28 панфиловцах» вы все это получите. Если вы хотите увидеть немцев, действующих по немецким военным наставлениям времен Второй мировой, а не посредством исключительно лобовых атак, то вы этого в фильме не увидите. Вследствие чего у многих зрителей непременно возникнет вопрос: раз немцы были такими тупыми, почему их до мая 1945-го никак расколошматить не могли?

Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев»

— Как в фильме, по-вашему, показаны красноармейцы?

— Красноармейцы? Вы не увидите в фильме реально живых людей с их слабостями и эмоциями. Ну не могут живые люди на передовой все время говорить исключительно о любви к Родине и о том, как правильно поражать врага… Красноармейцы в «28 панфиловцах» — это роботы, которые запрограммированы на то, чтобы провести героический бой. Они говорят только про героизм, Родину, обсуждают старые и новые бои, в игровой форме доносят до зрителя нужные тактико-технические характеристики. При этом актеры играют отлично! Но играют не людей, а персонажей. Соответственно, лично у меня никакой эмоциональной привязанности к ним не возникает. В качестве аналогии — посмотрите фильм 1973 года «Мир Дикого Запада» про парк развлечений, населенный роботами, имитирующими людей. Они неотличимы от живых людей, но действуют исключительно по заранее написанной программе.

— Значит, фильм, несмотря на то, что он после эпохи «киноштрафбатов» очень серьезно поднимает планку отечественного военно-исторического кино, все же можно было сделать лучше?

— Всегда все можно сделать лучше. «28 панфиловцев» тут не исключение. Правда, я не уверен, что те, кто мог бы сделать этот фильм лучше, оказались бы непременно из российского кинематографа.

— Надо ли идти смотреть этот фильм?

— Во-первых, как бы я ни ответил на ваш вопрос, все все равно смотреть пойдут. Во-вторых, «28 панфиловцев» — это действительно новая высота для нашего кино. Что бы я тут о фильме ни говорил, если отбросить вопросы историзма и этики, его создатели — молодцы. Это люди, которые смогли!..

Андрей Союстов
Минобороны РФ заменит тепловизорами часовых на вышке
Закрыть