Спектакль-«бродилка» на Ленинградском вокзале: москвичи в шоке, актеры в ударе. ФАН-ТВ

Спектакль-«бродилка» на Ленинградском вокзале: москвичи в шоке, актеры в ударе. ФАН-ТВ

24.11.2016 1:35
623

Профессиональные актеры сыграли на Ленинградском вокзале Москвы променад-спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Разговоры беженцев». Драматург Константин Учитель рассказал ФАН-ТВ, как он придумал и реализовал необычную постановку.

Территория Ленинградского вокзала Москвы, от залов ожидания и билетных касс до ресторанов и цокольного этажа, на два часа превратилась в театральную площадку. Здесь развернулась российская премьера променад-спектакля по пьесе Бертольта Брехта «Разговоры беженцев». На мероприятии побывал корреспондент ФАН-ТВ.

Два немецких беженца времен Второй мировой войны, заброшенные судьбой на вокзал, беседуют о глобальном и частном, о быте и философии, о высоком и низменном. Диалог людей, выброшенных из привычной среды обитания, интересен во все времена.

Спектакль-«бродилка» на Ленинградском вокзале: москвичи в шоке, актеры в ударе. ФАН-ТВ

За представлением можно наблюдать практически из любой точки вокзала, а можно и участвовать в нем самому: каждый желающий получает наушники и передатчик. Подслушивая частный разговор, зрители планируют свой маршрут. Одни следуют за актерами, другие бродят по вокзалу, слившись с толпой. Идея заключается в том, чтобы дать возможность зрителю создать свой личный и неповторимый образ спектакля – картинку, которая будет сопровождать «разговоры беженцев». Абсолютная свобода передвижения для всех – одним словом, променад!

«Ощущения просто великолепные! Это первый опыт в моей жизни такого погружения в спектакль, абсолютно нестандартный! И место необычное, и нет сцены, и нет занавеса и нет звонков, – делится своими впечатлениями от спектакля молодая зрительница. – То есть, ты ориентируешься исключительно по наушникам, в которых [звучат] актеры, но они непосредственно рядом с тобой! Ты можешь с ними как-то взаимодействовать, иногда они что-то говорят и обращаются непосредственно к публике. Вокруг еще масса людей, которые, в принципе, в шоке – например, как сейчас. И это, мне кажется, очень круто… Например, когда они обсуждают людей, какую-то ситуацию, отношение человека к власти… То, что о людях, – оно всегда вечно! И оно всегда попадает в точку.

Спектакль-«бродилка» на Ленинградском вокзале: москвичи в шоке, актеры в ударе. ФАН-ТВ

У Брехта манера специфическая – то есть, он не всем понятен, он немножко сложный. Но при этом, если вслушаться, если полностью погрузиться непосредственно в сам текст, то можно очень многое почерпнуть, мне кажется. По крайней мере, мне очень нравится то, что я слышу, и вся эта атмосфера – «Разговоры беженцев» на Ленинградском вокзале. Мне кажется, сложно придумать что-то более в контексте!»

Смотрите также: Почему горел ЦУМ в Москве: жирная правда просочилась наружу. ФАН-ТВ

«Разговоры беженцев» – экспериментальный спектакль историка театра, доктора искусствоведения, музыканта и драматурга Константина Учителя. Премьера состоялась этим летом в Петербурге на Финляндском вокзале. Публика Северной столицы приняла спектакль на ура. Тогда было решено привезти его в Москву. Драматург лично рассказал ФАН-ТВ о своей необычной постановке.

Спектакль-«бродилка» на Ленинградском вокзале: москвичи в шоке, актеры в ударе. ФАН-ТВ

– Константин Александрович, раньше побывать на променад-спектаклях можно было только за границей, но буквально за последние несколько лет в России уже тоже прижился этот тренд. Скажите, в чем главная прелесть спектакля в жанре «бродилки», в чем секрет его популярности?

– Наверное, это связано во многом с тем, что та среда, в которую попадает таким образом театр (а это, конечно, театр) очень сильно обогащает спектакли. Тот спектакль, который мы сейчас показываем, создан в рамках фестиваля «Точка доступа», есть такой фестиваль в Петербурге. И это спектакли не только на вокзале или в железнодорожном депо, они могут происходить где угодно. И не случайно, наверное, это происходит в Петербурге быстрее, чем в Москве, потому что сам по себе город более активно выполняет функцию действующего лица, участника спектакля. То есть, вероятно, [имеет значение] какое-то нетривиальное сочетание среды и текста, среды и действия в нашем случае. Ведь мы же не из головы придумали, что нам нужно делать это на вокзале, мы не «абы как» это делаем.

Дело в том, что пьеса Бертольта Брехта «Разговоры беженцев» написана в Хельсинки, в Финляндии, в 1940-1941 году, где происходит действие этой пьесы. Начало Второй мировой войны. Брехт бежал из Германии в Финляндию и оказался в Дании, а затем он поехал в Советский Союз, откуда и переехал в Соединенные Штаты. И вот на этом вокзале он был, мы это знаем. И мы сейчас в ситуации, когда в Европе огромное количество беженцев. А в России?.. Вообще, военные действия происходят совсем близко от нас, и мы привычно смотрим военную хронику по телевидению… Я не смотрю, потому что у меня нет телевизора, но вообще-то люди смотрят, а я вижу в Интернете… Огромное количество людей перемещается! И мы-то видим какой-то верхний слой. А представьте, что это с вами произошло! Ведь это же очень близко. И ваши родственники могут оказаться… Я не буду перечислять сейчас эти горячие точки – то, что стало этими горячими точками…Но мне совершенно понятно, что это имеет личное отношение непосредственно ко мне. Те проблемы, о которых говорит Брехт, – это проблемы, непосредственно связанные с нами, с соседними странами, с той обстановкой, в которой каждый (при всем уважении к любой политической ориентации, к любому мнению) должен выбрать какую-то позицию. Потому что просто сделать вид, что «меня это не касается», сейчас, к сожалению, невозможно.

Спектакль-«бродилка» на Ленинградском вокзале: москвичи в шоке, актеры в ударе. ФАН-ТВ

– Какую-то определенную цель во время подготовки спектакля вы перед собой ставили?

– Конечно. А что вы имеет в виду под «целью»? Ведь это же искусство, мы ставим тут художественные цели. Понимаете, тут два высокоталантливых актера (я думаю, что в Москве их тоже знают): Сергей Волков – актер театра им. Ленсовета, он уже играл роль Брехта в спектакле Юрия Бутусова, который называется «Кабаре Брехт», и Максим Волков – замечательный актер театра «Мастерская Григория Козлова». Какую, собственно, цель мы перед собой ставили – кроме освоения пространства, чем мы занимались с режиссером Владимиром Кузнецовым? Здесь очень важная вещь – это в значительной степени «присвоить» этот текст: есть такой термин для актеров – чтобы это было «твоим», чтобы ты в каком-то смысле… Ты можешь спорить с персонажем, ты можешь с ним соглашаться, но в значительной степени к этому надо относиться не как к роли, а как к какому-то личному высказыванию. Эстетика Брехта во многом и связана с тем, что ты всегда присутствуешь как… (Понимаете, есть слова, которые очень сильно испорчены в силу частоты употребления…) В данном случае – как гражданин просто. Вот ты как гражданин должен принимать в этом участие.

Смотрите также: Муж Гурченко Сергей Сенин: Она разговаривала со своими костюмами. ФАН-ТВ

Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите здесь.

Анастасия Алексеева; Александр Цупило
Адвокат Киркорова подтвердил, что Маруани был доставлен в отделение полиции
Закрыть