Оружие Победы: СУ-76 «Коломбина»

Оружие Победы: СУ-76 «Коломбина»

04.11.2016 13:47
4115

Я уже рассказал вам про незаслуженно забытую пушку ЗИС-3, которая сделала первый залп по Берлину и сыграла немалую роль в победе над нацизмом. Сегодня мой рассказ опять про ЗИС-3, но только в варианте самоходной артиллерийской установки. Но, несмотря на то, что это была классическая САУ, функционал ее был намного шире. В тяжелейшие для СССР дни осени и зимы 1942 и на протяжении 1943 годов, после больших потерь на Курской дуге, именно СУ-76 и СУ-76М восполнили дефицит танков в составе РККА.

Летнее наступление Вермахта на Сталинград и Кавказ — планы «Блау» и «Брауншвейг», которые начались с тяжелейшего поражения Красной армии под Харьковом, — было апогеем восточной кампании немцев. Больше никогда немцы не смогли провести столь масштабных операций.

Советским войскам тогда пришлось намного тяжелее, чем в ходе поражения первых месяцев войны. Про это очень ярко рассказывает повесть Михаила Александровича Шолохова и одноименный фильм Сергея Федоровича Бондарчука «Они сражались за Родину».

Если вы помните фильм, то в кадре нет ни одного советского танка. И это не бедность бюджета фильма, это полностью соответствует реалиям тех дней. Танков у РККА после 1941 года почти не было. Как же так случилось, что имея на начало войны на восточных границах более шести тысяч, а всего в западных округах около 12 тысяч танков, из них не менее полутора тысяч новейших Т-34 и КВ-1 и КВ-2, в 42 году, в решающий момент битвы с Германией, танков у нас не оказалось?

В ходе первых же недель Великой Отечественной войны немцы ошеломляющими ударами своих танковых клиньев в приграничных сражениях по частям перемололи практически весь первый эшелон Рабоче-Крестьянской Красной Армии. При этом немцы действовали так стремительно, что Красной Армии приходилось отступать, бросая тяжелую технику, в том числе и танки.

Происходило это по одной простой причине. В попытках безуспешно угадать направление главного удара немецких групп войск и поймать в клещи танковые клинья немцев, советские танки просто выкатывали моторесурс и горючее, так и не добравшись на поле боя.

Последний гвоздь в советские бронетанковые войска немцам удалось забить в ходе контратаки мехкорпусов Красной Армии на рубеже Дубно-Луцк-Броды и в направлении на Лепель. Кстати, крупнейшая во Второй мировой войне танковая битва состоялась вовсе не под Прохоровкой, а под Дубно.

Контратака свою цель почти выполнила. Немецкое наступление удалось приостановить, советские войска перегруппировались и организовали более-менее устойчивую оборону. Но остатки многочисленной танковой группировки РККА на западном фронте были потеряны.

В это же время танковое производство СССР было если и не потеряно, то сильно обескровлено. Харьковский завод, на который приходилась львиная доля производства Т-34, и где эта машина была разработана, эвакуировался в Челябинск и еще не развернул производство, а Кировский завод в Ленинграде, где был разработан тяжелый танк КВ, уже находился в блокаде и производство на нем упало.

Таким образом, 1942 год Советская армия встретила в условиях жесточайшего дефицита танков. И тогда совет обороны принял решение сделать упор на легкие танки и САУ на основе автомобильных агрегатов, чтобы производить их на неспециализированных предприятиях. Прежде всего, это были танки Т-60 и Т-70.

Внешне они походили на Т-34, что играло немалую психологическую роль, как для наших бойцов, так и для солдат Вермахта, уже успевших заработать танкобоязнь от вида Т-34. Именно эти танки чаще всего видели наши солдаты весной, летом и осенью 1942 года.

Однако вооружение их было весьма скромным. Т-70 — 45-мм пушка, такая же как на БТ и Т-26. А у Т-60 и вовсе авиационная автоматическая 20-мм пушка ШВАК. Разумеется, она в принципе не могла бороться не с одним типом немецких танков, а противопехотное действие имела весьма скромное.

Стал вопрос о более мощном вооружении. Было решено сделать на базе легких танков САУ с более мощным вооружением. Сначала выбор пал на ЗИС-2 — 57-мм противотанковую пушку Грабина. Но очень скоро стало понятно, что подобная машина будет иметь весьма ограниченное применение.

А надо сказать, что советское командование было под большим впечатлением от немецких САУ Sturmgeschütz III — 75-мм штурмовым САУ, которое следовала прямо в  рядах атакующих солдат. Эти установки предназначались исключительно для поддержки пехоты и не входили в состав бронетанковых войск Вермахта. У экипажей даже форма была не черного, а зеленовато-бурого цвета. Они подчинялись командованию пехотных дивизий, и эффективность их была весьма высока.

Оружие Победы: СУ-76

Советское командование захотело нечто подобного. Своей универсальностью и мощностью пушка ЗИС-3 Грабина подходила для этой цели как нельзя лучше. И летом 1942 года, в самый пик боев, в то время, когда Ставка вынуждена была издать знаменитый приказ №226 «Ни шагу назад», конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров был разработан первый вариант СУ-76.

Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причем они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и часто ломалась.

Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте. Поэтому после выпуска 608 штук серийное производство СУ-76 было остановлено, и конструкция была отправлена на доработку.

Но дефицит танков продолжал оставаться актуальным. Немцы вплотную подошли к Сталинграду и вышли к Волге. Т-34 Сталинградского заводища шли в бой прямо из цехов. Часто недоукомплектованные. Необходимость в легкой САУ была очень острой.

Тогда народный комиссар танковой промышленности СССР В. А. Малышев (его именем назван ныне танковый завод в Харькове) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нем приняли участие коллективы завода того же завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова.

На вооружение поступили оба образца. С конца 1943 года, после снятия с серийного производства легких танков Т-70 и Т-80, оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в городе Мытищи, начали крупносерийное производство легкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76.

Решение сделать вместо закрытой полностью бронированной рубки, рубку открытую сзади и сверху благотворно сказалось на боевых качествах машины. Экипаж располагался просторно, отпала проблема с загазованностью боевого отделения, что сделала СУ-76 гораздо более скорострельной машиной, чем Т-34, имеющего пушку того же калибра.

Кроме того, подробная рубка значительно повышала выживаемость экипажа. Боевое отделение покидалось быстро и без проблем, причем, как вспоминал один из танкистов, еще до того, как снаряд, попавший в машину, успевал в ней что-то повредить. Злая ирония заключалась в том, что наибольшие шансы на выживание в Т-34  имел механик-водитель, у которого был персональный просторный люк. А наименьшие — стрелок-радист, люка не имевший вовсе. В СУ-76 все было ровно наоборот.

СУ-76 сразу полюбили в войсках. Как только его не называли: «Горьковская свечка», за легковоспламеняемый бензиновый двигатель и «Брезентовый Фердинанд», за характерные компоновку и силуэт, со сдвинутой назад боевой рубкой. Но самым романтичным и распространенным прозвищем было — «Коломбина». И это имя имело под собой основание.

«Ход у СУ-76 был мягкий и тихий, словно танец. По сравнению, например, с Т-34, который вытряхивал из танкистов все внутренности. За это ее называли — «Коломбина», — вспоминал один из ветеранов, воевавших на этой машине.

Кстати, несмотря на легкомысленно открытую рубку, обманывающую своей хрупкостью, СУ-76 была одной из самых сильно бронированных машин в своем классе.

В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13672 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. К примеру: СУ-85 было выпущено 2562 штук, СУ-100 3037 штук (это установка из знаменитого фильма «На войне, как на войне), ИСУ 152 (знаменитый «Зверобой») – 3242 машины.

Серийное производство СУ-76 завершилось только в 1945 году, хотя уже к 1944 году советская армия располагала достаточным количеством современных тяжелых и средних танков и САУ. Несколькими годами позже «Коломбина» ушла со сцены и САУ были сняты с вооружения Советской Армии.

Кроме СССР, СУ-76 разных модификаций стояли на вооружении ряда стран, в частности Польши. От 75 до 91 поступили на вооружение Корейской народной армии, и приняли участие в Корейской войне (1950—1953), где неплохо себя зарекомендовали. Югославия закупила 52 машины в 1947 году.

Кстати, в апреле 1945 года, после прекращения выпуска СУ-76 на ее базе было выпущено 12 экземпляров первой советской самоходной зенитной установки ЗСУ-37. Выпуск этой установки продолжился после войны.

В следующий раз, в рубрике Оружие Победы, я расскажу о легких танках Т-60 и Т-70, также незаслуженно оказавшихся в тени знаменитого Т-34.

Олег Денежка
Фийон назвал политическим хаосом окончание президентства Олланда 
Закрыть