Как «Марс» сносит мозг в XXI веке, и зачем людям дезориентация в пространстве. ФАН-ТВ

Как «Марс» сносит мозг в XXI веке, и зачем людям дезориентация в пространстве. ФАН-ТВ

15.10.2016 18:16
733

Репортер ФАН-ТВ находится в выставочных залах торгового дома «Пассаж» на Невском проспекте, где открылся первый в Петербурге филиал старейшего московского Центра современного искусства «МАРС». Это уникальная площадка для демонстрации художественных проектов, затрагивающих все человеческие чувства. Первая выставка, которая заработала в этом месте, получила название «Теория поля». Инсталляции, подобно эфиру, окружают посетителей оптико-звуковыми полями, некоторые из них меняют свой облик в процессе диалога со зрителем. На вопросы корреспондента ФАН-ТВ ответил директор центра «МАРС» Сергей Демчев.

– Добрый день, Сергей. Расскажите, пожалуйста, что увидит зритель на этой выставке, чем удивите его?

– Я, прежде всего, хотел бы сказать, что мы открываем не просто выставку, мы прежде всего открываем центр «МАРС» в Санкт-Петербурге, и открываем его выставкой «Теория поля». Выставка сформирована из порядка восьми инсталляций, часть из которых мы уже ранее показывали в нашем московском центре и в центре в Абрау-Дюрсо, а часть – это абсолютно новые работы.

По какому принципу собраны эти работы? «Теория поля» – это рассказ о невидимых полях, невидимых волнах, которые, как все мы знаем, вокруг нас присутствуют, но мы их не видим. И этой выставкой мы как раз все эти невидимые поля художественным образом показываем, и вы их начинаете видеть.

– Я знаю, что на этой выставке представлены полотна, которые не только погружают, скажем так, в атмосферу физики, теории поля, но и дают возможность зрителям самим почувствовать себя художником, так ли это?

– Да, это так, это обязательное условие, которого мы стараемся придерживаться. Мы всегда стараемся, чтобы наши проекты были интерактивными. Очень важно, когда человек не просто выступает в роли созерцающего, а он участвует в процессе, и от его действий полностью зависит и та картинка, и тот сюжет, который он в результате получает. И, конечно, каждому человеку приятно почувствовать себя немного художником.

Как «Марс» сносит мозг в XXI веке, и зачем людям дезориентация в пространстве. ФАН-ТВ

– А каким образом это происходит?

– Например, предыдущая инсталляция – группа TUNDRA «Black Noise». Это 3D-инсталляция, но она выполнена в технике, когда вы пользуетесь не просто 3D-очками, а активными 3D-очками, благодаря которым картинка подстраивается под вас, когда вы двигаетесь, и она всегда индивидуальная для вас. Поэтому, куда бы вы ни встали, как бы вы ни двигались, она всегда ваша, и ничья больше.

Смотрите также: Армия будущего: инженеров-инноваторов готовят сегодня – для умной России 2035 года. ФАН-ТВ

– Я знаю, что представлены работы медиа-художников из разных стран мира. Расскажите, пожалуйста, какова география данного проекта?

– В данном проекте у нас представлены традиционно, обязательным образом, российские художники, потому что практика показывает, что наши художники на мировой арене – не в виде аутсайдеров, а в виде фаворитов выступают, поэтому мы всегда их поддерживаем и всегда их представляем. Но так же, конечно, мы стараемся привозить и иностранных артистов, для того чтобы всегда была возможность сравнения, и все-таки это интернациональная задача культуры – привозить ее из-за рубежа. В данном проекте представлены художник из Франции и художник из Турции. Художник из Франции – с абсолютно уникальным проектом, это инсталляция «Музыка сфер». Это работа с обычным белым светом. Но настолько это удивительным образом выполнено, что это сложно [объяснить словами]. Вообще, вся наша история очень сложно объяснима на словах, это нужно приходить и смотреть – вы, наверное, тому свидетель. Но, если все-таки попытаться сформулировать – вот этот обычный белый свет вас погружает в новое пространство, которое вы в обычной жизни не можете себе даже представить: когда вы теряете ориентацию и не понимаете, где пол, где потолок, где стены…. Где вы вообще – вверх ногами или в обычном состоянии? Потому что вы находитесь в абсолютно новом измерении!

Как «Марс» сносит мозг в XXI веке, и зачем людям дезориентация в пространстве. ФАН-ТВ

– А чем удивят российские художники?

– Вот мы в данном объекте находимся – это российские художники Ян Калнберзин и Евгений Афонин. Скажем так, это не совсем уникальная технология, но мы немножко пошли дальше. Это купольная технология, выполненная таким образом, когда без использования очков создается ощущение 3D-объема. И здесь по самой тематике это из известного произведения.

У нас еще 3D-инсталляция – это Максим Свищёв и Андрей Свибович. Тоже это уникальная инсталляция, которая выполнена на потолке, но она погружает вас полностью, как будто вы под водой находитесь, и она вас полностью обволакивает.

Также у нас Дима Морозов (::vtol::) – абсолютно уникальный человек, который создает объекты. За основу берутся научные факты, которые он воплощает именно в виде уже арт-объекта. Ты, на первый взгляд, вообще не понимаешь, что это такое. Но, когда ты начинаешь взаимодействовать с этими произведениями, то ты понимаешь, насколько это вообще… Опять же, это про невидимые поля. Звуковая волна, например: мы же ее не видим, но она есть! И вот, например, Дима ::vtol:: делал у нас один проект, когда мы видели эту звуковую волну.

Поэтому – это всегда что-то абсолютно новое. Наша задача – всегда дать что-то абсолютно новое. Поэтому, придя к нам, однозначно вы откроете для себя какие-то новые и ракурсы на искусство, и абсолютно новые понимания каких-то физических явлений. Но это всё абсолютно  комфортно происходит, потому что это музыка, свет – в общем, такое аллегро.

Как «Марс» сносит мозг в XXI веке, и зачем людям дезориентация в пространстве. ФАН-ТВ

– Скажите, очень сложно, наверное, синтезировать науку и искусство? Художники зачастую  эмоциональны и придерживаются своих эмоций, а наука – это достаточно точный предмет. Сложно ли, на ваш взгляд, совместить науку и искусство, и насколько это получилось у художников?

– В данном случае наука – это всего лишь инструмент. У нас не стоит задача доказать некую теорему, донести до мира какое-то новое изобретение. В данном случае наука используется как инструмент художественной реализации какой-то мысли художника. Поэтому – на это надо так смотреть, все-таки полегче, попроще. То есть, мы не научно-исследовательский институт, мы все-таки институция о культуре, об искусстве.

Смотрите также: Космическую разработку, которая принесет России пальму первенства, показали в Питере. ФАН-ТВ

Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите здесь.

Евгения Швецова; Владислав Куликов; Дарья Пфау
Ученые установили загадочную связь между датой рождения и смертностью
Закрыть