Лента новостей
Поиск
loop
Весь мир
Антироссийские санкции действуют! Но делают Россию только сильнее

Антироссийские санкции действуют! Но делают Россию только сильнее

11:34  14 Октября 2016
446

Антироссийские санкции действуют! Но делает Россию только сильнее

На следующей неделе правительства стран Евросоюза обсудят свои действия в ответ на кровопролитие в Сирии. По этому вопросу пока нет формального указания, но европейские кабмины уже начали изучать, как могли бы выглядеть новые антироссийские санкции, сообщила в среду The Wall Street Journal.

Дипломаты ЕС говорят, что наиболее вероятной целью новых санкций могут стать российские чиновники, которые имеют шанс пополнить действующий список Брюсселя. Некоторые из европейских столиц предлагают сделать этот шаг уже по итогам встречи лидеров Евросоюза на будущей неделе.

Поводом для введения новых санкций против России на этот раз послужила не ситуация на Украине и не вопрос Крыма, но обострившаяся ситуация на фронтах гражданской войны в Сирии. Ее все также привычно хотят привязать к действиям Российской Федерации.

Вечные санкции против вечной России

Первые антироссийские санкции, так называемый «список Магнитского», были приняты Конгрессом США еще в 2012 году, когда ни об Украине, ни о Сирии вопрос еще не стоял. Тогда Вашингтон впервые развернул в противоположную сторону процесс постепенной отмены еще антисоветских санкций, которые ограничивали СССР в ходе «Холодной войны» и постепенно отменялись со стороны США в 1990–2000 годах.

Смешным и наглядным фактом здесь является то, что последняя из антисоветских ограничительных мер, так называемая поправка Джексона–Вэника, принятая американским Конгрессом еще в 1974 году и связанная с препятствием эмиграции из СССР, была отменена только 16 ноября 2012 года — но ровно в тот же день Конгресс принял и пресловутый «список Магнитского», который вводил новые ограничительные меры уже против России и обвинял ее в «нарушении прав человека».

Антироссийские санкции действуют! Но делает Россию только сильнее

Желание США по-прежнему оставаться «мировым жандармом» наглядно проявилось в самом «законе Магнитского»: в нем была прописана простая формулировка, которая позволяла расширять список такого рода санкций на неограниченный круг должностных или государственных лиц, которые были лишь «заподозрены» в коррупции или нарушении прав человека. Данная процедура вводилась на уровне министерства финансов США, не подразумевая наличие решений каких-либо международных, национальных или даже американских судов по тому или иному человеку. Всего за период 2013–2016 годов в «список Магнитского» было внесено около сорока российских чиновников, которых Штаты заочно обвинили в коррупции и преступлениях против прав человека.

Таким образом, США создали мощный инструмент манипулирования ключевыми фигурами в крупном российском бизнесе и государственной системе РФ. Цель была очевидна — проведение проамериканской политики как внутри Российской Федерации, так и на международной арене. При этом, учитывая неопределенность процедуры доказательства вины или преступных действий того или иного подозреваемого, инструмент «закона Магнитского» подразумевал сколь угодно расширительные трактовки по его применению.

Кроме того, по данным газеты New York Times, одноименный список, составленный Госдепартаментом США, имеет и засекреченную часть, куда внесены высокопоставленные российские чиновники. Имена этих лиц, по мнению издания, Госдеп не стал предавать гласности, опасаясь ответных мер со стороны России, а также с целью непубличного давления на них. Существование значительно более длинного засекреченного списка подтверждает и тогдашний посол США в РФ Майкл Макфол.

Вслед за США аналогичные «списку Магнитского» законы были приняты во многих западных странах.

Антироссийские санкции действуют! Но делает Россию только сильнее

Крым наш, санкции — ваши

Следующим шагом США и ЕС в деле «унасекомливания» независимой политики России на международной арене стали события 2014 года на Украине и в Крыму.

После вооруженного переворота в Киеве и свержения законной украинской власти, поставивших впрямую вопрос о существовании украинского государства, Россия и Крым приняли историческое решение о воссоединении. Фактически, речь шла о второй, практически бескровной «революции», которая стала ответом на кровавый ужас киевского Евромайдана.

Степень популярности пророссийских настроений в Крыму отразилась даже в том, как повела себя на полуострове украинская армия: мощнейшая структура ВСУ и военно-морского флота Украины сдалась без единого выстрела, а в процессе референдума и последующей передачи государственной власти не произошло ни одного мало-мальски массового гражданского выступления против России.

Однако все эти факты не были приняты во внимание ни США, ни Евросоюзом, ни странами-сателлитами США на международной арене. Около тридцати стран ввели различные ограничения политического и экономического характера против Российской Федерации, привязав их к вопросу Крыма, а затем и к участию России в событиях в Донбассе. Весь этот сложный комплекс санкционных мер получил название «секторальных санкций», так как в большинстве случаев касался не просто страны в целом, но лишь отдельных секторов экономики, а то и отдельных лиц.

В «секторальности» западных санкций против России проявилась та же двусмысленность, которая присутствовала в процессе «защиты» Украиной «своего Крыма»: большая часть западных стран не желала полного разрыва экономического и политического сотрудничества с Россией, в то же время пытаясь наказать Москву за «недопустимую вольность» в международной политике.

Читайте также: Сбить самолет и обвинить Россию: повторится ли в Сирии украинская провокация

При этом большинство санкций имело целью не столько наказание непокорного государства, сколько нанесение минимального ущерба бизнесу западных стран — как у себя дома, так и в России. По сути дела, нынешний глобальный мир устроен именно так: любая война или экономическое противостояние разрушает обе стороны конфликта, подтачивая их экономики за счет падения инвестиций, товарооборота и закрытия рынков сбыта.

Тем более неприятными оказались для США и стран ЕС ответные санкции России, которые коснулись уже наиболее болезненных секторов американской и европейской экономик: сельскохозяйственной и пищевой промышленности.

Дело в том, что, начиная с 1960-х годов, в странах Запада осуществлялось целенаправленное субсидирование своих фермеров — как с целью обеспечения собственной продовольственной безопасности, так и в качестве инструмента подчинения быстрорастущего населения Третьего мира, которое начинало критически зависеть от дешевого западного продовольствия. Именно такую позицию занял Запад и по отношению к северной и холодной России, всячески навязывая ее рынку различные пищевые суррогаты (вроде знаменитых «ножек Буша»), но де-факто убивая российского сельхозпроизводителя.

Антироссийские санкции действуют! Но делает Россию только сильнее

Введение же ответных санкций со стороны России развернуло эту негативную тенденцию на 180º. Так, например, за два года после введения ответных санкций против стран ЕС и США производство свинины в России выросло настолько, что страна превратилась в ее нетто-экспортера, хотя до этого на протяжении десятилетий постоянно закупала ее за рубежом.

Новые санкции. Что дальше?

Что же остается в арсенале западных стран в части санкций против России? Рассмотрим этот вопрос вне зависимости от того, что станет формальной причиной для их введения: очередная «слезинка ребенка» или же целая страна, приведенная в хаос усилиями стран Запада, а потом, после прихода туда России с миротворческой спасительной миссией — объявленная ареной «чудовищных военных преступлений»?

Во-первых, мир санкций, безусловно, — это мир той самой «реальной политики», о которой так не любят публично заявлять с экранов телевизоров. Первейшей задачей западных стран — Евросоюза и США, является удержание их собственной гегемонии в мире, которая достигается, в первую очередь, именно экономическим и технологическим доминированием.

В силу этого факта не стоит ждать от США или от ЕС «драконовских» ограничительных мер, вроде антироссийского нефтяного эмбарго или отключения России от международной платежной системы SWIFT. При нефтяном эмбарго против нашей страны с мирового рынка уйдет около 6 млн баррелей нефти в день — вдвое больше, чем добывал Иран во время эмбарго западных стран. По историческим причинам на переработку российской нефти всегда были нацелены именно западноевропейские нефтеперегонные заводы — в силу чего по ним такого рода запретительные меры ударят больнее всего. Кроме того, хоть и с большими транспортными издержками, эта «запретная» нефть может быть продана Россией другим покупателям — кстати, то же самое продемонстрировал и Иран во время неудачного эмбарго против него.

Читайте также: Путин в Стамбуле: мы поддержим заморозку добычи нефти. РФ строит мега-ОПЕК?

То же самое касается и российского природного газа: в первую очередь именно Европа зависит от дешевого «голубого топлива» из РФ. Европейские политики понимают, что лишившись экономических преимуществ от его закупки, европейская промышленность попадет в «газовую кабалу» от других поставщиков углеводородов — в первую очередь американских, которые с удовольствием раскрутят поставки дорогого сжиженного природного газа на европейский рынок.

Во-вторых, всем представителям той самой «реальной политики» понятно, что Россия слабеет в политическом плане именно в моменты ее наиболее полной интеграции в западный проект, ее максимально последовательного участия в процессе мировой глобализации. Так было во времена последнего русского царя Николая II и Временного правительства, такой же процесс одновременной псевдоинтеграции и разрушения исторической России происходил в момент «мирного сосуществования» с Западом, которое провозгласил последний лидер СССР Михаил Горбачев.

Антироссийские санкции действуют! Но делает Россию только сильнее

Поэтому, как ни странно, слова об отмене санкций против России сегодня звучат именно из уст американских «ястребов». Так, на недавнем выступлении в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке вице-президент США Джо Байден заявил о «неизбежности» снятия части санкций с Москвы уже в ближайшее время — именно в логике того, что Россию нельзя полностью отпускать в свободное плавание и ставить в состояние международной изоляции.

Наиболее же показательным здесь является недавнее заявление президента России Владимира Путина, сделанное им на форуме «Россия зовет». Глава государства открыто заявил, что западные санкции в отношении нашей страны наносят вред не только нам, но и зарубежным партнерам:

«Мы часто повторяем как мантру, что эти так называемые пресловутые санкции на нас не очень-то и влияют. Влияют. И прежде всего угрозу я вижу в ограничении передачи технологий. Это, кстати говоря, наносит ущерб не только российской экономике, но и мировой экономике в целом», — заметил президент.

В этом заявлении не только заложена констатация очевидного факта — антироссийские санкции существуют, — но и имеется прозрачный намек на то, что Россия может при желании вернуться к позабытой советской модели научно-технического прогресса, который подразумевал в первую очередь создание собственного технологического кластера и развитие собственной науки и техники.

Ведь, в конце концов, именно такой сценарий выглядит закономерным итогом длительных западных санкций против России — но он же является и самым страшным сном Запада.

Михаил Большаков
Новости партнеров
mediametrics