Неожиданная угроза: смогут ли астероиды отбить у землян желание освоить Луну

13.10.2016 19:04

Неожиданная угроза: смогут ли астероиды отбить желание землян освоить Луну

Луна на 33% чаще бомбардируется астероидами чем считалось ранее, сообщается в подготовленной международной группой астрономов научной статье, опубликованной в журнале Nature. Но это ничего не изменит, база на Луне будет построена, считает научный обозреватель телеканала «Культура» Александр Галкин.

Специалисты сообщают, что все планеты Солнечной системы постоянно переживают импактное событие (столкновение астероидов и других небесных тел с планетами  — прим. ред.). И Луна в данном случае не исключение.

«Частота падений даже небольших астероидов на Землю и Луну крайне важна для нас, так как объект размерами с Челябинский метеорит может стереть с лица Земли город или принести огромный экономический ущерб, и уничтожить лунную базу, если он на нее упадет», — считает Эмерсон Спейерер из университета штата Аризона в Темпе.

Неожиданная угроза: смогут ли астероиды отбить желание землян освоить Луну

Определение частоты импактов — очень сложная задача, потому что для этого нужны длительные и практически непрерывные наблюдения. И у земных ученых была такая возможность — после экспедиции «Аполлона» осталось множество снимков с лунной поверхностью. Эти фотографии астрономы сравнили с более поздними снимками, сделанными зондом LRO.

«Этот орбитальный модуль, получил свыше миллиона фотографий поверхности Луны, однако лишь небольшая часть из этих снимков покрывает одинаковые или похожие друг на друга участки местности. В общей сложности исследователям удалось выделить лишь 14,1 тысячи подобных фотографий, полученных в разные эпизоды работы LRO на орбите. Сравнив эти снимки, мы пришли к выводу, что за время работы зонда на поверхности Луны появилось 222 относительно небольших новых кратеров, чей диаметр достаточно сильно разнился — от двух до 43 метров. То есть каждый год возникает по 16 кратеров размером больше 10 метров», — подчеркнул Спейрер.

Неожиданная угроза: смогут ли астероиды отбить желание землян освоить Луну

Получившиеся результаты очень удивили ученых, которые ранее считали, что за год должно возникать не более 12 кратеров, что на 33% меньше, чем показывает спутник. Именно поэтому ученые опасаются, что возможные в будущем лунные базы будут подвергаться очень серьезным ударам.

«Это определенная проблема, серьезная и малоприятная. Конечно, иногда ученые склонны несколько преувеличивать проблемы, но если это исследование проводилось на протяжении 50 лет, полагаю, им сейчас стоит верить. Проблема серьезная еще потому, что удар даже небольшого космического тела может свести на нет все потуги землян освоить Луну», — заключил эксперт.

Как показывают расчеты астрономов, первые два сантиметра реголита (почва Луны — прим. ред.), будут обновляться каждые 81 тысячу лет, что в 100 раз быстрее, чем предполагали планетологи ранее. Это радикальным образом будет сказываться на том, как много воды, гелия-3 и других интересных веществ содержит грунт Луны.

Неожиданная угроза: смогут ли астероиды отбить желание землян освоить Луну

«Этот путь неостановим, и тут уже не очень-то важно, кто сделает первую базу на Луне — русские, американцы или китайцы, но наш естественный спутник будет освоен. И читая новости о том, что Луна бомбардируется астероидами и другими космическими телами чаще, чем мы думали раньше, можно сделать только один вывод  — просто сдвигаются сроки постройки первого объекта. Сроки для того, чтобы придумать, как лучше защитить саму базу, какой толщины сделать крышу и стены, как защитить помещения от космических лучей», — заключает эксперт.

Сергей Гагарин