Дизельное харакири: как Киев отказался от российского топлива в ущерб себе

Дизельное харакири: как Киев отказался от российского топлива в ущерб себе

13.10.2016 13:12
1071

Прибалтийская схема: как Киев отказался от российского топлива в ущерб себе

Россия разорвала соглашение с Украиной, касавшееся эксплуатации двух магистральных нефтепродуктопроводов. Об этом говорится в распоряжении, опубликованном на сайте правительства РФ. Что значит это распоряжение в глобальной перспективе и где Украина будет теперь брать топливо? Разбиралось Федеральное агентство новостей.

Согласно документу, нефтепродуктопроводы Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая, проходящие по территории Украины, больше не эксплуатируются дочерними предприятиями АК «Транснефтепродукт». Более того, российская компания в феврале 2016 года продала эти участки швейцарской компании International Trading Partners AG. И появившееся распоряжение было лишь делом времени. 

«История начиналась с того, что поменялась власть на Украине и новые люди во главе страны стали выжимать российский бизнес, передавая его другим (европейским) бенефициарам или оставляя вообще себе. В том числе стали страдать нефтепродуктопроводы, по которым шел российский дизель на территорию Украины. Надо сказать, что своей переработки у страны уже не осталось, работает только один НПЗ. Киев закупает большие объемы дизельного топлива, прежде всего, у России и Белоруссии, где 70% закупок дизельного топлива из-за рубежа приходится на Минск. Для Белоруссии это хороший бизнес, поскольку они продают на Украину в полтора раза дороже, чем в Европу», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Известно, что прокачка по нефтепроводам была остановлена на фоне судебных тяжб с украинской стороной: та пыталась оспорить право собственности труб и фактически парализовала их работу.

«Транснефть» начали выдавливать, и она продала свой участок некой швейцарской компании, причем непонятно, кто за ней стоит. Украинцы в этом плане пошли по пути прибалтов: поливают грязью на политическом уровне, выдавливают российских собственников из бизнеса, а потом очень удивляются, почему через них перестают транспортировать нефть и газ. Так же было и с прибалтийскими портами. Сначала построили БТС-1 (Балтийскую трубопроводную систему), чтобы нефть уходила на наши балтийские порты, потом БТС-2, а потом нефтепродукты через них просто перестали идти. Так же и с газом: сейчас собираются отказаться даже от поставок в Калининградскую область через Литву», — продолжает эксперт ФАН.

Читайте по теме: Тот же долг, только меньше: как Москва и Минск нефтегазовый спор улаживают

Мораль басни простая: если испортить отношения с Россией — крупным поставщиком, то транзитный статус сразу оказывается под вопросом. Испорченные политические отношения с Москвой влияют и на бизнес-контакты.

«И до выдавливания этот нефтепровод работал периодически: последний запуск был в 2016 году, после того как «Транснефть» с украинского рынка вышла. Это продолжалось буквально несколько месяцев, и сейчас этот нефтепродуктопровод не работает. Никаких рисков для России нет, труба и так простаивает, просто стороны документально зафиксировали, что не собираются ее использовать. Хотя по ней еще в прошлом году собирались прокачивать 100 тысяч тонн дизеля. Труба изначально создавалась для снабжения гарнизонов советских войск, которые располагались на западной границе — там, где находится потенциальный враг. А потом Союз распался, и ее использовали в коммерческих целях, для перекачки дизельного топлива», — добавляет Юшков.

Дмитрий Пятов
Министерство культуры уволило директора петербургского Цирка на Фонтанке
Закрыть