Мост через континент: Керченская переправа как стратегический аспект

Мост через континент: Керченская переправа как стратегический аспект

30.09.2016 18:25
2870

Возвращение Крымского полуострова Российской Федерации стало политической неожиданностью. В такой исход не верил почти никто. Однако кроме положительных результатов в этом вопросе был и негативный аспект. А именно: коммуникации. Украина имела все возможности блокировать пути транспортного сообщения с Крымом, чем незаконное правительство в Киеве и воспользовалось.

Проблема Крыма возникает не впервые в истории. Полуостров является контролирующим стратегическим фактором в Азово-Черноморском бассейне. Именно Крым давал России выход на рынки Ближнего Востока, а это, прежде всего, Персия, которую мы сегодня знаем как Иран — крупнейший потребитель российского зерна. Поэтому после завершения Смутного времени Россия приступала к завоеванию выхода Черноморского бассейна.

Вопреки мнению обывателя, российский флот строить стал вовсе не Петр I, а его отец Алексей Тишайший. Именно он построил первый российский фрегат «Орел», который предназначался именно для Азовского моря. Уже тогда стало ясно, насколько важен был для России выход на южные морские берега.

Мост через континент: Керченская переправа как стратегический аспект

Однако Османская империя — Порта — крепко удерживала эти позиции. С помощью вассального государства — крымско-татарского ханства Гиреев —​ Османы держали контроль над Крымом. Первый удар со стороны России был нанесен генерал-фельдмаршалом Кристофом Бурхардом Минихом в 1736 году. Он был и гениальным, и тупиковым. Миних прошел маршем по Крыму, сжигая все на своем пути. На крымских татар это произвело впечатление, но показало и уязвимость тактики: русские войска оказались в изоляции. Их коммуникации были обрезаны, в результате чего Миних был вынужден покинуть завоеванные территории.

Следующий, более успешный поход, состоялся в царствование Екатерины II под руководством Григория Александровича Потемкина. Тогда-то Российская Империя окончательно присоединила к своим землям всю Новороссию и Крым. Однако тут же обнаружилась проблема — коммуникации. Крым соединялся с континентом узким перешейком. Но в тоже время имел мощные потребности в промышленности, прежде всего, — судостроение и береговая артиллерия. И самое главное: выгоды от портов, таких как Севастополь, Партенит, Алушта и Балаклава нивелировались отсутствием сухопутного сообщения с ними.

В полной мере это проявилось во время Крымской кампании 1855 года. Вопреки общепринятому мнению она была вовсе не проиграна Россией, и Севастополь не был занят союзниками, имевшими многократное численное преимущество: они заняли лишь северную часть Севастополя, в то время как российские войска имели значительный успех на Кавказе. Однако полное отсутствие коммуникаций в Крыму сделало бездеятельной армию Александра Сергеевича Меншикова.

Именно тогда и родилась первая стратегическая транспортная магистраль России — Южная железная дорога, соединившая Москву и Симферополь. Она была образована из главных линий, введенных в эксплуатацию еще в периоды 1-го и 2-го «громадных» подъемов железнодорожного строительства, то есть промышленного роста в России с 1869 по 1910 годы.

Под названием «Южная железная дорога» ЮЖД была сформирована в 1934 году в результате разукрупнения «Южных железных дорог».

Вот именно заменой этого уязвимого участка транспортного коридора и является Керченский мост. Украина может блокировать естественный инфраструктурный транспортный коридор через Орел и Белгород, и Керченское направление оказывается единственной альтернативой.

И оно будет реализовано.

Скачать оригинал: «Керченская переправа как стратегический аспект»

 

Олег Денежка
Жириновский предложил переселять стариков на север
Закрыть