Лента новостей
Поиск
loop
Интервью
Выставка Стерджеса и «Офицеры России»: провокация, но давайте без самосуда

Выставка Стерджеса и «Офицеры России»: провокация, но давайте без самосуда

17:52  26 Сентября 2016  /обновлено: 11:03  27 Сентября 2016
434

Выставка Стерджеса и «Офицеры России»: провокация, но давайте без самосуда

25 сентября в Москве была закрыта выставка скандального американского фотографа Джока Стерджеса. Его экспозиция в Центре фотографии имени братьев Люмьер досрочно прекратила работу после большого общественного резонанса.

Негативная реакция публики была вызвана провокационным характером снимков и недоброй славой самого фотографа. Он известен как автор огромного количества откровенных изображений обнаженной детской натуры — главным образом, девочек-подростков.

В свою очередь, множество пересудов вызвало и поведение членов некой общественной организации «Офицеры России», которые самовольно заблокировали вход на экспозицию, выражая таким образом протест против популяризации творчества фотографа и одновременно «не допуская на нее провокаторов».

Масла в огонь добавили и высказывания «общественников». Председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков заявил, что «не совсем правильно в трех минутах от Кремля, в центре столицы нашей Родины позиционировать этого педофильского фотографа». А сенатор Елена Мизулина заявила, что намерена обратиться к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с запросом о проведении проверки по факту открытия выставки.

Как охарактеризовать провокационную демонстрацию детских откровенностей на публичном мероприятии? С другой стороны, допустимо ли в современной России самоуправство со стороны общественных организаций, члены которых выглядят как военизированное формирование? Как провести грань между гражданской позицией и нарушением закона? Об этом корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с экспертами.

Алкснис: Это ни в какие ворота не лезет!

Вице-президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Ирина Алкснис считает, что блокирование входа на выставку — абсолютно недопустимый шаг.

«Закрытие выставки — решение самих организаторов. Другое дело, что то, как это произошло, выглядит очень нехорошо, — размышляет политолог. — Когда общественная организация берет на себя функции государства, особенно в сфере монополии государства на насилие, — это ни в какие ворота не лезет».

Читайте также: Украинство шагает по планете: Роман Носиков о симптомах странной эпидемии

В качестве одной из причин произошедшего Алкснис указывает неповоротливость государственной машины:

«Государство обязательно среагировало бы на ситуацию вокруг выставки, но оно действует с чуть большим опозданием. Общественные организации в этом смысле свободнее. Но почему полиция не пресекла фактически незаконную акцию со стороны общественной организации?» — задается вопросом Алкснис.

По ее мнению, отношение к ситуации должно было сформулировать именно государство.

«Если выставку закрывать в принудительном порядке — то это решение государства, а никак не общественной организации», — резюмирует собеседник ФАН.

Выставка Стерджеса и «Офицеры России»: провокация, но давайте без самосуда

Цзен: Провокация удалась

Адвокат и правозащитник Матвей Цзен, в свою очередь, не видит причин для беспокойства: «Насилия, как такового, активисты не предпринимали. Фактически, это была акция гражданского протеста, когда они взяли и перекрыли вход».

Цзен не осуждает общественников: «Я к действиям «Офицеров России» отношусь спокойно. Надо понимать, что Стерджес — фотограф провокационный. Его фотографии сделаны таким образом, чтобы часть из них вызывала вопросы, недовольство и недоумение у части публики».

И эта провокация удалась, констатирует Цзен. Однако сама шумиха вокруг фотографий вызывает у адвоката закономерные вопросы.

«Как так получилось, что выставка большую часть своего времени отработала и не вызвала реакции у общества? И почему первой, кто обратил на нее внимание в общественном поле, оказалась Елена Миро, которая известна тем, что размещает небесплатные посты?»

Читайте также: Возвращение к звездам: почему школьный урок астрономии так бесит либералов

Впрочем, и организацию «Офицеры России» Цзен называет «странной»: «Непонятно, насколько эта организация является действительно организацией гражданского общества, а насколько она является симулякром и фальшивкой, которую маскируют под организацию гражданского общества. Это вопрос не юридический, а политический», — рассуждает юрист.

Брод: Нужно было учитывать наш менталитет

Своим мнением относительно скандала вокруг выставки поделился и правозащитник, общественный деятель Александр Брод.

«Я не сторонник запрещения искусства. Искусство бывает реалистичным, авангардным и даже провокационным. Но я не могу представить, чтобы подобная выставка открылась, например, в парижском Лувре», — признает правозащитник.

По его мнению, выставка Стерджеса предназначена для ограниченного круга лиц, и проводиться она должна камерно: «При ее открытии в России, где сильны патриархальные ценности и Православная церковь, нужно было учитывать менталитет нашей страны. Не случайно выставка вызвала подобную реакцию».

Действия же активистов Брод оценивает негативно: «Акция «Офицеров России» — это другая крайность. Это тоже болезненно. Наша организация уже выступала против действий казаков, националистов, когда они не раз ограничивали доступ на неоднозначные выставки, спектакли, которые им пришлись не по душе.Никто им не давал полномочий выступать от имени всего народа».

По мнению правозащитника, в той ситуации, когда возникло противостояние, самым разумным было временно закрыть эту выставку, что и сделали ее организаторы.

Выставка Стерджеса и «Офицеры России»: провокация, но давайте без самосуда

Вассерман: С подмены государства начинаются безобразия

Публицист и телеведущий Анатолий Вассерман полагает, что раздутый вокруг выставки скандал представляет собой «рекламу мысли, что на обнаженное тело любого пола и возраста возможен только сексуально озабоченный взгляд».

«Для меня эта мысль неприемлема, — продолжает Вассерман. — Для меня возможно отделить понятие красоты от понятия эротики. Я считаю, что люди, ополчившиеся на эту выставку из опасения рекламы педофилии, сами таким образом создают эту рекламу».

При этом в поведении «Офицеров России» Вассерман видит «отдельную, очень серьезную проблему»:

«Любые сколь угодно уважаемые общественные организации не могут прибегать к силовым методам, — подчеркивает публицист. — Все, что они могут сделать по закону, — это указать на необходимость исследования и расследования обстоятельств дела. Никто не вправе подменять собою надлежащие правоохранительные структуры, потому что с такой подмены начинаются всевозможные безобразия».

Герман Парло