Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Происшествия
Настройщика фортепиано и его жену подозревают в изнасиловании детей на Урале
Россия
Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим «Арматам»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим «Арматам»

    18:19  26 Августа 2016
    1221

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим Арматам

    Во время юбилейных парадов Победы в 2010 и 2015 годах через Красную площадь отдельной гордой колонной прошли легендарные советские танки Великой Отечественной войны — практически непобедимые в бою Т-34. Мало кто знает, что восстанавливать этих красавцев для торжественного шествия взял на себя смелость лишь один российский завод — «61 бронетанковый ремонтный завод». Его специалисты рассказали Федеральному агентству новостей, чего боятся танки, если не грязи; кто охотнее всего покупает у России мощные Т-80 и Т-72; какие машины пришли на смену Т-34 и как должен выглядеть «танк мечты» любой армии.

    «61 бронетанковый ремонтный завод» в Стрельне в этом году отметил 75 лет работы, и пригласил по этому случаю весь город на свой праздник. Сфотографировать танки в этот день было практически невозможно: на каждой машине висело по 5-6 детей одновременно, а взрослые в перерывах между «селфи» забрасывали сотрудников вопросами. На свои многочисленные вопросы мы попросили ответить помощника управляющего директора по работе с личным составом Вячеслава Максимова, старожила БТРЗ 61.

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим Арматам

     Вячеслав Петрович, много ли таких заводов, подобно нашему БТРЗ 61 в Стрельне, осталось в стране?

    — Во времена СССР такой завод был в каждой республике, но после распада Союза их осталось буквально несколько, и мы среди них. И хотя масштабы с развалом СССР тоже изменились, ремонт бронетанковой техники — это до сих пор актуально. В советское время в стране было где-то 64 тысячи танков — такую цифру встречал в документальных фильмах. Когда Горбачев подписал договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, мы лишь частично занимались ремонтом, а частично уничтожали бронетанковую технику, разрезали ее… Если во времена Союза к нам на капитальный ремонта приходило 50 танков в месяц, то с уменьшением армии это количество уменьшилось примерно вдвое. В 90-е годы, когда было совсем плохо, мы делали еще и капитальный ремонт БТР, БМП, машин для главного ракетно-артиллерийского управления.

     Сейчас на ремонт приходит техника нашего советского наследия или уже новые танки ремонтируются?

    — Мы ремонтировали танки в ограниченном количестве из Чечни — изувеченные были машины с разорванными дулами... Но поскольку существует завод в Кущевской, то из Чечни их направляли в основном туда. Сейчас у нас две основные машины — Т-72 и Т-80. Танк Т-80 — это еще советское наследие, Т-72 – тоже почти советское, единственное, что они все сейчас совершенствуются и модернизируются. Новую технику сейчас выпускает Уралвагонзавод: от них выходят Т-90, знаменитые «Арматы». Мы также ремонтируем ту бронетехнику, которая находилась в эксплуатации в разных войсковых частях — это так называемый ремонт по техническому состоянию.

     Отличается ли техническое состояние танков после эксплуатации в разных климатических зонах России?

    — Конечно, в разном климате машины ведут себя по-разному. Например, когда Т-80 попал в пустыню, он там сначала себя очень плохо показал, потому что песок застывал, нагреваясь на выхлопном коллекторе, забивал воздушный фильтр, приходилось применять дополнительные фильтры. Даже Т-72, попадая в пустыню, забивает свой воздушный фильтр. На севере есть свои особенности: во-первых, холод, на котором не заведешь двигатель. Во-вторых, очень много камней, оставшихся от ледника, которые разрушают резину на катке. Одно дело танк по грязи проехал или по песку, а другое — по камням. Для эксплуатации танков наиболее пригодна обычная наша средняя полоса.

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим Арматам

     Но ведь не предугадаешь, куда тот или иной танк попадет? Он должен выдержать любые условия?

    — Конечно, поэтому наши конструкторы так и стараются проектировать, чтобы танк везде прошел. Наши знаменитые Т-34, не обладая какими-то особенными качествами, оказались лучшими танками мира в свое время.

     Как модернизируются сегодня Т-80 и Т-72, с которыми вы работаете?

    — На танк Т-80 поставили газотурбинную установку — это его существенное отличие от Т-72, где стоит привычный дизель. Этот танк очень хорош с точки зрения ремонтопригодности, и его очень любят в войсках на севере: запустить дизель в 50-градусный мороз даже при наличии специального подогревающего устройства достаточно сложно, а газотурбинной установке от вертолета достаточно несколько каскадов запуска — и он замечательно заводится. Он легкий, хороший, замечательно отработанный танк.

     Где себя показали эти танки и кто ими заинтересовался?

    — Они оба были в Чечне, мир их хорошо знает. Так как в целом танки очень хорошие, их покупают многие страны. Танк Т-72 выходит с Нижнетагильского завода, который множество машин поставляет в Индию: фактически, эта страна является основным покупателем этих танков. Капитально отремонтированную и более дешевую технику наш завод поставляет в Никарагуа, в Монголию, на Кубу, на Кипр. Конечно, у нас с удовольствием приобретают модернизированные танки: потребитель хочет, чтобы техника соответствовала сегодняшнему дню.

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим Арматам

     Т-34, без сомнения, наша легенда. Его потомки Т-80 и Т-72 смогли его превзойти?

    — Да, это одна линия преемственности, скажем так. После Т-34 был танк Т-54, потом Т-55, потом Т-62. Но принципиально двигатель, основание, башня остались теми же самыми. Был один исторический фильм, там к Сталину приводят немецкого сержанта-танкиста, вождь его спрашивает: «Скажи, как ты видишь, в чем такая заслуга нашего народа, что мы сумели победить вашу несокрушимую армию?». А тот говорит: «На немецких танках первый лист броневой прямой, а вы сделали его со скошенным углом, и снаряд, попадая под углом, отклоняется. Вы это уникально придумали... А еще, когда меня везли в Сибирь, я видел, как среди поля еще без зданий стоят станки и на них работают молодые люди — создают танки».

    Это у нас при Хрущеве была такая политика: зачем нам корабли, зачем нам танки, зачем нам авиация, когда есть ракеты? Он в свое время танки значительно порезал. А американцы, например, все свои танки сохранили. И как показал опыт локальных конфликтов: в условиях Афганистана, например, ракеты не применяются, ведется обычный бой, применяется обычная техника.

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим Арматам

    Сейчас танки очень серьезно защищены радиолокационными системами, которая улавливает приближение снаряда и стреляет в ответ. Ну и по существу есть динамическая защита: весь танк покрыт металлическими коробами со взрывчатым веществом, и поскольку на его поверхности нет такого места, куда мог бы попасть вражеский снаряд под прямым углом, то попадая в эту динамическую защиту, снаряд провоцирует взрыв и в результате отклоняется от цели. Есть и противокумулятивная защита: воздушная прослойка, которая снижает свойство кумулятивного снаряда. У нас на каждое действие придумывается контрдействие. По техническому состоянию наши танки находятся на мировом уровне. Разумеется, страны-соперники тоже работают в области танкостроения: тоже где-то что-то подсмотрели, додумали. Но иностранцы же такие… Не могут воевать, если нет кондиционера, например… Им нужны особенные условия, комфорт. Но сейчас и наши так делают, потому что в танке холод зимой и зной летом от раскаленного металла.

     Современным танкистам легче, чем нашим дедам в «тридцатьчетверке»?

    — Отнюдь. Столько техники сейчас… Если в танке Т-34 боец во весь рост мог стоять, передвигаться, то теперь почти все свободное пространство занимают оператор, механик-водитель, командир. Помните, в фильме «Четыре танкиста и собака» показан танк изнутри: там еще есть пространство, но сейчас его уже нет из-за электроники. Конечно, никакому ремонту «на ходу» это больше не подлежит: сложную современную технику в походных условиях не починить.

    Можно перетянуть гусеницу, если снаряд попал, двигатель перезапустить. Электронику же можно заменить только по блокам, и отправить на завод вышедшую из строя часть.

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим Арматам

     Вячеслав Петрович, ведь в целом, несмотря на модернизацию, принципиально танк не меняется уже много десятилетий  в нем остаются корпус, башня, ствол, двигатель, коробка передач... Сама эта форма не устарела морально?

    — Это сложный вопрос… Сейчас есть маленькие дроны с небольшим зарядом, и появление такого технологичного оружия вскоре может все поменять. Артиллерию всегда называли богом войны, и танк был такой артиллерией на колесах, потому и был главным оружием Великой Отечественной. Не будем загадывать, а то история такие повороты иногда делает… В современных локальных конфликтах танки до сих пор в действии: например, в Сирии сейчас в бою наши Т-55, которые мы еще давно туда отправляли. Пока что ни одна из армий мира от танков не отказывается.

     Судя по новой «Армате», мы тоже не отказываемся. В чем уникальность нашей новой гордости?

    — «Армата» — танк секретный, много про него не расскажешь. Но принципиальная особенность: танкисты теперь находятся в корпусе, а на башне остается только пушка, и стрелку больше не приходится быть на виду, становясь мишенью для врага.

    С бронетехникой и с подготовкой танкистов мы по-прежнему плотно работаем: вы видели, в этом году Россия вновь заняла первое место в танковом биатлоне. Кстати, в первом биатлоне 2013 года было 20 наших серийных танков, за которые мы очень переживали, потому что мероприятия было ответственное. Еще больше переживали, когда восстановленные нами Т-34 шли в параде Победы по Москве. Те десять танков даже Нижнетагильский завод, лидер танкостроения, отказался ремонтировать — мол, зачем старье это восстанавливать. Ни запасных деталей, ничего к ним не было… Но у нас особенные умельцы есть: смекалку определенную проявили, танки отремонтировали и выпустили на парад, те отлично прошли, за что мы даже получили благодарность от Минобороны.

    Русские танки в режиме эволюции: от легендарного Т-34 к новейшим Арматам

     Кстати, кто у вас сейчас работает на заводе? Со старожилами понятно, а молодежь увлеченная есть, которой можно опыт передать?

    — Вакансии у нас сейчас все заняты, процентов 30 сотрудников — это люди «старой закалки», а остальное — молодежь. Причем отрадно, что на наш завод сейчас приходят молодые талантливые люди с профессиональным образованием. Конечно, всегда бывали такие, кто от сохи приходил. Знаете, какие диалоги бывают:

    — Ты что пришел?

    — Ну, деньги нужны…

    — А что раньше делал?

    — Пельмени лепил.

    Сейчас гораздо больше людей, которые приходят с техническим образованием или опытом работы на заводе.

    — Вячеслав Петрович, а есть ли у разработчиков или у танкистов идея «танка мечты»? Что это за машина должна быть?

    — Я на заводе давно работаю, и хоть я не танкист, а моряк, думаю, мечта танкиста, который ведет в бой танк — минимальная уязвимость машины. Даже в фильмах постоянно придумывают какие-то магнитные оболочки, сверхзащиту разного рода… Для танкиста самое главное — чтобы его не подстрелили, а уже за счет этого это будет… Конечно, максимально надо защитить танки, потому что сейчас есть высокоточное оружие, надо быть неуязвимым для него. Мы знаем, что в первые годы Великой Отечественной танки наши горели, как спички, пока не появился на полях Т-34. А до него были Т-26, Т-27 с маленькими пушчонками, у которых клинило люки при попадании снаряда, и люди просто сгорали там… В Т-34 уже появился люк под механиком-водителем. Так понемногу двигались к максимальной защищенности и неуязвимости. В идеале танкисты мечтают о невидимом куполе вокруг танка. Разработки постоянно идут, и кто знает, во что разовьются со временем новые проекты.

     Вы нам только что признались, что на самом деле моряк, а работает с танками! Как военные других родов войск относятся к танкистам?

    — О, подождите, сейчас стих один вспомню на эту тему… «Среди пулеметов и пушек во все времена на войне, как ни были б грозны «катюши», но танкам почтенье вдвойне. Победа без них не приходит, пехота без них не пройдет, поэтому верно в народе танкистам особый почет!». Ответил на ваш вопрос?

    Автор: Евгения Авраменко
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях