Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

15.08.2016 12:28
4012

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

В субботу 13 августа в подмосковном Алабине состоялись финальные заезды состязаний «Суворовский натиск» и «Танковый биатлон», проводимых в рамках «Армейских международных игр-2016». И в гонках на боевых машинах пехоты, и в танковых соревнованиях победили наши. Это главное. А теперь — подробности.

Взгляд в прошлое

В исходном древнегреческом варианте Олимпийские состязания были в первую очередь военно-прикладными играми. И соответствовали знаменитой фразе Пьера де Кубертена «О спорт, ты — мир!» только в том смысле, что позволяли жителям древнегреческих полисов выяснять между собой отношения с меньшим количеством убитых и раненых, чем это обычно происходило на ратном поле. Так было положено начало успешно существующей до сих пор практике, когда не только спорт «работает» на армию, но и армия успешно «продвигает» спорт. Очередное доказательство тому — ныне существующие в России ДОСААФ, ФАУ МО РФ «ЦСКА», а также появившийся в 2013 году «Танковый биатлон», который в 2015-м органично влился в АРМИ — «Армейские международные игры».

Неправильно было бы утверждать, что министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу изобрел «Танковый биатлон». Во времена «Холодной войны» похожие соревнование проводились и в Советской армии, и в армиях НАТО. Но то, что именно Сергей Кужугетович первым вывел такие соревнования на государственный уровень, придав им невиданный доселе размах, — несомненно. Причем динамика роста масштабности военно-прикладных мероприятий в нашей стране, помноженная на кампанию по поднятию престижа воинской службы и старания повысить боеспособность частей, просто потрясает.

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Первые международные состязания в «Танковом биатлоне» прошли на полигоне в Алабине летом 2013 года — тогда в них приняли участие всего четыре команды из России, Казахстана, Белоруссии и Армении. На следующий год в Алабино прибыло уже 12 команд, включая китайскую. А в 2015-м по инициативе Шойгу «Танковый биатлон» стал частью грандиозных АРМИ, сравнимых по размаху с настоящей армейской операцией.

Судите сами. В первых «Армейских международных играх» были задействованы 11 военных полигонов. В предусмотренных программой игр 14 конкурсах приняли участие 57 команд, представляющих 17 государств. А потом грянуло лето 2016-го! В проводившихся с 30 июля по 13 августа вторых «Армейских международных играх» на 20 полигонах, расположенных в трех российских военных округах и на территории Республики Казахстан, приняли участие 121 команда из 19 государств, состязавшихся в 23 конкурсах. Общее количество участников Игр превысило 3,5 тысячи человек. Фактически, с легкой руки министра обороны РФ возникла интернациональная элитная разнородная воздушно-сухопутно-морская бригада. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды…

Шашлыки и солярка

Алабино 13 августа пахло шашлыками, машинным маслом и соляркой. Первые готовили для посетителей, второе и третью — для бронетехники. Справа на взгорке, в отдалении от зрительских трибун, техники суетились вокруг глухо порыкивающих прогреваемых дизелей. Вдоль трассы полигона на бреющем проходили Ил-76 и сбрасывали тонны воды, чтобы прибить пыль. Погода, вопреки метеосводкам, стояла вполне солнечная. Это наводило многих присутствующих на мысль, что МО негласно что-то «нашаманило» с разгоном облаков.

По мере того как приближалось начало состязаний, волнение зрителей, среди которых имелось немало иностранных гостей, закономерно нарастало. Если для болельщиков главной интригой был вопрос первенства той или иной команды, то специалисты с не меньшим энтузиазмом ждали соревнования техники.

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

По умолчанию, большинство участников «Суворовского натиска» и «Танкового биатлона» в этом году выступало на машинах, предоставляемых российской стороной, — БМП-2 и Т-72Б3. Происходило это в основном по трем причинам. Во-первых, такие БМП и танки семейства Т-72 состоят на вооружении у армий многих стран, приславших свои команды на АРМИ-2016. Во-вторых, свою технику доставлять на территорию России достаточно дорого — проще воспользоваться местным «спортинвентарем», чем за тридевять земель везти свой. В третьих, это в какой-то мере уравнивало шансы участников на победу.

Однако, тут «выскочило» сразу несколько «но». Некоторые команды, например венесуэльская и зимбабвийская, раньше никогда не имели дела с предоставляемыми российским МО модификациями бронетехники. Экипажам из этих стран пришлось осваивать накануне АРМИ-2016 выданные им незнакомые машины буквально в «пожарном порядке». Венесуэльцам, знакомым с Т-72Б1В и БМП-3, тут, конечно, было полегче. А вот военнослужащие Zimbabwe Defence Forces пересели на Т-72Б3 с китайских клонов наших стареньких Т-54 и Т-55… Конечно, данное обстоятельство шло в разрез со стремлением к равенству всех на стартовой линии. Но было признано в сложившихся обстоятельствах неизбежным злом и организаторами Игр, и их участниками.

Не шулерства ради

Впрочем, это самое «стремление к равенству» с самого появления «Танкового биатлона» было весьма условным. Российская команда получила модернизированные «под биатлон» танки Т-72Б3, неофициально известные также как Т-72Б4. По сравнению с базовой версией Т-72Б3 (мощность двигателя — 840 л.с.), у них имелся панорамный тепловизионный прибор командира, двигатель мощностью 1130 л.с., автомат переключения передач и система управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.

Не стоит, однако, упрекать наше МО в шулерстве. Модернизированные Т-72Б3 остались полноценными боевыми машинами. Технические характеристики этих танков никто не скрывал. К тому же, по словам главнокомандующего Сухопутными войсками Российской Федерации Олега Салюкова, российская сторона сразу предложила всем участникам «Танкового биатлона» выступать на своих собственных машинах. Это позволило бы не только повысить зрелищность мероприятия, но и провести негласные сравнительные испытания бронетехники. Тем не менее, большинство участников предпочло «не выпендриваться» и соревноваться на российских БМП-2 и Т-72Б3.

Большинство, но не все. Команда Китая привезла с собой в Алабино собственные танки Type 96B и БМП ZBD-86A. Белорусы прибыли с доработанными их промышленностью Т-72БМ1. Вот это и вызвало ажиотаж среди специалистов. Словом, поединок железных «гладиаторов» на арене подмосковного «Колизея» предстоял нешуточный.

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Две головы лучше, чем одна

В 10:30 был дан старт финальной эстафете конкурса «Суворовский натиск», представляющего собой тот же «Танковый биатлон», но для экипажей боевых машин пехоты. Под рев дизелей с линии старта сорвались российские, казахстанские, иранские БМП-2 и китайская ZBD-86A. Почему китайцы выставили на соревнования именно эту машину, разработанную на базе еще советской БМП-1, а не что-нибудь поновее? Скорее всего, из-за того, что при практически равной с БМП-2 мощностью двигателя китайская машина была на 400 кг легче. Что в теории ей давало более высокую подвижность. При этом электронная начинка у ZBD-86A скорее всего заметно превосходила таковую у БМП-2. Недаром, китайцы не подпускали фотографов к открытым люкам своей БМП.

Но все имеет свои обратные стороны. Экономия в весе была достигнута установкой на ZBD-86A нового малогабаритного одноместного боевого модуля. Это сработало против китайцев на огневом рубеже, когда операторы-наводчики БМП-2, пользуясь помощью находившихся рядом с ними в башнях командиров машин, обнаруживали цели и открывали по ним огонь быстрее, чем это получалось у одинокого в своем боевом модуле китайского оператора-наводчика. При этом реальные, а не «паспортные» ходовые характеристики ZBD-86A оказались вполне сравнимы с таковыми у БМП-2.

Трасса в Алабине — это разнообразные искусственные препятствия, чередующиеся с позициями для ведения огня из пулемета и артиллерийского орудия. Принцип «педаль в пол до упора — и поскакали» тут не работает. Излишний разгон перед колейным мостом обернется не просто зрелищным прыжком, но и зубодробительным приземлением бронированной машины, а проход на максимальной скорости поворота — опасным заносом. Тут нужен точный расчет и умение не поддаваться эмоциям…

Читайте также: Сорванные теракты в Крыму: украинские «ястребы» ведут дело к войне с Россией

До первого препятствия все четыре БМП неслись рядом. Но за колейным мостом российская машина резко ускорилась, оставив остальных слепнуть в облаке поднятой лидером пыли и выхлопных газов. Казахи немедленно бросились в погоню. В какой-то момент они настигли нашу летящую под желтым флагом БМП, но так стремились оторваться от нее подальше, что на очередном вираже сорвали себе левую гусеницу.

Пока казахстанский экипаж менял машину, его выигрыш во времени был утрачен. Дальнейшая гонка свелась по сути к противоборству двух главных конкурентов — России и Китая, — чьи машины двигались по трассе быстро, но без срывов в безоглядное лихачество.

На прошлогодних соревнованиях китайские экипажи рисковали куда больше. С ошибками преодолевали препятствия и часто мазали на огневых рубежах. К лету 2016-го китайцы в этом смысле заметно подтянулись, но до финиша с предварительным результатом 1 час 27 минут 54 секунд первой все же домчалась российская «бэха».

Победа!

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Китайцы закончили марафон вторыми, казахи — третьими. Неспешней всех марафон прошли иранцы. В ров с водой не влетали с размаху, а скатывались. При смене экипажа усугубили это обидной заминкой — механик-водитель выпрыгнул со своего места, забыв отключить шнур переговорного устройства. В итоге отставание от российской машины иранской БМП составило почти 30 минут. Тем не менее, иранцев все равно стоит поздравить — как-никак ребята сумели пробиться в финал «Суворовского натиска».

Проблемы на старте

После завершения состязания БМП зрители потянулись с трибун на плац, чтобы посмотреть на вручение наград победителям конкурсов АРМИ-2016. По пути люди живо обсуждали только что закончившуюся гонку боевых машин.

Кое-кто при этом усомнился в том, что стремление участников «Суворовского натиска» выжать из своих «коней» максимальную скорость имеет какое-то отношение к реалиям современного боя: «Я много видел роликов из Донбасса и Сирии. В бою техника всегда движется неспешно, чтобы не оторваться от прикрывающей ее пехоты. Сейчас танкам и БМП высокая подвижность вообще не нужна!»

Человек, сказавший это, мягко говоря, лукавил. Слово генеральному директору АО «НПК Уралвагонзавод» Олегу Сиенко: «Подвижность машины — один из основных элементов ее защиты и безопасности. Ведь совершенствуются не только танки, но и средства их поражения. Поэтому здесь важно время смены позиции, совершения маневра, прорыва».

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Ближе к 16 часам народ вновь стал заполнять трибуны. Приближалось время начала самого зрелищного мероприятия АРМИ-2016 — финальной эстафеты «Танкового биатлона».

На линии старта быстро выстроились китайский, белорусский и казахстанский танки, а вот российской машины долго не было. Наконец, она появилась… вся окутанная дымом ядрено-черного выхлопа. Оставляя за собой совершенно непроницаемую для глаз завесу, Т-72Б4 встал рядом с казахстанским Т-72Б3. Было понятно, что наша машина неисправна («полетел» турбонаддув?): несмотря на все старания танкистов, дыма меньше не становилось.

В конце концов, экипаж решил сменить машину. К трассе выгнали второй российский танк, а первый, не переставая обильно коптить, поплелся «за кулисы». Российский экипаж был готов к гонке, но запасной машины у него не осталось. В случае поломки единственного оставшегося «гоночного» танка нашим пересаживаться уже было бы не на что. Можно только догадываться, какой груз ответственности после такого «вступления» лег на плечи мехводов российских экипажей. Впереди их ждала гонка без права на ошибку. Малейшая неисправность, полученная на трассе, автоматически привела бы к позорному снятию российской команды с «Танкового биатлона».

Положение россиян осложнялось и серьезностью соперников. Так, белорусы и казахи, имея танки с номинально менее мощными двигателями, сумели во время предыдущего этапа серьезно опередить российские экипажи. Мало того, белорусы еще и установили рекорд конкурса в поражении целей — более 85% попаданий. Ну, а китайцы…

Made in China

С китайцами — отдельная история. КНР стала первым иностранным государством, отправившим команду на «Танковый биатлон» с военной техникой собственного производства. Это произошло еще в 2014 году. Тогда китайский Type 96A показал себя в Алабине не с самой лучшей стороны. В первом же заезде «китаец» ненадолго обошел российский танк, но потом у Type 96A порвалась гусеница. В разломившемся траке разъяренные китайские танкисты обнаружили полости, свидетельствующие о нарушении технологии изготовления… В другом заезде «китаец» по касательной столкнулся с нашим «семьдесят вторым» и вышел из строя, тогда как российский танк сумел продолжить гонку. Позже на огневом рубеже у другого Type 96A «зависла» система управления огнем (СУО). Наконец, на скоростных участках «девяносто шестой» отставал от «семьдесят вторых», что наводило на мысли о не самом мощном двигателе «китайца».

Из случившегося китайцы сделали надлежащие выводы. Прибывшие на АРМИ-2015 «девяносто шестые», несмотря на прежний индекс «A» в своем названии, имели новую доработанную СУО, новый дизель мощностью в 1000 л.с., опорные катки облегченной конструкции и частично снятые для снижения массы танка элементы динамической защиты. Это позволило китайцам во время соревнований блестяще отстреляться, но вот подвижность российского «семьдесят второго» опять оказалась выше, чем у Type 96A. Итог — команда КНР в 2015 году завоевала второе место, а Россия — вновь, как и год назад, первое.

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Если кто-то думает, что на этом китайцы успокоились, то сильно ошибается. Год до АРМИ-2016 конструкторы Поднебесной потратили на то, чтобы довести свой «девяносто шестой» до совершенства — в своем понимании, разумеется. Снизили ресурс двигателя, но зато нарастили его мощность: по слухам — до 1200–1300 л.с. В борьбе за максимальное снижение веса машину буквально «выскоблили» изнутри и снаружи. Сняли всю динамическую защиту, еще больше облегчили катки и трансмиссию, демонтировали часть топливных баков и т. д. Наконец, собрали танковую башню чуть ли не из «жести». Получившийся образец стали называть Type 96B. При этом китайцы уверяли наших организаторов «Танкового биатлона», что новые китайские танки — из войсковой партии и приняты на вооружение НОАК.

В первый же день состязаний Type 96B показал, на что способен, и носился по трассе словно болид из «Формулы-1». Стрелял он тоже неплохо. В общем, все вместе это явно наводило наших танкистов на не самые веселые мысли.

Сеанс фигурного катания

13 августа 2016 года. 16:00. Старт!

Сердце обрывается — из кормы российского танка вылетает уже виденный сегодня густой черный дымный выхлоп. Неужели вышел из строя и второй наш танк?! Но нет — почти пятидесятитонная машина дергается и, вместе с соперниками, все более ускоряясь, движется к колейному мосту. Первыми на него взлетают «семьдесят вторые». А где же хваленая резвость обновленного «девяносто шестого»? А нет ее. Видимо, к финалу «Танкового биатлона» начал сказываться малый ресурс танкового двигателя и трансмиссии. Теперь Type 96B вел себя куда инертнее, чем «семьдесят вторые».

Наверное, именно в этот момент китайский мехвод забыл про осторожность и, поскольку его танк медленно набирал скорость, решил просто не тормозить. Теперь, под рык захлебывающегося на высоких оборотах дизеля, Type 96B шел по трассе как горная лавина, сметая все на своем пути, включая ограничительные столбы на препятствиях, что методично добавляло «лавине» штрафные очки. Эскарп китайцы не преодолели — они его буквально протаранили, аж земля вздрогнула.

Какое-то время облегченная ходовая Type 96B еще держалась. Но когда китайский танк в очередной раз вылетел на гребенку, левая передняя пара опорных катков вместе с осью внезапно отделилась от него и покатилась в сторону. Пришлось менять танк и терять время.

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Тем временем не заладилась стрельба у доселе метких белорусов. Неизвестно точно, что у них там случилось, но они тоже решили поменять танк. Казахи, как и на «Суворовском натиске», неслись на пределе возможного, яростно наматывая на траки не только километры, но и штрафное время за допущенные ошибки. Обгоняя казахов и белорусов на своем запасном танке, уже чуть более аккуратно, а значит и чуть более медленно, штурмовали трассу китайцы.

Читайте также: Как ссорят Белоруссию и Россию: краткое руководство для авторитетных блогеров

Впереди же всех даже не шел, а скользил российский «семьдесят второй». Наша машина шла потрясающе ровно — без рывков, без ошибок, без штрафов. Как сказал один из зрителей, это был «сеанс фигурного катания на танкодроме».

Все плавно, четко, быстро. Огневой рубеж, башня влево, цель, выстрел. Молниеносный росчерк трассера. Есть попадание. Держать скорость. Цель, выстрел, трассер, мимо! Стон на трибунах. Отставить панику. Цель, выстрел, трассер, есть! А теперь — ходу, ходу!

Лязг траков. Грохот выстрелов. Дрожь земли. Рев двигателя. Галлопирующая по неровностям машина. Подвывание орудийного стабилизатора, удерживающего ствол наведенным на мишень. Проносящийся под днищем полигон. Летящее из-под гусениц бетонное крошево. И над всем этим — величаво плывущие за горизонт по небу облака. Идиллия.

Ходу!..

Победный финиш

Когда последний российский экипаж во время эстафеты на ходу методично вколотил в мишени три болванки из трех, рев с трибун перекрыл даже звук танковых дизелей, хотя это и казалось невозможным. Этот рев стоял над полигоном до тех пор, пока под хлопки сигнальных ракет российский танк не промчался по финишной прямой.

А потом мехвод выжал тормоз, и выжатый как лимон экипаж полез наверх. Нет, не ликовать, а дать возможность двум дежурным офицерам проверить, разряжено ли танковое орудие и пулеметы. Ибо сперва — дело. Проверили? Добро? Ну, вот теперь и порадоваться можно. Триколор развернуть, руками помахать или еще чем-нибудь в этом духе заняться. Главное — все. Приехали. Финиш. И не просто финиш, а рекордные 1 час 34 минуты 25 секунд. Россия в четвертый раз подряд выиграла международный «Танковый биатлон».

Битва железных «гладиаторов»: Россия снова победила в танковом биатлоне

Китайцы пришли вторыми, отстав на своем «бронеболиде» чуть больше, чем на две минуты. Казахи закончили гонку третьими, белорусы — четвертыми. Зрители на трибунах обнимались. Кто-то плакал. На своих местах устало оседали тренеры и судьи. На vip-трибуне принимал поздравления министр обороны. В закат величаво и, на всякий случай, очень медленно, уползали китайский танк без пары катков и дымящая как паровоз первая машина российской команды.

Занавес. До следующего лета.

Андрей Союстов
Американские сенаторы хотят запретить Трампу отменять антироссийские санкции
Закрыть