Лента новостей
Поиск
loop
Технологии
В плену у «монстров Интернета»: покемоны приступают к управлению пользователями

В плену у «монстров Интернета»: покемоны приступают к управлению пользователями

13:01  19 Июля 2016
585

В плену у «монстров интернета»: покемоны приступают к управлению пользователями

Неделя триумфального шествия мобильной компьютерной игры Pokemon Go по нашей с вами планете задала ряд интересных вопросов, а также высветила массу возможностей и проблем, которые может привнести в наш мир т. н. дополненная реальность.

За пять минут до зомби-апокалипсиса

Дополненная реальность всегда была и тайным ожиданием, и кошмаром для футурологов. Ситуация, когда действия человека задаются не его реальными чувствами или переживаниями, но неким внешним актором, который показывает ему виртуальную картинку вымышленного мира, накладывая ее на видимый мир, отнюдь не так безобидна. При первом взгляде на владельца смартфона, который бегает по улице и ловит покемонов, мы видим лишь великовозрастного детину с гаджетом, но, задумавшись над его поведением, можно понять, что многое в его поведении будет столь же опасно, как использование телефона для набора СМСок, когда ты ведешь машину.

Первые «черные плоды» дополненной реальности Pokemon Go не заставили себя ждать: с момента официального выхода игры в США, Австралии и Новой Зеландии с 6 июля мы уже услышали новости об американских полицейских, которые стояли всю смену на «покестопах», зарабатывая игровые очки; о студенте, который не почувствовал ножевого ранения, так как ловил редкого покемона; о преступниках, которые устанавливали специальные Lure-модули игры, привлекавшие покемонов, в глухих переулках, чтобы обчищать в реальном мире карманы виртуальных «охотников», а также о бедолаге, сорвавшемся с обрыва, пока тянулся за виртуальной зверушкой.

Надо признать, что как средство управления массами новая игра дополненной реальности уже состоялась: на сегодняшний момент времени игроки в Pokemon Go проводят в мире игры в среднем около 33 минут, в то время как средний пользователь фейсбука тратит на него в день не более 22 минут, а в твиттере сидят и того меньше — всего лишь 17 минут в день.

С одной стороны, как уже много раз было сказано, это связано именно с особенностью покемонов: для отлавливания редких виртуальных монстров пользователям игры надо оторвать свой зад от дивана и пройти хотя бы до ближайшего «покестопа», причем если ты хочешь поймать именно редкого покемона, то это надо сделать пешком. С другой стороны, вид громадных толп малоадекватных людей, которые где-нибудь посреди парка или торгового центра пытаются попасть в виртуального покемона столь же виртуальными «ловушками», отдавливая друг другу реальные ноги и бока, — выглядит как картина настоящего зомби-апокалипсиса:

Впрочем, «черные пятницы» рождественских распродаж в США, если честно, выглядят столь же мерзко, и увечья там тоже случаются:

В шаге от «приблуды»

В чем же состоит опасность дополненной реальности? Нет, ничего нового или секретного игра Pokemon Go о вас не узнает. Ну, конечно, кроме того, что уже знают о вас монстры типа Microsoft, Google, Apple или Яндекса, а знают они, поверьте, более чем достаточно. Каждая из компаний, которая ставит вам на компьютер, планшет или телефон поисковое или системное оборудование, уже собирает о вас всю доступную и публикуемую вами информацию. При этом «монстры интернета» отнюдь не гнушаются тем, чтобы залезть и в личные данные: так, еще в 2014 году утверждалось, что фейсбук сканирует личную переписку своих пользователей, а в 2016 году иск против фейсбука был подан в связи с тем, что эта социальная сеть незаконно могла использовать биометрические данные пользователей.

Читайте также: Телепортация — это не сказка: к созданию «Национальной технологической инициативы»

Таким образом, в вопросе того, что порекомендовать вам в строке поиска или какое рекламное объявление засунуть к вам на сайт, у «монстров интернета» уже есть полная ясность. На их серверах есть и все то, что вы когда-либо загрузили в Сеть: весь этот объем информации постоянно сканируется и анализируются неутомимыми роботизированными программами, для которых каждый из клиентов Microsoft, Google, Apple или Яндекс — не более чем единица статистики. Ваши же личные котики или интимные фотографии просто мало кому интересны, хотя для знаменитостей, как выяснилось, бывают разные варианты.

Поэтому бояться того, что к системам слежения от массы «монстров Интернета» прибавится еще и система слежки за пользователями от Pokemon Go, пожалуй, не стоит. Снявши голову и поместив интимные части тела в iCloud — по волосам не плачут. Храните все ценное дома, не доверяя этого процесса сетевым сервисам. Хотя теперь, с налаженным поиском пушистых зверьков под собственной кроватью, даже собственный дом перестает быть крепостью.

В плену у «монстров интернета»: покемоны приступают к управлению пользователями

С другой стороны, заставить кого-то по доброй воле, да еще и вприпрыжку, прийти к заданному кварталу в городе — это ведь бесценно! Жалкие потуги Google Maps, с их «рекомендованными» кафе или магазинами, на этом фоне кажутся просто дилетантством. С установкой lure-модуля в нужном торговом центре, с сотнями тысяч и миллионами загруженных приложений по ловле покемонов в личных смартфонах, вопрос о том, куда пойдут праздно шатающиеся жители мегаполисов, уже не стоит.

Более того, при желании их можно вывести и на военный парад, и на мирную демонстрацию, и на очередной майдан в нужной стране — система управления «человеческими единицами» в этом случае выстраивается идеальная. Ну а постоянный коммерческий «выхлоп» из процесса (всего лишь через две недели после выхода игры ежедневные продажи виртуальных «предметов» с нулевой стоимостью уже перевалили через отметку в 1,6 млн. долларов) позволит развивать такую систему буквально «из ничего», просто эксплуатируя желание рядовых пользователей получить какую-то новую виртуальную «приблуду».

Когда говорят: «Повинуйся!»

Ну и, наконец — а кто сказал, что маленьким экранчиком смартфона все ограничится? Дополненная реальность вполне может стать и вот такой:

Или, если вас интересует полноформатный вариант, то вот такой.

В любом из этих вымышленных, но пугающих своею правдоподобностью миров постулируется очевидное — гораздо легче создать виртуальную краску, которую можно будет спроецировать прямо на сетчатку или в мозг человека, нежели покрасить реальный забор. Гораздо проще управлять людьми, меняя их представление о реальности, нежели изменяя саму реальность. Гораздо легче привязать человека к выдуманному миру, чем пытаться примирить его с несовершенным миром, а несовершенный мир — улучшить для того, чтобы человек жил в нем лучшей жизнью.

Дорога дополненной виртуальной реальности — очень опасная дорога. Особенно когда незримым приказом на пути движения по ней висит английское слово «OBEY» — «ПОВИНУЙСЯ». И, если вы вдруг не знали, откуда пошло это навязчивое OBEY на футболках или бейсболках — то это тоже оттуда. Из одного и первых фильмов об изнанке дополнительной реальности.

И не говорите, что вас не предупреждали. Сегодня в глаза вам часто врут, поэтому — пользуйтесь мозгом.

Алексей Анпилогов
Новости партнеров
mediametrics