Поиск
Лента новостей
Закрыть
Общество
В Крыму ответили на планы Киева транслировать украинские каналы на полуострове
Весь мир
«Беллингкэт» и сбитый MH17: большая ложь за маленькой ошибкой
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    «Беллингкэт» и сбитый MH17: большая ложь за маленькой ошибкой

    13:54  16 Июля 2016  /обновлено: 13:24  04 Августа 2016
    3833

    «Беллингкэт» и сбитый MH-17: большая ложь за маленькой ошибкой

    Познакомившись в первой части нашего рассказа с «диванными аналитиками» из «Беллингкэт» и погрузившись затем в примеры удачного и неудачного использования OSINT-разведки во второй его части, читатели, я думаю, подготовились к третьей части повествования — на этот раз им доведется столкнуться с конкретными образцами «исследований» Элиота Хиггинса катастрофы малайзийского Boeing-777 в небе над Донбассом и самим решить, насколько убедительный набор доказательств был им использован.

    Читателей стоит сразу предупредить: для дальнейшего чтения нашего мини-расследования о «Беллингкэте», Хиггинсе и сбитом Boeing они не должны быть специалистами в авиационной технике, военными советниками или экспертами по анализу спутниковых фотографий. В конце концов, и сам Хиггинс не является ни военным специалистом, ни дипломированным экспертом. Все его попытки выйти за пределы анализа и сопоставления обычных «бытовых» видео, которые он якобы самостоятельно находил в интернете, заканчивались весьма печально.

    Так, например, его попытка обвинить в фальсификации спутниковых снимков Министерство обороны России на страницах немецкого журнала «Шпигель» привела к тому, что «Шпигелю» пришлось размещать публичное опровержение лжи Хиггинса. После шквала негодования в ответ на «выводы» Хиггинса, германское издание привлекло эксперта по анализу спутниковых изображений и создателя фотоархива IRISPIX Йенса Кризе, который подверг уничижительной критике использованные в докладе «Беллингкэт» методы выявления манипуляций с изображениями, назвав их «гаданием на кофейной гуще», а использованный Хиггинсом «анализ уровня ошибок» (еrror level analysis) — «методом для любителей» и «ненаучным и субъективным подходом».

    Поэтому в рамках этой статьи мы рассмотрим лишь ту часть «доказательств» Хиггинса, которая послужила основой для весьма спекулятивного заключения о «выстреле из российского «Бука», который-де и сбил малайзийский Boeing-777.

    Машина дезинформации

    Надо сказать, что уже начиная с первых видео «российского «Бука» Хиггинс проявил свой фирменный стиль: отсутствие какого-либо входного контроля поступающих к нему видео и мгновенное построение однозначных версий на основе весьма неоднозначного материала.

    Первым видео, попавшим в распоряжение Хиггинса, являлось так называемое «видео из поселка Зугрэс», самая качественная копия которого сейчас доступна здесь:

    Однако, что интересно, это не самая первая копия видео. Оригинальное видео «Бука» из Зугрэса» появилось 17 июля 2014 года на теперь уже закрытом канале и вплоть до 23 июля существовало под совершенно нейтральным названием «IMG 0647». Кроме этого видео, на данном канале, созданном под ником «Adrei And», никаких публикаций не было — как до 17 июля, так и после этой даты. Впрочем, в истории этого видео интересно другое: еще до даты 23 июля 2014 года, когда видео получило на канале итоговое описание «Зугрэс Бук», стоп-кадры из оригинального видео попали в презентацию СБУ по катастрофе Boeing-777, которая состоялась в Киеве 19 июля!

    При желании все интересующиеся могут посмотреть на кадры этой презентации и сегодня, прямо на сайте украинского СБУ, или же, что нам важно для последующего анализа, — в архиве публикаций, с неотредактированным впоследствии содержанием. Нетрудно увидеть, что уже на этом этапе мы наблюдаем нехитрую манипуляцию с фактами в пресс-службе СБУ: вместо единственного тягача, якобы везущего «Бук» через Зугрэс, мы видим на поддельных снимках СБУ целую «колонну сепаратистов», включая и танк, и бронетранспортер, чего нет на оригинальном видео:

    «Беллингкэт» и сбитый MH-17: большая ложь за маленькой ошибкой

    Так что же с видео? Безусловно, можно предположить, что неизвестный «украинский патриот» или «храбрый разведчик» с риском для жизни снимал его из окна своей квартиры. Но, судя по оперативной реакции СБУ, речь идет о гораздо более вероятной картине: искомое видео было частью подготовленной провокации украинской «безпеки». В этом случае интересен другой факт: подготовленная со стороны СБУ провокация с «колонной сепаратистов», судя по всему, сработала чуть раньше, чем нужно. И к этому оказался причастен именно герой нашего рассказа, Элиот Хиггинс. Все дело в том, что 22 июля 2014 года, за день до того как видео «IMG 0647» обрело свое новое название, информация о видео с «российским «Буком» попадает к Хиггинсу через твиттер-аккаунт с говорящим названием Putin@War.

    Судя по всему, именно после того как нужная дезинформация попала по адресу, оригинальное видео снабдили и «правильным» названием, и координатами места съемки (вся эта информация появляется на «IMG 0647» аккурат 23 июля 2014 года), а мифическую «колонну сепаратистов» во главе с танком Т-64 и боевой разведывательной машиной решают к тягачу с «Буком» не пририсовывать, так как основная задача уже выполнена — «независимый» диванный воин поверил в то, во что он должен был поверить, и машину дезинформации можно катить дальше.

    Немного фальши

    Хорошо, скажет внимательный читатель. Видео-то с тягачом есть! И загружено оно именно 17 июля. Значит, был-таки тягач с «Буком» в донецком Зугрэсе? А вот это как раз и есть основной вопрос, на который ни у нас, ни у Хиггинса ответа нет.

    Все дело в том, что автор этого видео так и остался анонимным. Кроме того, условия съемки (облачность, направление ветра) для видео «Зугрэс Бук» совершенно не соответствуют существовавшим в день 17 июля 2014 года в поселке Зугрэс. А сама куцая «колонна сепаратистов» снята со столь плохим качеством видео, что вполне может являться банальным творчеством в видеоредакторе, которое доступно сегодня любой спецслужбе, даже такой доморощенной как украинское СБУ.

    Как пример такого рода манипуляций с видео, на сайте energia.su решили дополнить видео «Зугрес Бук» в стиле «колонны СБУ» с помощью простейших видеоредакторов. Вот что получилось, когда в колонну включили еще и «российский комплекс Корнет-Д».

    Показательно, что даже в оригинальном твите, адресованном Хиггинсу, Putin@War задает те же самые вопросы: «Мне кажется... немного фальшиво?». Но основатель «Беллингкэта», за два дня до катастрофы Boeing официально зарегистрировавший сайт bellingcat.com, ничуть не сомневается: «Бук» настоящий! И дает ход «сенсационному разоблачению».

    Почему bellingcat.com возникает ровно за два дня до сбитого Boeing? Почему неудачливый блогер и горе-исследователь вдруг, на волне высмеивания его потуг по анализу громадного объема информации по сирийским событиям, внезапно получает «второе дыхание» на Украине? Кто стоит за его включением в качестве интернет-эксперта в «Атлантический совет», существующий в том числе и на пожертвования Госдепартамента США? Кто двигает по всем СМИ его недалекие выкладки? Ответы на эти простые вопросы лежат за пределами нашего скромного исследования.

    В центре нашего рассказа — видеоролики с «российским «Буком». И следующий из них, громко озаглавленный как «Орудие убийства малазийцев Снежное», лучше было бы назвать «Неумелый фотошоп в Снежном». Вот его копия:

    Великое искусство фотошопа

    Оригинальное видео, как и «Зугрэс Бук», уже удалено. Как и в случае с первым видео, его загрузили в Сеть 17 июля 2014 года, причем автором снова был аноним — на этот раз некий «Балодя Фамильев», — который, однако, сразу громко озаглавил свое видео. Сам анонимный аккаунт «Балоди» был тоже создан в день катастрофы.

    Возможно, конечно, что и на этот раз еще один «украинский патриот» или «храбрый разведчик» с риском для жизни заснял злополучный «российский «Бук», но на этот раз — уже в Снежном. Однако более детальный покадровый анализ видео показывает ситуацию и того хуже, чем в случае вброса из Зугреса: поскольку на этом видео по ходу движения изображение «Бука» заезжает не за прямую стену дома, а за колышущееся дерево, остатки работа видеоредактора явно видны на покадровом видео!

    Уже 18 июля, на следующий день после катастрофы Boeing и в считанные часы после размещения видео из Снежного, в пресс-службе СБУ, во время презентации ее главы Валентина Наливайченко, показывают кадры с «орудием убийства». Хотя в действительности такого рода «доказательства» можно теперь смело проводить с подзаголовком «Смотрите, как мы умеем владеть фотошопом»:

    Ну, в случае СБУ алгоритм действий уже понятен. Однако для Хиггинса, как оказалось, этот алгоритм тоже вполне действует: «Беллингкэт» берет видео из Снежного сразу же в работу, причем без каких-либо предварительных проверок! Более того, видео из Снежного до сих пор находится на их сайте, переразмещенное Хиггинсом в тот же самый день. Хотя более уместным, наверное, был бы вот такой вот видеофейк, который тоже был сделан на основе оригинального «видео» и выглядит, понятное дело, ничуть не хуже оригинала:

    И, наконец, третье видео «Бука». Оно якобы было снято в Луганске, о чем сообщил сам министр МВД Украины Арсен Аваков. Вокруг этого видео было наибольшее количество спекуляций, так как в русскоязычный сегмент оно попало с другим названием: «Хунта вывозит Бук через Красноармейск». Это видео и сегодня доступно на официальном канале МВД Украины, куда оно было загружено 18 июля 2014 года под другим названием — «Боевики вывозят ракетный комплекс «БУК» к границе РФ»:

    Но здесь интересно другое. На пресс-конференции совета национальной безопасности и обороны, которая была проведена в Киеве 17 июля 2014 года, буквально через минуты после катастрофы Boeing, в ответ на вопрос журналистки (21:40—22:25): «Есть ли у вас сведения о том, что сепаратисты получили комплексы «Бук»?» — спикер СНБО отвечает дословно следующее: «Такая информация была, и по видео показывали, как через Луганск шла колонна»:

    И вот тут достаточно посмотреть на карту событий, чтобы понять, что за считанные минуты после катастрофы гипотетический «Бук из Снежного» никак не мог оказаться под Луганском. Да и вообще ему нечего было делать в Луганске, если уж на то пошло.

    Дело в том, что катастрофа малаqзийского Boeing, произошедшая в небе над донецким Торезом 17 июля 2014 года, случилась в переломный момент противостояния в Донбассе. В конце июля созданный безумием украинских генералов «Южный котел», в который попали пять бригад ВСУ, агонизировал, зажатый между российской границей и мятежными городами. План украинской армии по окружению и блокаде ДНР и ЛНР потерпел ожидаемый крах: втянувшиеся в узкую «кишку» вдоль границы украинские силы так и не смогли сломить сопротивление повстанцев под Изварино, после чего сами оказались в ситуации сначала оперативной, а затем и плотной блокады. В свою очередь, северная группировка украинских войск, взяв в полукольцо столицу ЛНР Луганск, тоже не смогла пробиться к Краснодону, ограничившись сидением в Луганском аэропорту и контролируя лишь дороги к западу и, отчасти, к югу от Луганска. Общая диспозиция сторон к 17 июля 2014 года выглядела следующим образом.

    Вот карта от СНБО:

    «Беллингкэт» и сбитый MH-17: большая ложь за маленькой ошибкой

    А вот карта от ополченцев:

    «Беллингкэт» и сбитый MH-17: большая ложь за маленькой ошибкой

    Конечно, сравнивая эти две карты, можно понять, насколько по-разному воспринимали оперативную обстановку обе стороны конфликта: на украинской карте вся государственная граница находится якобы под контролем Киева, хотя в реальности украинские вооруженные силы так и не смогли перерезать последнюю дорогу, связывавшую ЛНР и ДНР с Россией, ведущую из Краснодона в пограничное Изварино и дальше — в российский Донецк.

    С другой стороны, если отбросить массу различных деталей, то картина утра 17 июля будет нам ясна и понятна: Луганск находится в плотной блокаде вплоть до аэропорта, вися на одной ниточке снабжения из Краснодона, точно в такой же ситуации находится и сам Краснодон, связанный с Россией лишь дорогой на Изварино. Все остальные дороги в Россию — через луганский Должанский и Червонопартизанск, через донецкую Мариновку — пока что перерезаны силами, которые сидят в будущем «Южном котле». Там находятся более 5000 военнослужащих Украины, которые практически полностью блокируют границу, кроме погранперехода в Изварино.

    Таким образом, единственная дорога, которая идет из России и в Россию из интересующего нас Снежного, ведет только через Краснодон, а оттуда — на Изварино. Поэтому гипотетический «Бук» из Снежного просто не мог попасть в Луганск! Если бы его и в самом деле вывозили в сторону России, то единственной безопасной дорогой для такой операции была бы автодорога через Антрацит, Ровеньки, Свердловск, Краснодон и Изварино, но никак не через находящейся в блокаде Луганск. Даже если бы по каким-то причинам трейлер с таким опасным грузом, как «Бук», ехал через «северный», простреливаемый украинскими войсками маршрут, то ему все равно надо было бы повернуть из Лутугино мимо небезопасного аэропорта на Краснодон, но, опять-таки, не через Луганск!

    Так что движение «Бука» через Луганск — ура видеоредакторам! — вполне могло бы выглядеть и так. И относится такая картинка скорее к области фантазий СБУ, СНБО и МВД Украины, которые уже через несколько минут после катастрофы «знали», что боевики «вывозят» зенитный комплекс «Бук» через Луганск, до которого от Снежного целых 84 километра фронтовых дорог Донбасса.

    Именно в силу этого обстоятельства, судя по всему, сейчас из презентации СБУ о «Буке из Снежного» его «мгновенный вывоз» через блокадный Луганск стыдливо удалили.

    Впрочем, если британо-украинский «наброс» про «российский «Бук» — это часть одного плана информационной войны, то все становится на свои места. Ведь 17 июля 2014 года в Донбассе и в самом деле был переломный момент напряженного противостояния. И провокация с малайзийским Boeing помогла решить Украине и ее кукловодам массу насущных проблем. А «Беллингкэт», Хиггинс, украинское СБУ и анонимные блогеры-фотошоперы оказались лишь удобным инструментом в этой детально спланированной провокации.

    Автор: Михаил Большаков
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Читайте также
    Закрыть