Поиск
Лента новостей
Закрыть
Общество
Эксперты назвали причины трагедии на челябинской шахте «Центральная»
Сирия эксклюзив
Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники друзей НАТО
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники друзей НАТО

    10:18  15 Июля 2016
    6788

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Сирия, 15 июля. Пилоты ВВС Сирии творят чудеса на авиатехнике советского и российского производства. В этом убедился военкор Федерального агентства новостей (ФАН), наблюдавший за работой лётчиков САР на разных аэродромах страны.

    Самолёты: в бой идут одни старики

    Некогда большой, но устаревший уже к моменту развала СССР парк сирийских военно-воздушных сил серьёзно сократился за годы войны. Для продолжения борьбы с террористами и эффективной авиаподдержки войск Дамаску позарез нужны новые самолёты. Каково состояние ВВС Сирии и что их ждёт?

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Истребители МиГ-21 и МиГ-23

    Основа парка боевой авиации Сирии — устаревшие истребители МиГ-21 и МиГ-23. До войны их число оценивались в 160-200 единиц, по 80-100 машин каждого типа. Данные разнятся из-за отсутствия точной информации о довоенном состоянии авипарка и о числе потерь.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Старые самолёты, возраст которых зачастую больше 40 лет, часто падают. Причина банальна — отказ техники. Те же МиГ-21 просто не рассчитаны на столь долгую эксплуатацию, в России их сняли с вооружения ещё в 1980-х. Однако надёжность, высокое качество сборки этих истребителей, а также труд сирийских авиамехаников и помощь РФ с запчастями позволяют им оставаться в строю.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    В условиях войны все средства хороши. Использовать «двадцать первый» как бомбардировщик? Не вопрос! Например, в Дейр-эз-Зоре МиГ-21 довольно успешно бомбят позиции террористов. Это при том, что самолёт создан как истребитель и к нанесению ударов по земле не приспособлен. Остаётся только восхищаться мужеством лётчиков и мастерством механиков и техников. Ведь пилоты Дейр-эз-Зора взлетают буквально под миномётным огнём войск «Халифата».

    А вот против авиации потенциальных противников Сирии — Израиля и Турции — МиГ-21 и МиГ-23 практически бесполезны.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Высотные перехватчики МиГ-25

    До войны у Сирии было три эскадрильи высотных перехватчиков МиГ-25П/разведчиков МиГ-25Р, всего около дюжины самолётов. Большая часть этих самолётов разукомплектованы или повреждены в результате обстрелов аэродромов. За полгода в Сирии я ни разу не видел «двадцать пятый» в небе.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Бомбардировщики Су-24 и Су-22

    До войны Сирия располагала 12 бомбардировщиками Су-24. Эти машины — более старые в сравнении с однотипными самолётами ВКС РФ, что базируются в Хмеймиме. Однако есть информация, что РФ оснастила их новым прицельным комплексом. Су-24 — лучшее, что есть у бомбардировочной авиации Сирии, они позволяют наносить мощные и точные удары.

    По состоянию на 2012 год ВВС САР имели также 23 старых Су-22 (Су-22М4).

    Самые современные сирийские самолёты — это МиГ-29, до 30 машин в двух-трёх эскадрильях. Москва помогла модернизировать около десяти этих самолётов до версии МиГ-29СМТ. Истребители получили радиолокационную систему «Жук-М», ракеты Р-77 «воздух-воздух» и корректируемые авиабомбы КАБ-500С-Э. Именно эти самолёты прикрывали российские штурмовики Су-25 при нанесении ударов по террористам.

    ВВС САР также могут располагать несколькими истребителями Су-27, однако точной информации об этих поставках нет.

    Вертолёты и ПВО

    С вертолётами ситуация близка к критической. Французские SA-342 Gazelle и российские Ми-24 уже старые, а Ми-8/17 осталось совсем немного. Пришлось задействовать морскую авиацию, представленную вертолётами Ми-14 (морская версия Ми-8). Годами снабжать по воздуху блокированную авиабазу Квейрис в провинции Алеппо или окружённую группировку сирийских войск в Дейр-эз-Зоре, теряя машины, дорогого стоило сирийским вертолётчикам. 

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Вертолёты ВКС РФ при этом действуют в Сирии довольно успешно. Мастерство российских пилотов позволяет им работать на сверхмалых высотах и огромной скорости — сирийские вертолётчики такого себе позволить не могут.

    Учебная авиация: от L-39 и Flamingo к Як-130?

    Во время блокады авиабазы Квейрис сирийские пилоты использовали учебные самолёты L-39 для нанесения ударов по террористам «Сирийской свободной армии», «Нусры» и ИГ1. ВВС САР потеряли в Квейрисе на земле около 10 L-39 и почти все учебные винтовые самолёты Flamingo. Машины были повреждены на земле в ходе боёв.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Всё актуальнее необходимость замены старых учебно-боевых самолётов на современные российские Як-130.

    Потери

    В ходе войны в Сирии с 2011 года авиация страны потеряла десятки машин. Часть самолётов были сбиты боевиками или Турцией, часть — уничтожены на аэродромах в ходе артобстрелов. Не все самолёты успели эвакуировать с авиабаз перед их захватом террористами.

    Всего с 2011 года ВВС САР потеряли 15-25% самолётов и до половины вертолётов. Потери оцениваются в 40-50 самолётов и 50 «вертушек».

    Появятся ли у Сирии новые самолёты?

    ВВС САР комплектовались преимущественно советской авиатехникой. Объёмы поставок снизились после развала СССР, хотя Москва и Дамаск продолжили взаимодействовать в части модернизации самолётов.

    Естественно, нынешних возможностей ВВС САР не хватает даже для борьбы с террористами, не говоря уже о противостоянии турецкой или израильской воздушной мощи. Вот почему сирийской авиации нужно качественное обновление авиатехники. Помочь Асаду с новыми самолётами сейчас может только Москва.

    Масштабные льготные или бесплатные поставки отечественных самолётов в ВВС САР закончились с развалом СССР. Россия, возможно, что-то передавала, однако точных данных нет. Ходят слухи, что под модернизацию МиГ-29 на рубеже веков замаскировали передачу новых самолётов.

    В 2012-м Россия и Сирия договорились о поставке 12 МиГ-29М, восьми МиГ-31 и 36 Як-130, однако нехватка денег и война помешали этим планам.

    Вопрос в том, будет ли РФ поставлять Сирии новые самолёты или хотя бы машины со складов хранения. Это может серьёзно изменить ход войны.

    Россия уже поставила значительное число авиатехники Ираку. ВВС этой страны получили около 30 ударных вертолётов Ми-28НЭ и 10 фронтовых штурмовиков Су-25, а также шесть истребителей Су-30К.

    Те же Су-25 могли бы стать для ВВС САР хорошим подспорьем, однако их поставка связана с необходимостью обучения сирийских пилотов. Ситуация повторяет историю с танками Т-90, которые сирийские танкисты пока не вполне освоили.

    Кадры

    Проблема, таким образом, не только в поставках новой техники. Для обучения пилотов нужны время и деньги, а также материально-техническая база. Школа пилотов в Квейрисе, провинция Алеппо, пока не восстановила свою работу. Эта авиабаза с лётным училищем долгое время была в полной блокаде террористов. Оборона Квейриса вошла в историю как одна из героических страниц сирийской армии. Курсанты, защищавшие авиабазу, по-прежнему сражаются на земле.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Поэтому сирийских пилотов, скорее всего, придётся обучать в России. Есть информация, что этот процесс уже начался, однако подготовка пилотов ВВС САР в российских лётных школах вряд ли будет афишироваться.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Сегодня в Сирии около 500 опытных боевых пилотов, а всего — до четырёх тысяч лётчиков. Большинство из них — алавиты (как президент Сирии Башар Асад), значительная часть — сунниты. Экс-президент САР Хафез Асад, управлявший страной с 1971 по 2000-й годы, также был лётчиком. Неудивительно, что его земляки также массово записываются в авиацию.

    Кто помогает террористам сбивать самолёты и вертолёты ВВС САР и ВКС РФ

    Террористы получают от своих «друзей» всё новые зенитно-ракетные противовоздушные системы как американского, так и советского производства. В начале июля стало известно, что Саудовская Аравия помогла боевикам террористической группировки «Джейш-аль-Ислам» отремонтировать 3-4 ЗРК «Оса». При этом запчасти для комплексов могли быть закуплены на Украине.

    Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники НАТО

    Для ударов по вертолётам нередко используются противотанковые комплексы — например, TOW американского производства. Именно этим оружием были уничтожены два вертолёта ВКС РФ. 24 ноября 2015-го на земле был сбит вертолёт Ми-8, перевозивший спецназ, который спас штурмана Су-24 Константина Мурахтина. В результате инцидента погиб морпех Александр Позынич.

    8 июля этого года под Пальмирой также предположительно из комплекса TOW был подбит ударный вертолёт Ми-25 (по другим данным Ми-35) ВВС САР с российским экипажем. Погибли командир машины полковник Ряфагать Хабибуллин и штурман, лейтенант Евгений Долгин.

    В ожидании «Кузнецова»: РФ отправит в Сирию «Хмеймим» морского базирования

    В помощь сирийским ВВС и авиагруппе ВКС РФ в Хмеймиме будет отправлен единственный российский авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По проекту на борту корабля может базироваться 26 палубных истребителей Су-27К или МиГ-29К, а также 24 вертолёта (Ка-25, Ка-27 и Ка-29). Сейчас авиагруппа «Кузнецова» представлена 14 Су-33, двумя Су-25УТГ, 10 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ.

    Прибытие корабля к берегам САР ожидается осенью. После многих лет тренировок пилотам палубной авиации РФ предстоят боевые вылеты. Координация с «Кузнецовым» станет новым опытом для сирийских ПВО и ВВС, в том числе для истребителей, которые вновь могут сопровождать самолёты ВКС России.

    Сейчас сирийские пилоты буквально творят чудеса. Они летают, по сути, на музейных экспонатах, работающих на пределе, и сами часто выходят за грань человеческих возможностей. Подвиг этот незаметен, но именно авиация является главным преимуществом Дамаска перед террористами.

    1 Организация запрещена на территории РФ.

    Автор: Дмитрий Жаворонков специально для ФАН Сирия
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях