Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Пальцем в небо: зачем эксперты преувеличивают убытки авиаперевозчиков РФ

Пальцем в небо: зачем эксперты преувеличивают убытки авиаперевозчиков РФ

10:54  12 Июля 2016
2597

Пальцем в небо: зачем эксперты преувеличивают убытки авиаперевозчиков РФ

Некоторые СМИ, опираясь на данные Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), прогремели об убытках крупных российский авиакомпаний. Так, согласно этим данным, убытки составили 24 миллиарда рублей только за первый квартал 2016 года. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с экспертом о том, можно ли верить этой статистике и так ли плохи дела у перевозчиков, как их малюют.

Информационная картина складывается следующая: негативные тенденции прошлых лет продолжаются, убытки на внутренних линиях составили почти 26 миллиардов рублей, а прибыль на международных линиях — всего полтора миллиона. Помочь перевозчикам, по словам представителей АЭВТ, может создание госзаказа на авиаперевозки социально незащищенных слоев населения или облегчение налоговой системы. Словом, любая посильная помощь государства. 

«Объемы перевозок снизились, потому что кризис, и хотя ситуация сильно не ухудшается, в этих условиях транспортники всегда страдают больше других. Авиация — наиболее уязвимый вид транспорта. К тому же не будем забывать, что дешевый сегмент перевозок (та же Турция) был выбит после известных политических событий, авиасообщение с Турцией в этом году уже вряд ли восстановится. И это тоже дополнительный фактор. Покупательская способность населения не растет. И кардинально тут может спасти как раз обратный процесс — рост платежеспособности населения и полное восстановление экономики. А поддержка государства на этом фоне будет скорее недопущением банкротства», — комментирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Как считают аналитики, у авиакомпаний продолжают увеличиваться расходы — как на лизинг и ремонт, так и на тех- и аэропортовое обслуживание. По данным АЭВТ, в первом квартале этого года они возросли на 15% и составили около 225 миллиардов рублей. 

Пальцем в небо: зачем эксперты преувеличивают убытки авиаперевозчиков РФ

Читайте по теме: Отпуск в копеечку: почему цены на авиабилеты Москва — Анталья выросли на 75,6%

«Статистика АЭВТ основана на платформе, которая устарела еще при Михаиле Горбачеве. Она ориентируется на попытки разделения внутренних и международных линий, совсем не учитывая общую часть некоторых затрат. Этот набор финансовых показателей не отражает современные принципы отчетности и основана только на российских стандартах. Она показывает только операционные результаты, не касаясь последующих расходов на финансовый лизинг. В прошлых годах статистика пяти ведущих авиаперевозчиков России, которые делают 90% рынка, и статистика АЭВТ отличалась в разы, на десятки миллиардов рублей. Поэтому у меня нет уверенности, что цифры АЭВТ корректно отражают происходящее», — считает ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

Пальцем в небо: зачем эксперты преувеличивают убытки авиаперевозчиков РФ

Напротив, судя по отчетности перевозчиков, дела у авиакомпаний стали сильно лучше, чем были еще год назад. Это можно связать со снижением конкуренции.

«Вспомним, как «умерла» компания «Трансаэро», освободив 15% рынка, а цены не подросли. Курс рубля обвалился не вчера и не год назад. Все увеличение расходов на лизинг и техобслуживание авиакомпании почувствовали еще в прошлом году, когда курс рубля в первом квартале был очень низок. Поэтому никаких внятных факторов, которые объясняли бы рост убытков, у меня нет. 

Пальцем в небо: зачем эксперты преувеличивают убытки авиаперевозчиков РФ

Многие пишут, что пассажиропоток падает, а расходы растут. Как раз наоборот: поток клиентов вырос за счет «Трансаэро», а расходы увеличиваются на аэропортовое обслуживание, но не более того. В прошлом году основную массу убытков в общем результате сделала как раз «Трансаэро», у которой первый квартал был совершенно катастрофический. Сейчас этой компании нет, убытки делать некому, но консолидированные убытки якобы растут. Так не бывает. У того же «Аэрофлота» или у «Сибири» дела идут относительно неплохо, у «ЮТэйр» идет программа реструктуризации, которая позволяет выйти на операционную прибыль. И так далее», — резюмирует собеседник ФАН.

Дмитрий Пятов
Новости партнеров
mediametrics