Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Как пощупать идею: право режиссера на фантазию оформят на уровне закона

Как пощупать идею: право режиссера на фантазию оформят на уровне закона

17:21  1 Июля 2016
253

Как пощупать идею: право режиссера на фантазию оформят на уровне закона

Авторские права театральных режиссеров предложили закрепить на законодательном уровне. Глава комитета Госдумы по гражданскому, арбитражному, уголовному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников взялся сформулировать право постановщиков спектаклей на интеллектуальную собственность. О тонкостях этого процесса — в материале Федерального агентства новостей.

А проблем с новым законом на авторское право театральных режиссеров может быть масса. И все только потому, что театральный режиссер, хоть и является самым главным в процессе постановки, работает в призрачном пространстве идей и задумок. При этом режиссерская задумка — это и есть предмет споров, который сложно сформулировать на уровне закона. Ведь задумку можно нарушить одним лишь «не таким» движением брови, интонацией или импровизацией. А как оформить на бумаге концепт? Для того чтобы понять, какие именно права нужно закрепить за театральным режиссером, сначала нужно признать, что современный театр по большей части является авторским, то есть режиссерским, считают эксперты.

Как пощупать идею: право режиссера на фантазию оформят на уровне закона

«Проблема авторского и неавторского театра существует со времен возникновения режиссерского театра в нашей стране. В историю режиссерского театра это понятие принес Станиславский. Любой режиссерский спектакль начинает интерпретировать текст, и любой режиссерский театр сегодня является авторским. Казус в том, что при наличии авторских, смежных и исключительных прав всей театральной бригады режиссер этих прав не имеет, — говорит художественный руководитель БДТ им. Товстоногова Андрей Могучий. — Художники, композиторы, сценографы, художники по свету — вся команда, создающая спектакли, наделена правами. Все, кроме режиссера, который, собственно, и является источником, собирателем и воплотителем замысла спектакля. Отсутствие правового поля для театрального режиссера вполне объяснимо. Потому что продукт работы сценографа всегда можно зафиксировать — сценография одна, раз и навсегда. Композитор тоже может зафиксировать свою музыку. А как зафиксировать режиссеру свое произведение искусства? В каком формальном виде он может это сделать?»

Кинорежиссер создает некий конечный продукт, в этом смысле его права защитить гораздо проще. Кроме того, определений «что такое спектакль» гораздо больше, чем «что такое кино».

Как пощупать идею: право режиссера на фантазию оформят на уровне закона

«Защита авторских прав — это защита личности. Она дает художнику больше маневров для выбора, финансовой свободы. Иногда режиссера вынуждают отказываться от авторских прав. Так устроено производство — авторское право режиссера не выгодно продюсеру. Но если закон примут, произойдет отсев подлинных художников от случайных людей в профессии, — считает режиссер Влад Фурман. — Дело в том, что фантазия режиссера — это самое ценное в спектакле. Потому что режиссер придумывает решение спектакля. И именно режиссерское решение должно стать объектом защиты. Как его понять? К примеру, если дать задание двум разным художникам написать протерт одного и того же человека — картины получатся очень разными. В этом и суть, личное видение должно защищаться авторскими правами». 

Театральный режиссер и актер Борис Павлович считает, что новый закон должен избавить спектакль и постановщика от бюрократической возни: «Мейерхольд, называя себя автором спектакля, сразу снимал вопрос — а почему спектакль по пьесе Гоголя воспроизводит слова Гоголя не по порядку, как написано в литературном произведении. Сейчас мы входим в дурную бесконечность обсуждений на эту тему. Пока мы не договоримся, что автор спектакля — режиссер, его замысел и является отмашкой свободно творить и сценографам, и композиторам, и актерам, эти обсуждения не прекратятся».

Как пощупать идею: право режиссера на фантазию оформят на уровне закона

Не стоит считать, что театральный режиссер в принципе не имеет авторских прав. В театрах есть практика заключения контракта на каждый спектакль. В контракте режиссер волен прописывать условия, при которых он согласен взяться за работу. Однако контракт очень непривлекателен для продюсеров. А для начинающего режиссера и вовсе практически невозможен. Полноценный контракт — привилегия режиссеров с именем. Но связываться с составлением контракта станет далеко не каждый, даже знаменитый режиссер. Многие российские проекты заведомо не подходят под желания постановщика. Едва ли какой-нибудь продюсерский центр захочет связываться даже с именитым режиссером, который будет требовать, чтобы в труппе без ведома постановщика ни при каких обстоятельствах не менялись актеры или звукорежиссеры.

«Я делал продюсерский проект, где влиять на дальнейшее развитие художественной ткани не было никакой возможности. Через год я обнаружил, что там половина исполнителей заменена, потом был заменен и главный исполнитель, выкинуто два эпизода. В результате оказалось, что это вообще не то, что я делал. Нам не заплатили авторские, хотя по контракту это было прописано. Мы даже не сумели снять свои фамилии с афиши. Я был в этом проекте не один, мы собрались и решили — давайте выскажемся, чтобы нас хотя бы в коммерческих целях не использовали. Но добиться ничего не получилось», — вспоминает Андрей Могучий.

«Проблема в том, что государственный театр живет, как машина: кто-то заболел, не вышел — и меняется состав. Артист должен быть здоров, каждый день выглядеть примерно одинаково. И тут все понятно: продюсеру надо катать спектакль, он заделал 100 представлений на год вперед. Вот у артиста настроение плохое, он берет его и меняет. А я в это время где-нибудь по делам заграницей и не могу приехать. В этом есть противоречия и они понятны. Но все равно, произведение, изначально состоящее из множества компонентов, а потом подаваемое в совершенно ином виде под именем изначального режиссера — это проблема», — поясняет Могучий.

Как пощупать идею: право режиссера на фантазию оформят на уровне закона

Уже сейчас понятно, что проект будет проходить через серьезные обсуждения. Режиссеры отмечают — нужно создать специальную комиссию, состоящую из разного рода специалистов. Непродуманность может увлечь всех создателей спектакля в жуткое бюрократическое болото. Ведь бывает и так, что спектакль создается специально, чтобы артист на сцене импровизировал. Импровизация в данном случае тоже является частью режиссерского замысла. В таком случае, как замерить рамки допустимости этой самой импровизации?

«Защищаемой должна быть не мизансцена, не последовательность производимых слов. Защищаемым должен стать замысел. Чтобы бюрократы потом не пришли к режиссеру и не сказали: «Ваши артисты говорят текст не так, как на премьере. Вам положен штраф, потому что актеры не следуют вашему рисунку». По этой причине режиссер должен иметь право предложить систему фиксации своего спектакля. В одном случае должен фиксироваться сценический текст, а в другом — принципиальное его разрушение», — считает Борис Павлович.

Со слов Андрея Могучего, даже на продвинутом Западе ситуация с защитой авторских прав режиссеров аналогичная. «Мы в авангарде. В тех странах, где я работал, авторскими правами владеет только драматург и композитор. Европейский художник не знает, что такое авторские права. Возможно, там за это не берутся именно из-за нефиксируемости театрального произведения, а может, потому что им не так важен театр. Ведь в России театр имеет колоссальное значение, не сравнимое ни с какой другой европейской страной. Ни одна постановка во французском театре не вызовет такого общественного бурления, как новосибирская опера «Тангейзер», — уверен худрук БДТ им. Товстоногова.

Диана Колобаева
Закрыть