Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Политика
Хамство терпеть не будем: Путин рассказал об ответе России на санкции США
Россия
Покоритель ледяных пустынь: ледоколы серии ЛК-60Я
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Покоритель ледяных пустынь: ледоколы серии ЛК-60Я

    15:31  5 Июля 2016
    701

    Российские корабелы Балтийского завода 16 июня 2016 года спустили на воду самый большой и мощный ледокол в мире. Новый ледокол проекта 22220 имеет название «Арктика» и строится специально для Федерального государственного унитарного предприятие (ФГУП) «Росатомфлот». Он предназначен для эксплуатации на трассах Большого Северного пути в Арктике.

    Новый ледокол серии ЛК-60Я «Арктика» не первый ледокол, носящий это имя. Точно так же назывался второй в мире атомный ледокол, который, кстати, был первым судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Он так же был построен на Балтийском заводе, спущен на воду 26 декабря 1972 года, а введен в эксплуатацию 25 апреля 1975 года. А первым в мире атомным ледоколом стало головное судно этой же серии «Ленин».

    Ледоколы ЛК-60Я

    Долгое время «Арктика» и «Ленин» были флагманами мирового ледокольного флота. Вообще именно Россия уже долгое время является лидером в этой области кораблестроения. Причем именно в России родились первые ледокольные суда современного типа. Но обо всем по порядку.

    История покорения льда

    Первое ледокольное судно было построено в Филадельфии в 1837 году. Это был деревянный колесный пароход City Ice Boat No. 1. Он не был ледоколом в полном смысле этого слова и предназначался для колки льда в портовой гавани Филадельфии. То есть на так называемой «закрытой воде», возле пирсовых сооружений и на входном фарватере гавани, там, где лед был относительно слабый.

    А вот первый в мире ледокол на принципах, ставших в строительстве ледокольных судов классическими, был построен именно в России. Это был спасательный винтовой буксирный пароход «Пайлот». Он был построен в 1864 году в Кронштадте для эксплуатации на линии почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло удлинить навигацию на несколько недель.

    Впрочем, «построен» не совсем точное слово. По указанию крупного русского судовладельца Михаила Бритнева на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» был перестроен корпус судна, а именно была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля. Это была конструкция, подсмотренная Бритневым  у торосных лодок поморов, которые веками ходили в северных морях России.

    Идея была простой и эффективной: плоский наклоненный нос судна (в отличие от классической, практически прямой схемы, распространенной тогда) позволял буксиру наползать на лед и колоть его собственным весом. Так что, вопреки распространенному мнению, современные ледоколы лед не колют, а именно давят, и правильнее было бы называть их «ледодавами».

    Идея увеличения навигации за счет зимы сразу же стала завоевывать популярность у судовладельцев всего мира. Во время холодной зимы 1870-71 годов в Германской империи, которая, кстати, стараниями «Железного Канцлера» Отто фон Бисмарка, была только что учреждена на основе Северогерманского союза, власти города Гамбурга купили в России чертежи «Пайлота» и построили ледокол «Айсбрехер-1», что в переводе с германского Eisbrecher означает буквально «разрушитель льда».

    Ледоколы стали строить по всему миру, но Россия продолжала сохранять лидерство в эксплуатации судов такого класса. Именно для российского Балтийского флота был построен первый в мире ледокол арктического класса. Правда, построен он был по русскому заказу на английской верфи Armstrong Whitworth и получил имя «Ермак». С 1898 год и до 1964 он эксплуатировался Балтийским флотом.

    В 1917 году в Англии, на той же верфи, был построен еще один ледокол для России — «Святогор». Однако происшедшая в Российской империи революция чуть не привела к потере судна. В Российской империи ледокол «Святогор» прослужил всего год — до 1918-го. После чего был уведен союзниками России по Антанте англичанами из Мурманска в Британию в результате интервенции британцев на Русском севере.

    Англичане отказались возвращать молодой советской Республике фактически украденное судно, но в 1927 году советский дипломат, полпред в Лондоне Л. Б. Красин, добился возвращения ледокола, и он был выкуплен у англичан. С этого года судно стало носить новое имя — «Красин».

    Скоро это имя стало известно по всему миру. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия» итальянской исследовательской арктической экспедиции генерала Умберто Нобиле. Уцелевшие члены экспедиции во главе с самим генералом застряли в ледяной пустыне Арктики. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.

    Принял участие «Красин» и Великой Отечественной войне. В 1942 году в составе конвоя PQ-15 «Красин» прошел из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством.

    Всего балтийский завод в Санкт-Петербурге с 1921 по 1941 год построил целых восемь ледоколов. В результате чего СССР стал обладателем самого крупного в мире ледокольного флота. Среди наиболее известных судов среди них стоит упомянуть ледоколы «И. Сталин», «В. Молотов».

    После войны, в период с 1956 по 1958 года завод построил 10 речных ледоколов, а с 1974 года завод начал строительство серии атомных ледоколов типа «Арктика».

    Новая «Арктика»

    И вот новейшая серия. Ледоколы типа ЛК-60Я или проект 22220. Новейший тип российских атомных ледоколов. Кстати, ЛК-60Я расшифровывается как «ледокол, мощностью 60 МВт, с ядерной силовой установкой». Главной задачей новой «Арктики» являются проводка по Северному морскому пути грузопассажирских судов, главным образом, крупнокабатажных танкеров, а также проведение различных экспедиций в Арктике.

    Как рассказал мне заместитель главного конструктора Евгений Бабич, ледоколы новой серии должны будут заменить как ледоколы типа «Арктика», так и типа «Таймыр» и проектировались учетом опыта эксплуатации этих судов.

    «Мы использовали все наработки старых проектов. Учли и опыт использования ледоколов серии «Арктика» и «Таймыр». Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта задумывались как суда «река-море», то есть они способны равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек, что крайне важно.

    Кроме того, мы значительно увеличили ледокольность новой серии. Толщина ледовой корки, которую могут преодолевать суда новой серии, увеличилась почти в полтора раз. Практически до трех метров. Кроме того, новые увеличенные по сравнению с ледоколами старой серии габариты корпуса «Арктики» позволят ей проводить наиболее выгодные экономически для этих трасс суда — супертанкеры», — объяснил мне Евгений.

    Строительство головного ледокола серии «Арктика» было начато в 2012 году на Балтийском заводе. Заложено головное судно 5 ноября 2013. Сейчас «Арктика» спущена на воду и достраивается. Начало эксплуатации запланировано на 2018 год.

    Причем уже в мае 2014 года было объявлено о заказе «Росатомом» у «Балтийского» завода еще двух серийных атомных ледоколов проекта 22220. Общая сумма проекта по этим двум судам составила 84,4 млрд рублей.

    Таким образом, всего предполагаются построить до 2020 года трех ледоколов серии «Арктика». Еще два судна будут называться «Сибирь» и «Урал». Они станут основой российского арктического флота и позволят значительно  увеличить грузовой трафик «Севморпути».

    Таким образом, России увеличит свое присутствие в Арктике и продолжит осваивать арктический шельф.

    Скачать оригинал: "Ледоколы ЛК-60Я"

    Автор: Олег Денежка
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях