Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Четвертая псевдовласть: россияне перестали доверять продажным СМИ

Четвертая псевдовласть: россияне перестали доверять продажным СМИ

20:13  17 Июня 2016
860

Четвертая псевдовласть: россияне перестали доверять продажным СМИ

Всем давно известно, что СМИ — это четвертая власть и именно пресса формирует у людей представление о существующей реальности. Вот только насколько эта реальность сопоставима с настоящей картиной мира? Все больше СМИ не вызывают доверия, распространяя в массы ложные сведения, касающиеся политики, коррупции, войны, экономического положения в стране, регионе или мире. Не говоря уже о светской хронике и желтой бульварной прессе, с которой регулярно судятся селебритис. И не важно, телевидение, радио, печать или интернет-портал распространил ту или иную информацию — вся она формирует картину мировосприятия современного общества.

Если одни средства массовой информации руководствуются, прежде всего, журналистской этикой, дают в эфир или печать только проверенную объективную информацию и ничего кроме, то другие ставят во главе угла проплаченные ложные материалы, желтые заголовки и ложные массовые вбросы — утки.

В этой связи встает единственный вопрос: почему же некоторые здания или телеканалы публикуют «однобокую» и непроверенную информацию, которая не имеет ничего общего с действительностью?

Ответов может быть несколько: непрофессионализм сотрудников и руководства, намеренная дезинформация или погоня за дешёвой популярностью и интернет-трафиком (в случае информационных лент). Ведь чем ярче заголовок, тем больше шансов привлечь поток читателей.

Но все это формирует новую картину мира — люди перестали доверять СМИ.

Четвертая псевдовласть: россияне перестали доверять продажным СМИ

Так каким же СМИ россияне пока еще доверяют?

Российские социологи и аналитики регулярно проводят опросы на тему: «Верите ли вы СМИ и каким?». Также этим вопросом занимаются крупнейшие исследовательские центры.

Согласно материалам ВЦИОМ за 2015 год, больше доверия вызывает телевидение, как общественное, так и региональное и городское. Более 50% россиян считают, что именно эти источники информации доносят объективную картину мира до масс. И если в XXI веке распространено мнение, что телевидение как новостной формат отошло на второй план, уступив первенство радиостанциям и интернет-СМИ, то оно ошибочное. По статистике, телевизор смотрит каждый второй россиянин, особенно в некрупных городах и областных центрах, где нет столичного ритма жизни. А значит, именно телевидение, а вернее, руководство телеканалов несет огромную ответственность за выпуск в эфир ложных фактов, потому что несколько «фейковых» новостей могут навсегда похоронить репутацию, зарабатываемую годами.

Около трети россиян прислушивается к радиостанциям, печатной прессе, интернет-изданиям и публикациям в соцсетях.

Печать у россиян находится уже не на том пике популярности, как некогда, но все равно пытается не ударить в грязь лицом. Причины — деньги, которые издатель тратит на тираж. Если таблоид теряет доверие, его не раскупят зеваки, идущие на работу.

Скатываясь от крупного к малому, мы дошли до публикаций в социальных сетях и интернет-изданий, где «утку» можно встретить чаще всего. Большинство таких СМИ нацелены на быстроту, а не на качество информации. Среди информационных агентств существует жестокая конкуренция за рейтинги.

Недостоверная информация, погоня за желтизной и рейтингом — вот причина, по которой россияне перестали доверять западным СМИ. Каждый день, живя в России и видя, что происходит вокруг, можно открыть иностранное СМИ и диву даться от пестроты заголовков с откровенным враньем. Такие издания, как BBC, Deutsche Welle, «Голос Америки» и прочие крупнейшие иносми уже не пользуются доверием россиян. Выход — развивать новые псевдоинформационные порталы, блоги и страницы в социальных сетях, газеты сомнительного качества, которые будут маскировать и выдавать за российскую прессу.

Команда издания iReactor решила провести свое расследование и составить рейтинг самых надежных и самых врущих СМИ. В качестве подопытных кроликов они использовали новостников Северо-Западного федерального округа. Несколько недель команда опрашивала людей на улицах и в соцсетях.

Четвертая псевдовласть: россияне перестали доверять продажным СМИ

Так кому же доверяют и не доверяют рядовые россияне?

В тройку лидеров доверия вошли те ресурсы, на которые любой среднестатистический россиянин натыкается, зайдя в Интернет — Yandex-Новости и Mail-Новости. «Первый канал» как государственный, безусловно, заслуживает доверия российских граждан. На третьем месте крупнейшее в стране информационное агентство — РИА.

Доверие людей сложилось из простых, но очень трудоемких критериев: громадный опыт работы, тщательное и кропотливое отношение в распространяемой информации, мировая репутация и продолжительная жизнедеятельность самого СМИ.

Чуть меньшее доверие у жителей СЗФО вызывают такие СМИ, как газета Мetro и информационный портал LifeNews.

Газете Мetro симпатизируют по простой причине — доступность. Ведь она распространяется в метрополитене. Почему бы респондентам не доверять тому, что им дают почитать совершенно бесплатно? Но по популярности у читателей газете не догнать лидеров опроса.

Что касается небезызвестного портала LifeNews, он отстал от предыдущего новостника всего на 1%. Возможно, все дело в чрезмерной желтизне и откровенности заголовков. Иногда это отпугивает.

Наконец, мы добрались до прессы, которой респонденты доверяют меньше всего: «Газета.ру», «Фонтанка.ру» и «Деловой Петербург».

Огромное количество возмущений и недовольства читателей данными ресурсами можно найти можно найти в Интернете. СМИ обвиняют в перевирании фактов, использовании недостоверной информации, подтасовке материала, журналистских псевдорасследованиях — список можно продолжать бесконечно. Все эти методы используются, чтобы привлечь падкого на желтые заголовки зеваку. Но никакой реальной картины мира они не отражают.

«Газета.ру» часто публикует политические вбросы, которые направлены на защиту сомнительных деятелей. Кроме того, там публикуют критику российской власти. Вспомнить хотя бы «заложницу кровавого режима» Чулпан Хаматову. Реакция общественности и самой актрисы не заставили себя ждать.

Что касается «Фонтанки», то согласно данным, приведенным в расследовании, это издание профессиональных врунов. И не важно, что это — мелочь или чрезвычайное происшествие. Имели место быть и факты ложного обвинения чиновников.

Подобные издания готовы на все, дабы повысить читательский рейтинг, поэтому не гнушаясь ничем, публикуют даже запрещённые российским законодательством материалы, за что «Роскомнадзор» не гладит по голове.

Еще один аутсайдер — «Деловой Петербург», в котором любят пописать о политической жизни страны. Издание, не краснея, пиарит сомнительные организации и политдеятелей, также сотрудничает с Алексеем Навальным, публикуя на своих страницах различного рода «фейки».

Рамки дозволенного сотрудники этой редакции перешли, оскорбляя память защитников блокадного Ленинграда, чем вызвали ярость в жителях Петербурга.

Все это указывает на потерю доверия читателя, которое уже практически не восстановить. Как в сказке про «Петю и волка». Хотя, с другой стороны, зачем им доверие граждан, когда недалёкие люди, гонящиеся за пестрым заголовком, кликают на всякую ересь мышкой и читают ее? А ценник на рекламные площадки в издании с каждым кликом продолжает расти.

Подытоживая можно сказать, что когда издание ориентировано не на читателя, а на того, кто заплатит больше, соблюдать кодекс этики журналиста считается не обязательным. Недоверие людей к подобным СМИ вполне оправдано. А с недобросовестными СМИ пусть разбираются соответствующие органы.

Ольга Черемушкина
Новости партнеров
mediametrics