Поиск
Лента новостей
Закрыть
Новороссия
Донбасс: Захарченко подтвердил, что готов участвовать в выборах главы ДНР в 2018 году
Общество
Могучая «Гроза» в БДТ, или Катерина Кабанова из «группы смерти»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Могучая «Гроза» в БДТ, или Катерина Кабанова из «группы смерти»

    21:33  8 Июня 2016  /обновлено: 14:17  09 Июня 2016
    992

    Могучая «Гроза» в БДТ, или Катерина Кабанова из «группы смерти»

    В Санкт-Петербурге вот-вот грянет «Гроза» – спектакль Андрея Могучего в Большом драматическом театре имени Георгия Товстоногова по хрестоматийной пьесе Александра Островского.

    Официальная премьера «Грозы» состоится 16 и 17 июня, а с 7 июня на Большой сцене БДТ проходят предпремьерные показы спектакля. На одном из прогонов посчастливилось побывать и корреспонденту Федерального агентства новостей.

    Луч света в темном царстве?

    Что мы помним о пьесе «Гроза», которую современные школьники, кажется, до сих пор изучают на уроках литературы в десятом классе?

    Ну, во-первых, главная героиня пьесы – загнобленная злобной свекровью Катерина Кабанова – на самом деле «луч света в темном царстве». Именно так ее назвал в 1860 году публицист-демократ Николай Добролюбов. Добролюбов сравнивал Катерину с «лучом света», пронзившим «темное царство» невежественного и злобного провинциального купечества, а самоубийство юной купчихи публицист воспринял как протест против произвола и невежества.

    А, во-вторых, если в средней и старшей школе вы ходили в отличниках по литературе, то наверняка вспомните, как честил Катерину (возможно, назло Добролюбову) другой публицист-демократ – Дмитрий Иванович Писарев. «Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость», писал Писарев о героине «Грозы». Поскольку от всяческих «лучей света» умненьких советских школьников сильно воротило, они с воодушевлением бросались утверждать, что истину о «Грозе» открыл именно Писарев, за что и получали двойки-тройки в худшем случае (дескать, не выпендривайся, Вася, и слушай свою любимую песню «Валенки»), или снисходительные улыбки – мол, вырастешь, сам всё поймешь.

    Катерина из «группы смерти»

    Конечно Андрей Могучий, начиная работать над «Грозой», не мог знать, какие страсти забушуют в конце мая в связи с обнаруженными в Интернете некими загадочными «группами смерти», якобы подталкивающими подростков к самоубийствам. А ведь борьба против пропаганды суицидов в России ведется давно и планомерно, вплоть до того, что в СМИ запрещается упоминать самоубийство как причину смерти, например, онкологических больных. И Катерина тут, о, как не в тему Роскомнадзору, ведь она не просто самоубийца – по возрасту она подросток-самоубийца – по пьесе ей вряд ли больше 18 лет. Так что, возможно, не за горами тот день, когда надзорное ведомство задастся вопросом, а место ли «Грозе» в школьной программе? Тем более что налицо и персонажи, активно подталкивающие героиню к суициду – тут и жестокие или слабовольные домочадцы, и городские мракобесы, и струсивший любовник – чем не «группа смерти»?

    Могучая «Гроза» в БДТ, или Катерина Кабанова из «группы смерти»

    Могучая «Гроза»

    И вот петербургский режиссер, художественный руководитель знаменитого БДТ Андрей Могучий бесстрашно идет на «Грозу». Тут к месту вспомнить, что в школьные годы в этой пьесе нас больше всего раздражали слащавые монологи Катерины, все эти: «под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие» и т.д. Такое и самого стойкого школьника, как говорится, до Писарева доведет.

    Так вот, спешим успокоить – в спектакле Андрея Могучего почти вся пьеса Александра Островского положена на музыку, которую написал культовый современный композитор Александр Маноцков, а герои «Грозы» большую часть текста не говорят, а поют.

    В частности роль слабовольного сердечного друга главной героини – Бориса Григорьевича, исполняет солист оперной труппы Михайловского театра Александр Кузнецов.

    Много поет и Катерина – в этой роли блистает молодая артистка БДТ Виктория Артюхова, которой, судя по дебюту, суждена яркая театральная карьера.

    Могучая «Гроза» в БДТ, или Катерина Кабанова из «группы смерти»

    Великолепны и Кабаниха в исполнении народной артистки РФ Марины Игнатовой, и странница Феклуша (заслуженная артистка РФ Мария Лаврова), и купец Дикой в исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Лосева.

    Отдельно надо сказать о сценографии – представьте себе палехскую шкатулку, расписанную сюжетами в духе Босха на тему Страшного суда и Геенны огненной: так, если говорить очень приблизительно, выглядит занавес спектакля. А когда занавес поднимается… Тут трудно даже найти аналоги… Средневековый черный-черный страшный мир, с котором одно ярко-красное, как кровь, пятно, и это, конечно же, Катерина.

    Художник спектакля — один из ведущих российских сценографов нового поколения Вера Мартынов, художник по костюмам – Светлана Грибанова.

    Автор: Анна Кириллова
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях