Лента новостей
Поиск
loop
Россия
Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

11:30  4 Июня 2016
573

Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

4 июня Институт стран СНГ отметил свое 20-летие. Распад Советского Союза и появление Содружества Независимых Государств стали причинами создания этого некоммерческого объединения российских ученых. Экспертам предстояло понять, как жить дальше вчерашним союзным республикам и соотечественникам, разделенным новыми госграницами. Институт стран СНГ подвергал критике процессы, происходившие на постсоветском пространстве, а также внутреннюю политику России в 90-е годы.

Выступал он и против подписания договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной. По мнению директора института Константина Затулина, этот договор был невыгоден России, так как не регламентировал ни масштабов сотрудничества, ни гарантий, зато подтверждал административные границы «незалежной». Мины, заложенные в то время в фундамент российско-украинских отношений, и сдетонировали сегодня, уверен Затулин.

Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

Работы научных экспертов Института в 90-е годы не вызывали восторга у политического руководства новых независимых государств, вспоминает Затулин. Российские власти тоже не признавали тогда полномочий Института, и свою работу ему часто приходилось вести вопреки официальным установкам.

Сегодня эта некоммерческая организация действует уже в иной реальности и решает другие проблемы. Голоса экспертов Института стран СНГ звучат с главных телеканалов страны, цитируются огромным количеством СМИ.

О первых шагах возглавляемого им Института Затулин вспоминал в ходе юбилейных чтений за большим круглым столом в «Президент-отеле», собравшем многих известных российских экспертов из различных отраслей. Корреспонденту Федерального агентства новостей удалось пообщаться с некоторыми из них.

Из маргиналов — в интеллектуальную элиту

«Многое из того, на чем мы настаивали долгие годы, наконец, претворилось в жизнь: Крым и Севастополь вернулись в состав России, — отметил Затулин. — Мы сожалеем, что только они, но и это — важнейшая веха в российской истории».

Во все времена Институт занимал последовательную и научно-обоснованную позицию, высказываясь в пользу интеграции на постсоветском пространстве, которое не всегда было благоприятным для России, отметил советник президента РФ Сергей Глазьев.

Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

«До середины 2000-х годов преобладали процессы дезинтеграции, и мало кто верил, что можно продвинуться по пути объединения экономических пространств, за исключением эпизода Союзного государства с Белоруссией, оказавшегося успешным, — пояснил Глазьев. — Был эпизод образования ЕврАзЭс. Но только после того как были созданы надгосударственные органы, было сформировано интеграционное ядро с четкими и, главное, реальными планами развития единого экономического пространства».

Глазьев позитивно оценил ход экономического объединения стран СНГ на базе ЕАЭС. Что же касается украинского опыта евроинтеграции, то президентский советник отметил сходство с «европейской интеграцией образца 1941—1945 годов».

Председатель Комитета спасения Украины, экс-премьер украинского правительства Николай Азаров также рассказал, что до прихода к власти в России Владимира Путина во главу угла в вопросах СНГ ставилась их независимость, главенство суверенитетов. Прежние связи рвались на глазах, экономика Украины теряла обороты, утрачивала целые отрасли, а население нищало.

«Вот тогда, незаметно, к нам и внедрились наши нынешние «друзья», которые пришли со своими деньгами, — напомнил Азаров. — Они прописали нам такую экономическую политику, которая только усугубила и экономику, и социальную сферу. И когда нам удалось сформировать более-менее независимую экономическую политику и подписать ряд документов об участии в проекте Единого экономического пространства с Россией, в 2004 году произошла «Оранжевая революция», и Украина этот проект бросила».

История повторилась уже на почве подготовки ко вступлению в ЕАЭС, отметил Азаров. По его словам, в результате в стране воцарился нацистский режим, полностью подконтрольный западным кураторам. Сегодня в Киеве нет договороспособных чиновников, уверен бывший премьер-министр, поэтому российскому руководству следует вести переговоры не с марионетками, а с их хозяевами в Вашингтоне.

Затулин: обмен Савченко был правильным

Политическую элиту Украины, по крайней мере на уровне парламентских партий, за редким исключением, объединяет антироссийская риторика и политика, отметил Затулин в беседе с корреспондентом ФАН. Руководитель Института считает, что Киев предпринимает попытку преодолеть политическую разнородность путем консолидации на антироссийских основаниях и создания антирусской Украины, в которой разговор на русском языке воспринимался бы как разговор врага.

— В отношении России уже долгое время звучат упреки в том, что она не выполняет Минские соглашения, хотя она и не должна их выполнять, не являясь стороной конфликта. И все-таки, как вы оцениваете вклад нашей страны в урегулирование кризиса на Украине? Все ли возможное мы делаем для Донбасса?

— Понимая, что уход Крыма из Украины и сегодняшние проблемы Донбасса приводят к тому, что пророссийски настроенные люди, бывшие или нынешние граждане Украины, отринуты от политического процесса, формируемого русофобами в Киеве, Россия проводит политику умиротворения, успокоения страстей. Возможно, кому-то кажется, что мы подставляем другую щеку, но на самом деле мы проявляем терпение, присущее государству с тысячелетней историей, по отношению к, в общем-то, несостоявшемуся государству и на сегодняшний день несамостоятельному. Поэтому сегодня мы предпринимаем, например, обмены между осужденными.

В то же время не все в России проявили понимание, когда Савченко была возвращена на Украину. Не всегда находит понимание наше щепетильное отношение к Донецку и Луганску — кому-то кажется, что мы не слышим голоса тех, кто сегодня желает воссоединения с Россией. Безусловно, большая группа населения Донецка и Луганска хотела бы воссоединения с Россией, но мы понимаем, что там есть и другая группа населения, которая хотела бы оставаться в составе Украины, но на достойных основаниях.

— Остаться в составе Украины?

— В этом — идея Минских соглашений, согласно которой Донецк и Луганск могут и должны оставаться частью Украины, если их культурное, историческое и политическое своеобразие будет учтено. Отсюда проистекает идеология Минска-2, согласно которой вначале должны быть созданы гарантии их возвращения и только затем состояться само возвращение. При этом сама Украина не хочет никакого Донецка и Луганска с особым статусом. Киев хотел бы репрессий, зачистки этих территорий, он хотел бы делать там все, что вздумается. Но мы знаем, как он это делает, на примере других регионов, гонений в Харькове, Одессе.

Поэтому мы не можем идти на поводу у тех западных критиков, которые требуют от нас, в нарушение Минских договоренностей, сначала вручить нынешнему украинскому режиму ключи от российско-украинской границы — к той ее части, которая примыкает к ДНР и ЛНР, — и таким образом вбить клин между нами и этими республиками, создав там условия для репрессий, которые неминуемо развернутся. Мы требуем скрупулезного выполнения Минских соглашений, которые Украина нарушает, и ей в этом вопросе ассистирует Запад, в том числе и посредники Минского процесса — Германия и Франция.

Все разговоры о наших нарушениях Минска-2 — это предлог, чтобы продлить в отношении нас санкции. Я прекрасно понимаю, что Европа здесь не самостоятельна, она идет на поводу у США, которые диктуют Брюсселю его нынешнюю политику.

Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

— Согласны ли вы с высказыванием Николая Азарова о том, что нашим официальным лицам не стоит взаимодействовать с руководством Украины, зависимым от внешнего управления, и надо напрямую решать все вопросы с его заокеанскими хозяевами?

— Николай Янович — опытный политик. Его высказывание было скорее эмоционально-публицистическим, он понимает, что мы вынуждены иметь с ними дело, как с властями соседней страны. Но я и раньше, и сейчас считаю режим на Украине не юридическим, а фактическим. Да, де-факто во главе Украины сегодня стоят Порошенко, Гройсман, Парубий и так далее. Но мы не можем отказаться от контактов с ними, от контактов с Украиной, потому что нам каждый день приходится вступать с ними в договоренности, искать решения.

— Может быть, эти контакты не приводят к нужному результату?

— Почему не приводят, если благодаря им двое россиян вернулись на Родину? И я удивлен реакцией некоторой части нашей общественности, которая бесконечно сокрушается по поводу выдачи Савченко на Украину и при этом игнорирует тот факт, что два россиянина — бывших или нынешних военных — вернулись домой. Это для меня важнее. Я считаю, что надо выручать своих пленных. И мы это сделали.

Если снова война, Россия поможет

Нынешняя украинская элита не управляет страной, Украина находится под внешним управлением, и по глобальным вопросам имеет смысл напрямую взаимодействовать с ее хозяевами, считает заместитель директора Центра украинистики и беларусистики МГУ Богдан Безпалько.

«Если нам разделить сферы влияния с американцами или заставить их уйти из Украины, тогда решения Порошенко уже не будут иметь какого-то руководящего значения, — полагает Безпалько. — Формально мы все равно будем с ними взаимодействовать — и с Порошенко, и с Гройсманом, и с остальными, — но эти договоренности будут следствием разграничения сфер влияния. Иногда это происходит, когда стороны конфликта понимают невозможность полной победы друг над другом либо бесперспективность дальнейшей борьбы».

Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

Корреспондент ФАН обратилась к эксперту с парой коротких вопросов:

— Все ли возможности России повлиять на урегулирование конфликта на Украине исчерпаны? Следует ли ожидать нового обострения ситуации в Донбассе?

— Минские соглашения саботируются Украиной в духе «Донецку и Луганску вести огонь нельзя, а нам можно». Поэтому, по мнению Украины, Россия должна принудить республики к отказу от ответа тяжелой военной техникой. Насколько долго будет сохраняться статус-кво, сказать трудно. Недавно была уничтожена украинская батарея самоходных артиллерийских установок, обстреливавшая Донецк, что свидетельствует о том, что терпение у жителей Донбасса заканчивается. Сегодня отмечаются тревожные тенденции: заявления Гройсмана и Порошенко звучат все воинственнее, но, поскольку они находятся под внешним управлением, решение будут принимать не они. Но даже если решение о возобновлении боевых действий будет принято, то я думаю, что украинские войска либо потерпят поражение, либо получат большие затруднения. Россия, со своей стороны, применит ряд инструментов по отношению к Украине, чтобы нивелировать эту военную агрессию, — это будут экономические, энергетические инструменты, вплоть до военных.

В преддверии новых конфликтов

К своему 20-летию Институт, занимающийся проблематикой СНГ, пришел с фактическим выбытием Украины из состава Содружества и оголения, если не считать ДНР и ЛНР, западных рубежей России на стыке с восточной частью НАТО. Напряженная обстановка сохраняется в Закавказье и Средней Азии. О том, как в этих условиях нам защищать собственные рубежи, корреспонденту ФАН рассказал заведующий отделом проблем евразийских исследований и развития ШОС Владимир Евсеев.

— Насколько эффективно удается противостоять внешним угрозам и угрозам «цветных революций» тем участникам СНГ, которых объединяет Договор о коллективной безопасности, особенно в свете недавнего обострения Карабахского конфликта?

— По Нагорному Карабаху мы в рамках ОДКБ работать не можем, потому что есть разное понимание того, как решать этот вопрос. У Азербайджана, который не является членом ОДКБ, есть поддержка со стороны Казахстана, и есть Армения, которая член ОДКБ. Проблема Нагорного Карабаха решается в рамках минской группы ОБСЕ. ОДКБ предназначена для противостояния внешним угрозам — и это не обязательно вторжение вражеской армии, это может быть контрабанда оружия, наркотиков, нелегальная миграция. На эти случаи действуют специальные программы. Однако ОДКБ, к сожалению, не хватает единства. Не понятно, как можно объединить Среднюю Азию и Белоруссию — с учетом того что в последней действует запрет на отправку военнослужащих вне национальных границ.

Мягкая сила России: Институт стран СНГ празднует юбилей

— А как быть с внутренними угрозами?

— Если внешние угрозы ОДКБ как-то может парировать, то с внутренними бороться не может, здесь в основном должно быть взаимодействие на двусторонней основе. В рамках ОДКБ есть государства, с которыми у России более тесные отношения и от которых зависит безопасность нашей страны. Таким является, например, Казахстан: в случае дестабилизации Казахстана Россия пойдет на многое, иначе это откроет границу с РФ.

Об Институте стран СНГ

У истоков создания автономной некоммерческой организации «Институт стран СНГ» стояли МГУ, МГИМО, институты Российской Академии наук. Область исследований Института — социально-политические и экономические процессы на постсоветском пространстве и проблемы российских соотечественников за рубежом. Сегодня основными пользователями докладов Института являются обе палаты российского парламента, МИД, Совет Безопасности РФ, Администрация президента, Министерство культуры, Минэкономразвития, крупные бизнес-структуры, интересующиеся постсоветским пространством. В составе Института работают 53 сотрудника.

Читайте также: Затулин: Крыму нужен еще один щит, помимо ядерного

По случаю юбилея в адрес Института стран СНГ поступило множество поздравлений и наград из различных государственных ведомств. Особенно торжественно заслуги руководства Института были отмечены министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Екатерина Чалова
Новости партнеров
mediametrics