Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Как бабушки на лавочках влияют на рост числа террористов в мире

Как бабушки на лавочках влияют на рост числа террористов в мире

10:48  2 Июня 2016
700

Эксперты: постмодернизм открыл дорогу терроризму

Что заставляет успешного и благополучного человека собрать вещи и отправиться в отряды ИГ*? Есть распространенное мнение, что главные жертвы боевиков — это бедствующие мигранты, уставшие от вечной нужды. На самом деле, вербовщики привлекают в свои ряды множество вполне преуспевающих людей. Вспомним 19-летнюю студентку-отличницу из МГУ Варвару Караулову, сбежавшую от любящих родителей искать счастья в кишлаках боевиков запрещенной в РФ организации. Любого человека в любом конце земли роднит одно — слабости, комплексы, обиды и большая жажда любви и отношений. Этим и пользуются террористы и профессиональные пускатели пыли в глаза. Об этом на конференции «Экстремизм — угроза обществу» в ИТМО говорили члены национальных диаспор, ученые из университетов и психологи. Послушать о вербовщиках пришли иностранные студенты многих вузов Петербурга. Корреспондент Федерального агентства новостей тоже выслушал мнения экспертов.

Кризис идей

Радикальная идеология захватывает все больше молодых умов не по причине привлекательности религии, а потому что по Сети гуляет огромное количество видео и постов, где боевики представлены как герои и заступники слабых. Ну как же не помочь этим отважным мужественным бородачам в их «святой борьбе»? Так полагает Максим Стадников, кандидат психологических наук, член рабочей группы по гармонизации межэтнических отношений при правительстве Петербурга.

«То же самое касается одиноких девушек. Они все чаще уходят с головой в радикальные течения только потому, что находят там партнера. Но нахождение в экстремистских организациях никак не компенсирует проблемы, которые окружают жертву в жизни», — заявил психолог.

Максим Стадников обозначил еще одну, не столь очевидную проблему. По его мнению, современное общество переживает явный кризис идей. Эксперт отмечает проблему свойственную постмодернистской реальности, когда философское понимание мира начинает превалировать над телесными потребностями, когда люди смотрят на мир, пренебрегая общепринятыми ценностями, и ставят их под сомнение. На спрос поступает и предложение — гнилое, но упакованное в очень «духовную» обертку. Так, на постмодернистской почве скептического отношения к жизни вырастает монстр.

«Мы наблюдаем размытость ценностей: добра и зла, своих и чужих. Сегодня молодой человек находится в определенном вакууме. Мои исследования показывают, что у завербованных людей отсутствовало чувство «я». Они не понимали, что есть хорошо, а что есть плохо», — говорит эксперт.

На удочку радикалов могут попасться вполне искренние ищущие люди. Не найдя ответов или поддержки в традиционном обществе, они обнаруживают их в разнообразных группировках, где всё предельно ясно объясняют о мире, жизни, боге и судьбе.

«Один мой знакомый, который долгое время находился в деструктивной организации, рассказывал, что он пришел в обычную христианскую церковь, но не нашел там объяснений мучивших его вопросов: что такое хорошо, что такое бог, что такое дьявол. Он сказал, что не понял ровным счетом ничего из Библии. Потом отравился в псевдохристианскую организацию, и там ему всё разложили по полочкам», — пояснил психолог.

Эти проблемы накладываются и на так называемый стресс аккультурации в случае, когда под плохое влияние попадает мигрант. Молодой человек приезжает в другую страну и полностью теряет уверенность в себе — это тоже становится толчком к обособлению и стремлению почувствовать себя на коне, взять реванш и доказать всем свою крутость.

Эксперты: постмодернизм открыл дорогу терроризму

Ты здесь чужой

Приезжие из восточных арабских стран, безусловно, составляют весьма значительную часть боевиков. Помимо очевидных причин их вербовки есть и не очевидные. Об этом рассказал председатель сирийской общины в Санкт-Петербурге .

«Я сам был студентом и помню, какой культурный шок испытал, впервые приехав в Россию из Сирии. А те, кто приезжает из теплых стран, где солнце светит круглый год, испытывают еще и климатический шок. Во времена СССР общежитие было местом, где иностранные и местные студенты могли познакомиться и узнать об обычаях друг друга. Система адаптации, которая существовала в Советском Союзе, имела много плюсов. Но сейчас люди замкнулись в своих диаспорах, социальных сетях. Сейчас мы никого не можем заставить поехать даже в детский лагерь», — говорит Ал-Джунди.

Глава сирийской общины в Петербурге затронул тему проволочек, связанных с регистрацией иностранных студентов. Если студент забыл продлить регистрацию, ему грозит отчисление, и тогда он оказывается в очень сложном положении: зачастую ему некуда обратиться за помощью, кроме своих землячеств. Но активные землячества есть не везде.

Бывает, что студент, окончив вуз, не знает, куда ему идти дальше. Оставаться в России сложно из-за необходимости получения гражданства, а в родной стране либо нет перспектив, либо идет война. Таким образом, он становится легкой добычей для вербовщиков. 

«Нужно создать инициативную группу, которая объясняла бы студентам законы страны, в которую они приехали. Очень важно, чтобы через диаспоры можно было обратиться к представителям традиционных религий. Но без помощи администрации города это будет сделать сложно. Мы в свою очередь готовы поделиться своими знаниями со всеми студентами всех национальностей, если кто-то предложит им поехать на джихад в Сирию», — подытожил Ал-Джунди.

Эксперты: постмодернизм открыл дорогу терроризму

Терроризм боится добрососедства

Доцент кафедры социологии и религиоведения университета им. Герцена Алексей Гайдуков заметил, что общество разделяет и элементарное невежество в вопросах культуры и религии.

«Какой-то молодой человек в детстве был крещен и теперь полагает, что он обязан бороться за свою религию, не зная ее основ. Кто-то осознанно или не очень принял ислам и считает своим долгом доказывать правоту на кулаках», — рассуждает эксперт.

Еще одной важной проблемой Алексей Гайдуков назвал отсутствие социального регулирования. По его мнению, люди настолько разобщены, что не могут никак друг на друга влиять.

«Где эти бабушки, которые раньше сидели на лавочках во дворах и ругали тебя за то, что ты бросал мусор мимо урны? Они все сидят по квартирам и смотрят сериалы», — сокрушается эксперт.

Эксперты: постмодернизм открыл дорогу терроризму

При чем здесь ислам?

На конференции присутствовал лидер Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, глава Соборной мечети Северной столицы Равиль Панчеев. Он рассказал корреспонденту Федерального агентства новостей, что террористы не имеют никакого отношения к исламу, а священное писание мусульман Коран гарантирует боевикам вечный ад.

«Джихад в переводе с арабского означает «усердие». Это борьба в первую очередь со своими пороками и вредными привычками, и это называют большой джихад. А малый джихад — это участие в боевых действиях, но только в качестве обороняющиеся стороны, а не нападающей.

Примером тому может быть Великая Отечественная война и наш народ, вынужденный защищать свою страну и обычаи. Всевышний в Коране говорит, что убийство одного человека равносильно убийству всего человечества, и спасение одного человека приравнивается к спасению всего мира. Как можно покушаться на творение бога? Никто не давал такого права, это прерогатива всевышнего. Террористам в любом случае уготован ад», — пояснил Равиль Панчеев.

Эксперты: постмодернизм открыл дорогу терроризму

Свое слово сказал и Буда Бадмаев, настоятель буддистского храма «Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге. И хотя мир еще не знал ни одного буддиста-террориста, настоятель уверен, что любой человек должен понять природу своего я, чтобы не сойти с правильного пути в жизни.

Читайте также: Террористы ИГ подстрелили американского спецназовца на севере Сирии

«Человеческое эго очень размыто и условно. Глубоко духовный человек должен понимать, что человеческое «я» распространяется на множество вещей: семью, дом, город, страну. Таким образом и раскрывается его духовная суть, которая дает ему возможность осознать себя как личность. Что касается терроризма, то тут все происходит наоборот. Люди это «я» превозносят и говорят своей жертве, что он самый великий человек на свете. А когда происходит собрание из этих «великих я», человек вдруг понимает, что совершенно обезличен и является только винтиком в огромной машине», — уверен Буда Бадмаев.

* Организация запрещена на территории РФ.

Диана Колобаева
Закрыть