Лента новостей
Поиск
loop
Технологии
Маск рвется к Марсу: аргументированный ответ Дмитрию Конаныхину

Маск рвется к Марсу: аргументированный ответ Дмитрию Конаныхину

15:27  1 Июня 2016
8692

Маск рвется к Марсу: аргументированный ответ Дмитрию Конаныхину

На днях Федеральное агентство новостей опубликовало интервью с российским писателем Дмитрием Конаныхиным, автором нашумевшей фейсбук-заметки «Макаронный монстр Илона Маска», в которой он критически отозвался о достижениях и способностях канадско-американского инженера и миллиардера.

Одновременно ФАН обратилось с просьбой прокомментировать заметку Конаныхина к действующему сотруднику российской космической индустрии. У нашего нового собеседника за плечами солидный профессиональный опыт. Он работает в России и занят в нескольких международных космических проектах. В силу специфики своей деятельности он избегает публичности, так что в нашем интервью мы будем называть его просто — Артем.

Программист и фантазер

— Артем, я приношу извинения, что вовлекаю вас в заочную полемику. Но поскольку мы не имеем возможности устроить ваш очный диспут с Дмитрием Конаныхиным, а тема Маска и SpaceX крайне интересует наших читателей, то прокомментируйте, пожалуйста, текст Дмитрия в формате интервью.

— Не сочтите это рекламой, но для начала всем интересующимся темой Маска я посоветовал бы прочитать книгу Эшли Вэнса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее». После этого многие претензии к Маску отпадут сами собой… Книга Вэнса переведена на русский язык — ознакомиться с ней в России для любого желающего не проблема.

— Понятно. Но давайте сконцентрируемся на тексте Конаныхина.

Читайте также: Гений или фейк: Дмитрий Конаныхин о «макаронном монстре» Илона Маска

— Хорошо. Дмитрий пишет, что русские инженеры смеются над жуликом Маском, который якобы «по плечо запустил руку в американский бюджет». Это явный перебор. Напомню — в 12 лет «жулик» продал свой первый продукт за 500 долларов. Дальше этот «жулик» переехал в Канаду, потом в Америку, где основал с братом компанию Zip2, занимавшуюся программным обеспечением для новостных компаний. Zip2 Маск продал уже по достойной цене в 307 миллионов долларов, из которых сам Илон получил 22 миллиона. Причем, Маск в Zip2 сам писал программы. То есть он программист выше среднего уровня и сам занимается управлением компании. Мало того, он еще и хороший организатор, руководитель, бизнесмен. Далее Илон создал одну из самых успешных на сегодняшний день платежных систем PayPal, после продажи которой он получил уже 165 миллионов долларов. Где в этой истории использование Маском в своих целях американского бюджета? Правильный ответ: нигде.

— Что случилось дальше?

— Дальше Маск продолжает учиться в США, изучает инженерные дисциплины. Даже пытается написать кандидатскую, но бросает… Так кто такой Маск? Это фигура, которую можно сравнить разве только… с Сергеем Павловичем Королевым. Это отличный организатор, инженер-комплексник значительно выше среднего уровня, плюс программист и безумный фантазер. Если сюда добавить бешеную работоспособность и целеустремленность, то… Только слезы утирай, но не от смеха.

Маск рвется к Марсу: аргументированный ответ Дмитрию Конаныхину

Это не МММ

— Процитирую Дмитрия: «Ракетостроение, как отрасль машиностроения, вбирает себя знания и технологии металлообработки, материаловедения, приборостроения, математического моделирования, дефектоскопии и прочее. Каждый «писк» в этой индустрии защищен патентами, зачастую зонтичными. Все детали, узлы и изделия многократно испытываются на сверхдорогостоящих стендах, со своими требованиями, ограничениями, допусками и посадками, эти знания накапливаются годами и десятилетиями. Весь этот комплекс стоит даже не сотни миллиардов, но триллионы долларов, государственные триллионы, триллионы из кармана американского народа». Что скажете об этом?

— Ракетостроение действительно вобрало в себя все инженерные отрасли. Начнем с допусков и посадок. Этому учат в институте. Любой мало-мальски грамотный инженер-механик умеет рассчитывать эти самые посадки, а поля допусков давно стандартизированы и никакого секрета не представляют. Все детали действительно испытываются. Вот только со «сверхдорогостоящими стендами» Дмитрий не прав. Совсем не обязательно самому иметь испытательный стенд. Можно просто арендовать его у тех, кто им уже владеет, заплатив «почасовуху», — именно так обычно все в Штатах и делают.

— Маск поступил так же?

— Первое, что Маск сделал, это за бросовую цену купил в Техасе старый тестовый стенд для испытания двигателей. На свои средства купил — НАСА с государством там и рядом не стояли. Так вот, на сегодня это один из самых продвинутых испытательных стендов. Маск вложился в него на всю катушку, но результат того стоил. Теперь о высказываниях Дмитрия по теме патентов. Я с трактовкой Конаныхина не соглашусь. Технологии давно отработаны, известны и не защищены патентами, если это только не новые технологии. А уж как сварить баки, корпус, создать турбонасосный агрегат или сам двигатель, известно любому работающему по тематике. Маск, кстати, использует для создания корпусов «сварку трением». Технология старая, а вот применение новое.

— Насколько помню, у Дмитрия есть тезис о том, что весь проект Маска создан для выкачивания средств из американского бюджета в обход «триллионного» и предельно подотчетного государству Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, то есть НАСА. Это так?

— НАСА на сегодня считает все до копеечки, бюджет обрезан, и о каком-то «триллионном» НАСА и речи быть не может. НАСА, кстати, ракеты и корабли никогда не проектировало и не строило. Этим всегда занимались контракторы типа Boeing и Lockheed Martin.

— Всегда так было?

— Ну, пожалуй, только кроме первых лет существования, когда проектированием занимался сам Вернер фон Браун. Он проектировал, а вот собственного производства у НАСА и тогда не было, и сейчас его нет. Все «железо» для НАСА производилось и производится на стороне.

— Иными словами, НАСА вовсе не столь богатая организация, как о ней принято думать в России?

— Именно так. Вот Boeing и Lockheed Martin — те да, крайне дорогущие компании. Почему Илон Маск так интересен руководству американской космической отрасли? Потому что он сейчас делает то, что ранее делали традиционные подрядчики НАСА, за половину, а то и за треть цены. Каков результат такой его работы? Например, это SpaceX CRS-9 — уже девятый «грузовик» снабжения. Этим летом полетит к МКС. Заметьте, это не финансовая пирамида МММ Мавроди и не пресловутые «фильтры Петрика». Это вполне себе существующий носитель и, собственно, корабль, который сегодня на орбиту выводит на тонну больше груза, чем наши «Прогрессы». Мало того, он еще и спускает с орбиты 2.5 тонны, чего сегодня никто больше сделать не может.

Маск рвется к Марсу: аргументированный ответ Дмитрию Конаныхину

Не лунный Merlin

— Дмитрий пишет, что НАСА предложено покупать услуги SpaceX Маска, которая не обязана отчитываться о структуре финансовых потоков, акционерах и прочем…

— Это SpaceX-то не обязана отчитываться? Еще как обязана! Поэтому Маск за запуск для НАСА и берет процентов на 50% больше, чем за запуски для частных компаний.

— Почему?

— Потому что куча денег уходит на бумажную «опупею».

— А двигатель Merlin, разработанный SpaceX для первой ступени Falcon 1 и обеих ступеней Falcon 9/Falcon Heavy, действительно ведет свою родословную от, процитирую Конаныхина, «старого движка американского лунного посадочного модуля»?

— От этого «движка» в Merlin — только форсунка. Все остальное сделано инженерами SpaceX. Чтобы был понятен объем проделанной ими работы, вспомним, что тяга двигателя лунного посадочного модуля составляла всего 4 тонны, а у Merlin этот показатель — целых 66 тонн. Я уж не говорю, что лунный «движок» работал на аэрозине, а Merlin — это кислородно-керосиновый двигатель. Помню, что далее в своем тексте Дмитрий «пинает» Маска за то, что, мол, Merlin маломощный и таких двигателей для старта Falcon 9 нужно аж девять… Все, как известно, познается в сравнении. У нашего «Союза» двигателей целых 20 — они объединены в пачки по 4 с одним турбонасосным агрегатом на сборку. При этом «Союз» — это трехступенчатый носитель, а Falcon 9 — двухступенчатый. При этом носитель Маска Falcon 9 выводит на околоземную орбиту до 13 тонн, а наш «Союз» — 7,5 тонн. При этом запуск Falcon 9 обходится в сумму порядка 62 миллионов долларов, а запуск «Союза» — около 120 миллионов. Я еще много всяких «при этом» могу перечислить.

Читайте также: Она полетела! Колонка Андрея Союстова о старте с Восточного

— Насколько я понимаю, Маск тратит на запуск своей «девятки» чрезвычайно много топлива. Особенно с учетом необходимости посадки первой ступени Falcon 9. Не вылетит ли Маск из-за этого в трубу со своей программой?

— Тут уж ничего не поделаешь. Маск захотел свои первые ступени сажать и надеется, что на повторном использовании он отобьет стоимость топлива. Сейчас еще рано говорить, получится это у Маска или нет. При этом успешно приземлившиеся ступени у Маска уже есть.

— Дмитрий в своем «Макаронном монстре» пишет, что Маск позаимствовал технологию мягкой посадки на планету из идеи все того же лунного посадочного модуля.

— Я так не думаю. Все же, гравитация у Луны и у Земли различается в разы. Добавим к этому разницу в посадке длиннющей первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 и малюсенького лунного посадочного модуля.

— Как на счет, по-моему, наиболее убойного довода Дмитрия против рентабельности проекта с многоразовой первой ступенью? Я про предполагаемую сверхзатратную послепосадочную дефектовку этой самой первой ступени. Дефектовку, как написал Дмитрий, «сотен тысяч деталей, узлов и механизмов», без которой новое использование первой ступени просто немыслимо?

— Я вас разочарую. В первой ступени Falcon 9 нет «сотен тысяч деталей, узлов и механизмов».

Маск рвется к Марсу: аргументированный ответ Дмитрию Конаныхину

Зачем он бьется с первой ступенью

— Похоже, есть еще что-то, что вы хотели бы рассказать о Маске?

— Пожалуй, да. Маска можно боготворить, можно ненавидеть, можно не понимать. Но одно точно — человек он неординарный. Да, ругают его «Теслу». На здоровье. Но Маск пока единственный и первый в современном мире, кто сделал с нуля авто, не имеющее аналогов. И, заметьте, не одну машину, а ухитрился пустить ее в серию, создав завод. Что-то получилось удачно, что-то совсем неудачно, но ОНО ездит. Я знаю нескольких владельцев этого авто — они просто влюблены в машину. «Засунул руку в карман американского правительства»? А ничего, что до того, как туда эту руку засунуть, он на свои деньги построил и запустил опытный экземпляр ракеты? На свои деньги создал завод по производству ракет? И только потом с готовым продуктом пришел к правительству США в лице НАСА? Королев, меж прочим, все делал на государственные деньги. Да, Королев был гением, но деньги для расцвета своего гения он брал у государства, а не зарабатывал их сам. Маск сегодня на свои, опять же, деньги строит первый частный космодром. Не виллу в Италии и не шато во Франции, а космодром.

— Согласен, это впечатляет.

— Перескажу вам историю, которую услышал от одного из инженеров SpaceX. Это Инженер с большой буквы. Человек, который действительно разбирается в профессии. Маск взял его в компанию в первый же месяц создания SpaceX. Так вот, как-то Маску для ракеты потребовалась одна ммм... штука. Эту штуку давно и успешно выпускает Lockheed Martin. Из SpaceX позвонили на Lockheed Martin и спросили, согласны ли они поставлять эту штуку «частной космической компании». Lockheed согласился, но запросил 120.000 долларов за одно изделие плюс оплата доставки. Маск позвал своего зама и сказал, что Lockheed обнаглел вконец и необходимо самим разработать нужную вещь. Причем так, чтобы она стоила не больше 5000 долларов. Сказано — сделано. Через некоторое время зам представил Маску чертежи и технологию производства. Правда, цена получилась 5200 долларов. Маск страшно разозлился и объявил, что «лишних» 200 долларов у компании нет. Зам был послан на… доработку изделия и технологии его производства.

— И чем же все кончилось?

— Тем, что сейчас SpaceX выпускает эту штуку за 3900 долларов.

— Хорошая история…

— И вот теперь о посадкe первой ступени. Все считают это блажью и неоправданными затратами. Я тоже так считаю… для Земли. Но цель Маска — Марс! У него идея фикс самому туда слетать, затем вернуться, а в 70 лет улететь и умереть на Марсе. Илон там собирается строить колонии, пригодные для постоянной жизни. А для этого нужны тяжелые ракеты с возможностью посадки на неподготовленные площадки — эдакие космические «вертолеты». Я так думаю, что с посадкой первой ступени Илон отрабатывает именно эти технологии. Но если он об этом объявит открыто, то его заплюют, а инвесторы не дадут денег. А так, под прикрытием запусков Falcon, он свою линию гнет.

И кто знает: быть может, Маск в конце концов добьется того, что многоразовые ступени начнут экономить ему деньги. Кто знает?..

Андрей Союстов
Новости партнеров
mediametrics