Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

Лента новостей
Поиск
loop
Весь мир
Новый естественный отбор: Евросоюзу выгодно, чтобы беженцы тонули тысячами

Новый естественный отбор: Евросоюзу выгодно, чтобы беженцы тонули тысячами

19:24  30 Мая 2016
493

Тысячи погибших в Средиземном море. Замкнутый круг европейской политики / Новый Естественный отбор: Евросоюзу выгоднее, чтобы мигранты тонули тысячами

Лодка с более чем 500 пассажирами опрокинулась 25 мая в Средиземном море — погибли 7 человек. На следующий день трагедия едва не повторилась, хотя жертв удалось избежать — в 50 км от ливийского побережья перевернулась другая лодка, но все 30 человек удалось спасти.

Такой исход в Средиземноморье считается благополучным — только в апреле этого года, по подтвержденным данным, количество утонувших при попытке сбежать в Европу составило 631 человек.

После каждого нового кораблекрушения, уносящего сотни жизней, Еврокомиссия выражает дежурные сожаления, замечая, что и «одна смерть — это уже слишком много». Политики говорят о том, что спасение жизней и предотвращение человеческих трагедий остается «одним из основных приоритетов» в управлении кризисом с беженцами. Но слова остаются словами, а лодки продолжают переворачиваться, и снова тонут люди.

По данным Международной организации по миграции (МОМ), за все время кризиса более 8000 человек погибли на пути к европейской мечте. 14 апреля 2015 в результате крушения судна с мигрантами, направлявшегося из Ливии в Италию, погибли 400 человек. 18 апреля 2015 в Средиземном море затонуло судно с еще 800 человек.

В 2014 количество погибших мигрантов достигло 3280 человек, в 2015 — 3770 в 2016 — 1497 человек.

При этом стоит учитывать, что данные о количестве погибших собираются только по официальным источникам, полного учета не существует. По данным организации «Врачи без границ», только за прошлую неделю в результате кораблекрушений в Средиземном море могли погибнуть более 900 человек, поэтому точное количество жертв кораблекрушений в Средиземном море подсчитать невозможно. Местные власти оказались не готовы справиться с происходящим, не было системы даже точного учета количества мертвых тел, выброшенных на берег. Чиновники не могут точно указать, в скольких безымянных могилах похоронены утонувшие люди на кладбище в Стамбуле. Много кораблекрушений происходило в Южной части Средиземного моря. Количество людей, утонувших и выброшенных на берега Ливии, настолько велико, что вообще не поддается учету. Беженцы рассказывали о случаях, когда они плыли пятью лодками, а до берега доплывали только три.

Европа не смогла противопоставить разворачивающейся трагедии совместные усилия стран, более того — такая цель даже не заявлялась.

Например, Италия осуществляла с октября 2013 года проект Mare Nostrum, благодаря которому в Средиземном море было спасено более 150 000 человек. Однако поддержку этому проекту в Европе ей получить не удалось. В результате под эгидой Frontex (Европейское пограничное агентство) был запущен проект «Тритон», целью которого стало усиление пограничного патрулирования границ ЕС и борьба с перевозчиками. Задача Frontex кратко формулировалась так: «разворачивать и портить». Это привело только к росту количества жертв.

Тысячи погибших в Средиземном море. Замкнутый круг европейской политики / Новый Естественный отбор: Евросоюзу выгоднее, чтобы мигранты тонули тысячами

Проект «Тритон» предполагал наблюдение пограничников за полосой моря в 30 морских миль вдоль побережья Италии, чем он кардинально отличался от проекта Mare Nostrum, зона ответственности которого практически достигала берегов Ливии. В дальнейшем европейские политики говорили: несмотря на благие цели, проект Mare Nostrum только увеличил уровень миграции по Средиземному морю из-за того, что мигранты якобы были убеждены, что в случае «непредвиденных» обстоятельств их спасут. Также говорилось о том, что итальянский проект явился причиной роста криминального бизнеса перевозчиков и проводников, за деньги обещающих мигрантам и беженцам оказаться в Европе.

Фактически Европейский союз закрывает глаза на катастрофу, разворачивающуюся в Средиземном море. Система управления миграционным кризисом со стороны европейских властей устроена так, что у беженцев и мигрантов практически не существует легальных путей, в итоге они вынуждены идти на смертельный риск. В некоторые дни количество лодок, отплывающих только от Ливии, доходило до двадцати, и далеко не все из них достигали заветных границ Европейского союза. Новый естественный отбор со стороны европейских властей?

Затем пришел черед операции «София», главной целью которой являлись контрабандисты, занимающиеся перевозкой мигрантов в ЕС. Вторичная цель операции, активное участие в которой также принимало НАТО, состояла в перехвате мигрантов в Средиземном море. Йенс Столтенберг в начале 2016 года говорил о сборе данных и наблюдении, в планах НАТО также было «остановить деятельность преступных сетей». В результате было принято решение передислоцировать вторую постоянную военно-морскую группировку НАТО от берегов Турции в Эгейское море.

Однако попытки бороться с перевозчиками не приносят какого-либо значимого эффекта. Может быть, европейским властям стоит попробовать скупать все лодки, минимально пригодные для перевозки людей по морю? Идея совсем не хуже сегодняшней практики «разворачивать и портить». А учитывая, сколько средств уходит на борьбу с контрабандистами, возможно, и дешевле. При этом логика полностью соответствует логике действий властей ЕС: не будет лодок — не будет и мигрантов, вместо сегодняшнего рецепта «развернем в море — не доплывут».

Читайте также: Цугцванг Эрдогана для Европы: либо мигранты, либо турки

Стоимость одного места в лодке у контрабандистов составляет от 500 до 2500 долларов США, а старую рыболовецкую лодку можно купить за 20–30 тыс. долларов, доход от разовой перевозки может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Попытки властей ЕС и НАТО разрушить один из самых прибыльных бизнесов в мире с помощью наблюдения и сбора информации успехом пока не увенчались.

О решении кризиса не идет и речи. Осуществляемые программы представляют собой не более чем попытки стабилизировать ситуацию на определенном уровне и не допустить еще большего разрастания кризиса. Это замкнутый круг — c десятками и сотнями жертв каждый день.

Михаил Семенов
Закрыть