Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Технологии
Компания BMW анонсировала выпуск мощнейшей версии седана M3 CS
Происшествия
Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    13:07  27 Мая 2016
    69

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    Почти каждый день отделение по делам несовершеннолетних на станции Москва-Ярославская проводит рейды по выявлению зацеперов и других несовершеннолетних нарушителей порядка на железной дороге. В поле зрения инспекторов — не только юные любители «верховой езды» на электричках, но и гуляющие по путям, и безбилетники. Помогают полиции сотрудники ЧОПа, охраняющего порядок на объектах РЖД. Они же, к слову, отпугивают нарушителей своей формой, которую видно издали.

    Зацеперы хорошо организованы, признают инспекторы: как только замечают признаки облавы, сразу сигнализируют по соцсетям своим товарищам, и те меняют маршруты движения.

    Одна из самых проблемных платформ ярославского направления — Лось: здесь много учебных заведений в непосредственной близости от железной дороги. Больше всего зацеперов наблюдается тут как раз по окончании занятий: ребята совмещают развлечение с дорогой домой.

    Едва сойдя с электрички на платформу Лось, боковым зрением улавливаю фигурку позади состава, метнувшуюся в сторону путей: кто-то устроился на выступающих частях кабины управления головного вагона в хвосте поезда.

    Подбегаем, когда уже состав трогается с места: так и есть, на кабине — двое щуплых пацанов в капюшонах. Лиц не видно, поэтому и возраст определить сложно. Снимать их отсюда уже поздно: могут свалиться на пути, рвануть под встречный поезд или просто удариться — в любом подобном случае полицейских по голове не погладят. Так и отъезжают они с нарастающей скоростью от нашего патруля в сторону области. Через несколько десятков метров состав скроется в тоннеле под мостом, унося в кромешный мрак на высокой скорости глупых маленьких зацеперов.

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    Огласка только вредит

    За такую езду верхом на поезде предусмотрена административная ответственность по статье 11.17 КоАП РФ, «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» и штраф 100 рублей. Взрослому зацеперу, для которого зацепинг, — экстремальное развлечение в свободное от работы время, такое наказание вообще «ни о чем». Количество взысканий в качество ответственности и наказания не переходит.

    Несовершеннолетнему зацеперу кроме отцовского (а чаще материнского) ремня ничего и не грозит, это родителей пойманного озорника инспекторы привлекают за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, выписывая штраф от 100 до 500 рублей. С 16 лет подросток уже сам отвечает за это безобразие.

    Инспекторы ПДН регулярно проводят профилактические беседы в школах и колледжах, даже показывают учащимся ролик с рассказами пострадавших зацеперов. Не понятно только, чего от этих мероприятий больше — пользы или вреда… Чужой негативный опыт дети воспринимают совсем не так, как взрослые, — в этом отдают себе отчет опытные специалисты.

    Интересуюсь у начальника отделения ПДН линейного управления МВД на станции Москва-Ярославская Елены Ивановой, насколько эффективна такая работа с юными нарушителями железнодорожного порядка.

    «Пока их становится только больше, — вздыхает майор Иванова. — Особенно после репортажей в СМИ. Травмы пострадавших от этой забавы не производят впечатление на подростков. Каждый думает, что гибнут и калечатся только дураки, а вот они-то умные, они знают, как надо». И отправляются испытывать собственные силы, «исправлять ошибки» неудачливых предшественников.

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    По словам Ивановой, в прошлом году на их участке был отмечен весьма высокий травматизм среди зацеперов — пострадали девять человек. Были среди них и сгоревшие от удара током. В этом году смертельных исходов пока не зафиксировано. В то же время контингент зацеперов молодеет: в этом году стало больше 11—13-летних. Девочек и мальчиков примерно поровну. На основе своего опыта Елена Васильевна пришла к выводу, что к подобным развлечениям тянутся подростки с определенными психическими отклонениями, вот только назначить им психиатрическую экспертизу полиция не может — не положено по закону.

    «Мы три года говорим об ужесточении ответственности за эти нарушения. Но Госдума поправки не принимает. На региональном уровне эти изменения делать нельзя, так как они войдут в противоречие с федеральным законом, — рассуждает майор. — Проблему нужно решать комплексно: менять внешнюю конструкцию вагонов, чтобы неудобно было цепляться, обеспечить подростковую занятость в свободное время. В конце концов, работать с родителями…»

    Многие зацеперы объединены в группы, поддерживают связь через социальные сети, прежде всего Вконтакте. Но есть и те, кто не имеет дома компьютера и постоянного доступа в Сеть — это дети из бедных семей, в подавляющем большинстве неполных.

    Инспекторы назвали мне такие сообщества и тех, кто стоит у их создания, но приводить их названия здесь не буду, дабы не делать рекламу. А рекламой для юных искателей приключений может стать любая информация, даже та, которая призвана отпугнуть.

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    Нет у них методов…

    Мы переходим на противоположную платформу — отсюда зацеперы часто едут в сторону платформы Лосиноостровской. Нас заметили: майора Иванову и сотрудников ЧОПа выдала форма. Несколько подростков, вынужденных изменить свое намерение прицепиться к электричке на нашей платформе, поднялись на пешеходный мост и оттуда, хихикая, поприветствовали наш патруль: старые знакомые полицейским ПДН здесь попадаются часто. Особенно в авторитете у юных железнодорожных проказников — импозантный инспектор Алик Бабаян. Он не злой, но принципиальный, поэтому ребята его не боятся, но уважают, идут с ним на контакт.

    «Вот если бы штраф до 5000 поднять и трое суток ареста для взрослых за это, тогда бы помогло, — считает Бабаян. — А еще за вовлечение наказывать надо».

    Пока же получается, что такие рейды — бесполезный труд: все равно что воду решетом носить. Самое большее, что может такой рейд, — спугнуть, нарушить планы зацеперов на конкретной платформе.

    Пока ждем прибытия зацеперов, прямо возле нас в дырку ограждения лезет безбилетник — среднего возраста мужичок с котомками. Наш патруль взрослыми нарушителями не занимается, но без внимания их не оставляет: с любым мелким нарушителем инспекторы легко и быстро входят в контакт — чувствуется немалый опыт. Безбилетник оказался приезжим из Астрахани. Он пожаловался, что в Москве совсем обнищал, не на что до храма доехать, где он, по-видимому, работает и живет. Ему разрешили залезть на платформу и помогли купить билет.

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    Тем временем зацеперы укатили с противоположной платформы, в область. А к нам, медленно и печально перешагивая через рельсы, идут двое подростков — мальчик и девушка. Им помогли подняться на платформу, после чего объявили о совершенном ими правонарушении — переходе через железнодорожные пути в неположенном месте (ст. 11.1 КоАП). Парень, 14-летний Дима (имена детей изменены), отнесся к «попадалову» спокойно, в отличие от 16-летней Оксаны. Она очень расстроилась, тем более что принципиальный инспектор ни в какую не желал проявлять снисхождение к юной стройной блондинке с длинными волосами.

    Все вместе садимся в электричку и едем на Ярославский вокзал.

    Первым делом полицейские настаивают на звонке родителям. Дима наотрез отказывается звонить маме, но дает ее номер инспектору Бабаяну. Тот объяснил родительнице, что мальчик перешел железнодорожные пути в неположенном месте и теперь ей нужно приехать за ним в линейное управление. Если этого не сделать, то через три часа детей по правилам отведут в больницу со специализированным отделением.

    Интересуюсь: как отреагировала мама?

    «Заявила, что будет жаловаться, — усмехается Алик Аршавирович. — Про сына ни единого вопроса — сразу ругаться. Говорит, что ерундой занимаемся».

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    Оксана, по настоянию майора Ивановой, позвонила домой. Но сделала это явно неохотно, и теперь в расстроенных чувствах сидит у окна вагона. Рядом — Елена Васильевна, у них доверительная беседа, поэтому я со своими вопросами не лезу. Спрашиваю Диму: «А чего ты через пути полез?»

    «Так короче», — отвечает.

    «А как к этому мама относится? Запрещает?»

    «Мама не знает», — отрезал парень.

    Чаще всего проблема именно в этом — все выясняется, только когда происходит беда и исправить уже ничего нельзя. Но Дима и Оксана сегодня не попали под поезд, умчавшиеся от нас в темноту тоннеля зацеперы не сорвались на рельсы и не попали под напряжение. Сегодня все обошлось. Пока. И недовольная мама Димы, не услышав от инспектора Бабаяна страшных слов, просто обругала его в ответ.

    По официальным данным

    По информации начальника подразделения по делам несовершеннолетних управления на транспорте МВД России по ЦФО подполковника полиции Елены Коренковой, с января по апрель этого года в Центральном федеральном округе зафиксировано 444 факта травмирования на путях, из них — 264 несовместимых с жизнью. Среди пострадавших — 25 детей, 12 из которых погибли. И это только за четыре месяца. Причиной травматизма, как правило, является переход через железнодорожные пути в неположенном месте.

    В этом году в Москве получили травмы 13 зацеперов, из которых пятеро взрослых (18—19 лет) и восемь детей. Травмы: потеря конечностей, сотрясение мозга.

    Читайте также: Кто ответит за школьный скандал в Златоусте: учитель или реформа образования

    По данным комиссии по безопасности Общественной палаты РФ, в Москве к зацепингу имеют отношение порядка 5—8 тысяч человек. По мнению председателя комиссии Антона Цветкова, ведение статистики гибели зацеперов осложняется нехарактерными для зацепинга травмами (если только погибший не обуглен от удара током), в результате чего они часто попадают в списки неправильно переходивших пути.

    «Зацепингом часто занимаются, чтобы прославиться в интернете, — считает Цветков. — За популярными в таких группах мальчиками увязываются девочки, которые лезут с ними на вагон. Формируются целые группы таких последователей, иногда по несколько десятков человек облепляют вагоны».

    Поездка ценою в жизнь: как лечить зацеперов

    Цветков не склонен к конспирологии, но подозревает, что движение зацеперов курируется какими-то влиятельными силами.

    «У нас есть основания полагать, что, по крайней мере, две группы неформалов — зацеперы и графитчики-вандалы — искусственно расширяются: все, кто пытается вести разъяснительную работу с зацеперами в Сети, начинают методично прорабатываться всевозможными ботами, выявляются места их проживания, к ним начинают поступать угрозы…»

    По наблюдениям эксперта, в интернете действуют группы неформалов, объединяющие людей, склонных к мелким административным правонарушениям, за которые не предусмотрено больших штрафов. В них объявляется о проведении акций, конкурсов — например, на лучшее видео, снятое верхом на поезде, — с призами: от зажигалок и до айпадов. В Сети можно найти интернет-магазины с аксессуарами для зацеперов. Существует даже бренд «ЗЦП».

    Читайте также: После драки на Хованском: наведен ли порядок в похоронной отрасли Москвы

    Почему сложно бороться с зацеперами? Потому что когда кто-то находится на электричке, ее необходимо останавливать. Задержка движения электропоездов парализует все движение на пути. В то же время охота за зацепером может лишь усугубить ситуацию: убегая от правоохранителей, он способен прыгнуть на пути и попасть под встречный поезд, может залезть на крышу вагона и попасть под электрическое напряжение.

    «Виноватых искать здесь бессмысленно, — считает Цветков. — МВД и РЖД делают все, что от них зависит, просто реальных механизмов для борьбы с этим злом нет».

    Эксперт солидарен с мнением сотрудников полиции о необходимости ужесточения наказания за езду на поезде «прицепом». При этом для организаторов зацеперских групп и сообществ пора вводить уголовную ответственность, а самих зацеперов, пойманных за этим развлечением, — лишать свободы на 15 суток.

    Автор: Екатерина Чалова
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях